Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных

заведений /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровскй, О.В.Соловьевой. 2-е испр.изд.

М.: Смысл, 1996. С.167-184.

2. Разработать 3-х дневную программу тренинга межкультурного взаимодействия для

старшеклассников, используя опыт личного участия в подобном тренинге на занятиях

практического блока курса и материалы учебно-методических пособий:

ВачковИ. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.,2000.

Гриценко В.В. Тренинг повышения эффективности социально-психологической

адаптации детей вынужденных мигрантов: Учебно-методическое пособие / В.В.Гриценко,

Н.Е.Шустова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004 – 140с.

Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе.

Кн.2. Программа тренинга. – М.: Изд-во РУДН, 2004. –300с.

Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе.

Кн.1. теория и методология: Научное издание.– М.: Изд-во РУДН, 2004. –195с.

Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности

для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – М.:

«Привет», 2004. – 358 с.

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы:

Объем реферата должен составлять 10-15 страниц, ссылки на литературу в

тексте обязательны.

Структурареферата:

а. Введение (актуальность темы, уровень разработанности проблемы в теории,

ссылки на авторов).

б. Основная часть.

в. Заключение (обобщение и выводы по теме).

г. Литература (не менее 7 использованных источников).

Критерии оценки реферата При написании реферата надо учитывать, что,

оценивая реферат, преподаватель обычно использует следующие критерии:

- умение сформулировать цель работы;

- умение подобрать научнуюлитературу по теме;

- полнота и логичность раскрытия темы;

- самостоятельность мышления;

- стилистическая грамотность изложения;

- корректность выводов;

15

- правильность оформления работы.

Объем реферативного сообщения должен составлять не менее 6 страниц,

ссылки на литературув тексте обязательны.

Структурареферативного сообщения:

а. Основная часть.

б. Литература (не менее 3 использованных источников).

16

4. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Вопросы к зачету по дисциплине ォКросс-культурная психологияサ.

1. Понятие о культуре, факторы формирования культуры.

2. Психологические характеристики культур.

3. Эмик- и этик-аспекты культуры.

4. Предмет и задачи кросс-культурнойпсихологии как науки.

5. Место кросскультурной психологии в системе наук, изучающих особенности

культур.

5. Психологическое измерение культур. Понятие культурногосиндрома.

6. Культурные синдромы Г.Триандиса: простота-сложность, индивидуализм-

коллективизм, открытость-закрытость.

7. Психологичекие измерения культур Г.Ховстеда: избегание неопределенности,

дистанция власти, маскулинность-фемининность.

8. Культураи познание – проблема в ракурсе истории.

9. Исследования влияния культуры на восприятие М.Коула и С.Скрибнера.

Проблема избирательности восприятия. Гипотеза перцептивного опыта.

10. Культураи мышление. Понятие об интеллекте в разных культурах.

11. Категоризация, память и решение задач в разных культурах.

12. Концепции «базовой» и «модальной» личности.

13. Понятие о национальном характере. Актуальный этнопсихологический статус

личности

14. Имплицитные теории личности. Самоконтроль. Самосознание. Социальные

стереотипы, социальная тревожность, локус контроля.

15. Самоконцепции как культурныйфеномен. Социальная и личная идентичность.

16. Культураи факторы ситуации общения: ценности, нормы, правила, роли.

17. Специфика вербального общения в различных культурах. Стили вербального

общения общения.

18. Специфика невербального общения в различных культурах.

19. Проксемика и тактильные взаимодействия в контексте культуры.

20. Чувство времени в разных культурах: полихромное и монохромное время.

21. Основные подходы к исследованию межгрупповых отношений.

22. Проблема неадекватности межгруппового восприятия.

23.Понятие о социокультурной адаптации, аккультурации.

24.Культурныйшок и этапы межкультурнойадаптации.

25.Факторы адаптации к новой культурнойсреде.

26. Последствия межкультурныхконтактов для групп и индивидов.

27.Техника повышения межкультурнойкомпетентности.

17

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Гриценко В.В., Константинов В.В. Тренинг оптимизации социально-психологической

адаптации вынужденных мигрантов: Учеб.-метод. пособие. Балашов: Изд-во

«Николаев», 2004. – 56 с.

2. Психология и культура Психология и культура /Под ред. Д.Мацумото. СПб: Питер,

2006. 718 с.

3. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учебник для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки и специальности "Психология".- 4-е изд.,

испр. и доп.- Москва: Аспект Пресс, 2007. 367 с.

Дополнительная литература

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.

Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог.

Психопедагог. Психоисторик / Акад.пед.и социальных наук; Моск.психол .- соц.ин-т

.- М.: Изд-во ин-та практ.психологии; Воронеж, НПО МОДЭК, 1996 .- 768: кх 1 экз.

Белик А.А. Культураи личность: Учебное пособие. М.: РГГУ, 2001.

Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. «Этническая идентичность: понятие, формирование,

модели измерений»

Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры .- СПб. :

Социально-психологический центр, 1996 .- 380 с.: очз 2 экз.

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учеб. пособие для студ.

старших курсов психол. ф-тов и отд-ний ун-тов.- М.: Издательство __________института

психотерапии, 2000.- 368: очз 2 экз.

Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов;

Мин-во образования РФ; Рос. академия образования; Моск. психолого-соц. ин-т .-

М. : Моск. психол .- соц. ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003 .- 240 с.: кх 1 экз.

Бороноев А.О., Смирнов П.И. Российский менталитет и реформы // Общество и

политика: Современные исследования, поиск концепций. - СПб., 2000. - С. 274-302.

Брушлинский, А.В. Культурно-историческая теория мышления: Философские проблемы

психологии: Электрон. ресурс / А.В. Брушлинский .- М.: Высшая школа, 1968 .- 104

с. // Электронная библиотека СГУ: Т.2 - психология: часть 1. мультимедийная

библиотека 1 экз.

Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб., 1999.

Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев .- СПб. : Речь, 2003 .-

174 с.: кх 1 экз.

ВачковИ. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -М.,2000.

Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие для студ. вузов по

спец. "Психология" / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой .- 2-е

изд., испр.- М.: Смысл, 1997 .- 373 с. очз 1 экз.

Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие для студ. вузов по

спец. "Психология" / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой .- 3-е

изд., испр .- М.: Смысл, 1999 .- 377 с очз 1 экз.

Воловикова М. Возвращение к себе (психология, символ, культура) /М. Воловикова, А.

Трофимов; РАН. Ин-т психологии .- М.: Товарищество Рос. книгоиздателей, 1995.-

191 с. : кх 1 экз

18

Воловикова, М.И. Представления русских о нравственном идеале / М.И. Воловикова;

Рос. академия наук, ин-т психологии .- М.: Изд-во "Институт психологии РАН",

2003.- 312 с. кх 1 экз.

Воловикова, М.И. Представления русских о нравственном идеале / М.И. Воловикова ;

Рос. Акад. наук, ин-т психологии .- Изд. 2-е, испр и доп .- М. : Институт психологии

РАН, 2005.- 332 с. кх 1 экз

ГордееваТ. О. Кросс-культурныйэксперимент // Методы исследования в психологии:

Гриценко В.В., Смотрова Т.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций этнических

мигрантов и их склонности к девиантному поведению // Психологический журнал,

2005. Том 26. №6. С.53-68

Гриценко В.В., Шустова Н.Е. Социально-психологическая адаптация русских

переселенцев в российском обществе» //Психологический журнал, 2004, том 25, №3,

с.25-33.

Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян

XIX в. - М., 1986.

Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии

понимания / РАН. Ин-т психологии .- М., 993 .- 116 с.: очз 3 экз.

Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. - М., 2002.

Кобозоева И.М. Немец, англичанин, француз и русский: Выявление стереотипов

национальных характеров через анализ коннотаций этнонимов // Вестник Моск. ун-

та. Сер. 9. - 1995. - № 3. -С. 100-118.

Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры//

Социальная психология личности. - М., 1979. -С. 85-113.

Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М., 1988.

Кон И. С. Этноцентризм // Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. -С. 812.

Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. -

М., 2003.

Коул М. Культурно-историческая психология. М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт

Психологии РАН», 1997.

КоулМ., Скрибнер С. Культураи мышление М.: Прогресс, 1999

Кочетков В.В. Психология культурных различий: Учебное пособие для вузов. М.:ПЕР

СЭ, 2002.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. - Ростов-на-

Дону, 1999.

ЛебедеваН.М. Введение __________в этническую и кросс-культурнуюпсихологию. -М., 1999.

ЛебедеваН.М. Новая русская диаспора. - М., 1997.

ЛебедеваН.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993.

Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный

диалог. Тренинг этнокультурнойкомпетентности. - М. РУДН, 2003.

Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Социально-психологические факторы этнической

толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных

регионах России // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5.- С. 31-54.

Лебедева, Н.М. Тренинг этнической толерантности для школьников: учебное пособие

для студентов психологических специальностей / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г.

Стефаненко.- М. : Привет, 2004 .- 358 с. кх 1 экз.

ЛопуленкоН.А. Использование фольклора в воспитании толерантности у школьников (на

примере пословиц народов России) // Толерантность и культурная традиция / Под

ред. М.Ю. Мартыновой. -М., 2002. -С. 325-393.

Лунева О. В. Социально-психологический тренинг в работе с персоналом //

Социологический сборник. - Вып. 6 / Под ред. В. А. Лукова. - М., 2000.

Лунева О.В. Социально-психологический тренинг. Мастер-класс (Практическая

психология). - М., 2002.

19

Лурье СВ. Историческая этнология. - М., 1998.

Майерс Д. Социальная психология. -СПб., 1997.

Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г.Витковской, А.Малашенко;

Моск. Центр Карнеги .- М., 1999 .- 196 с. очз 3 экз

Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.,

1989.

Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую

психологию. - СПб., 1995. - С. 66-83:

Психоанализ и культура : Избр. трудыК.Хорни и Э.Фромма .- М.: Юрист, 1995 .- 623 с .-

( Лики культуры). кх 1 экз.

Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 2000.

Психологи о мигрантах и миграции в России : Инф.-аналит. бюллетень №4 / Рос.

Красный Крест; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, ф-т психологии; Науч .- практ.

центр "Гратис" .- М.: Смысл, 2002 .- 159 с.: кх 1 экз.

Психологическая помощь мигрантам: травма смена культуры, кризис идентичности :

Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Под общ. ред.

Г.У. Солдатовой .- М. : Смысл, 2002 .- 479 с .: очз 1 экз., кх 2 экз.

Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической

работы / Под ред. Г.У. Солдатовой .- М.: Смысл, 2001 .- 279 с.: очз. 1 экз.

Резников, Е.Н__________. Методические проблемы этнической психологии / Е.Н. Резников .- М. :

Ин-т психологии РАН, 2005 .- 240 с .: кх 1 экз.

Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур: Игры и упражнения для

межкультурногообучения. - Калуга, 2001.

Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). - М., 1996.

Ситарам К.С, Когделл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. - 1992. -

№ 2. - С. 51-64; - № 3. - С. 60-68; - № 4. -С. 106-116; - № 5. - С. 100-107.

Солдатенков А.Н. Исследование этнических стереотипов в Ростовской области //

Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н.М.

Лебедевой, А.Н. Татарко. - М., 2002. -С. 212-252.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

Стефаненко Т. Г. Методы подготовки к межкультурномувзаимодействию // Стефаненко

Т.Г., ШлягинаЕ.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. -

М., 1996. - С. 55-78.

Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурнойсреде и пути ее оптимизации //Введение

в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных

заведений /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровскй, О.В.Соловьевой. 2-е испр.изд. М.:

Смысл, 1996. С.167-184.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2003.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки и специальности "Психология" / Т. Г.

Стефаненко .- 4-е изд., испр. и доп .- М.: Аспект Пресс, 2007 .-367, [1] с. Хранение:

аб 23 экз., кх 1 экз., очз 1 экз.

Стефаненко Т.Г., Солдатенков А.Н. Мастерская «Культурный ассимилятор» // Век

толерантности: Научно-публицистический вестник. -2001. -№3-4. - С. 136-145.

Толерантность и культурнаятрадиция / Под ред. М.Ю. Мартыновой. -М.,2002.

Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и

упражнения = Spiele? die verbinden Band 1, 2: Offenheit und Vertrauen in der

Anfangsphase : пер. с нем. / К. Фопель .- М. : Генезис, 2005 .- 336 с.: кх 1 экз.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура/ З. Фрейд .- М.: РЕНЕССАНС, 1992 .- 291 с.:

кх 1 экз., очз. 1 экз.

Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.

20

Холл__

 

 

Информация о работе Этническая психология