Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

Второй момент, заслуживающий внимания, заключается  в том, что следует рассматривать  жизнь людей на всем ее протяжении. Люди могут восставать против обычаев  в молодости, но, по мере взросления, принятие культурных норм и ценностей  часто демонстрирует свою функциональность. Очень часто родительские обязанности  даже самых яростных радикалов заставляют принять условности. Казино приводит обсуждение функциональной природы  идентичности людей в кросс-культурных ситуациях. Люди обладают большим количеством  возможных идентичностей в силу этнических корней (к-рые часто позволяет  делать заявления о множественной  этнической принадлежности), религиозной  принадлежности, путешествий в др. культуры, образования, опыта работы и т. д. Люди всегда могут выбрать  что-нибудь из этого «шведского стола», для того чтобы удовлетворить  требованиям различных ситуаций. Если члены определенной этнической группы получают доступ к стипендиям на получение высшего образования, то люди могут заново открыть свою связь с этой группой через  какого-то давно забытого родственника. Если желательно получить рабочее место, то можно попросить друга (издавна  приверженного трудовой этике) о  содействии.

Широкое использование  «культуры» как теоретически важной переменной

Любое определение  полезно до тех пор, пока оно помогает исследователям собирать более ценные данные. Существует опасность того, что понятие культуры станет настолько  широким, что это ограничит его  применимость. В своем обзоре исслед. по психологии развития Харкнесс указал на «невидимость культуры в психол. теории», утверждая, что исторически  сложившееся пренебрежение этим понятием привело к излишнему  упору на нативистские теории развития ребенка. Поскольку в процессе типичного  исслед. внутри любой одной страны множество аспектов культуры не оцениваются, рез-ты слишком часто списываются  на генетические факторы и присутствие  или отсутствие нек-рых предполагаемых универсальных процессов. Аналогичным  образом, Таухей указывал на важность культуры при анализе неудач повторных  исслед. в соц. психол.: «Быстро увеличивающийся  массив исследований по К.-к. п. вызывает у ученых сомнения в том, что мн. базовые открытия, касающиеся личности и микросоциальных процессов, можно  распространить на различные культуры».

Цели и преимущества кросс-культурных исследований

Извлекая пользу из теорет. осмысления «культуры» антропологами, психологи сами проанализировали цели кросс-культурных исслед. и те выгоды, к-рые они могут принести для  теории развития. Расширение спектра  переменных. К наиболее часто упоминаемым  выгодам кросс-культурных исслед. относится  расширение спектра независимых  переменных, или более широкий  спектр возможных реакций на зависимые  переменные в др. культурах или  при проведении кросс-культурных сравнений. Несомненно, самым показательным  примером является возраст, в к-ром  отнимают детей от груди. Если исследователи  интересуются связью между возрастом  отнятия от груди и др. решениями  родителей относительно поведения, связанного с воспитанием детей, или между возрастом отнятия  от груди и будущей взрослой личностью  выросших детей, то в пределах одной  культуры здесь наблюдается весьма незначительный разброс. В США и  большинстве стран Западной Европы ребенка отнимают от груди в возрасте от 6 мес. до 1 года. Однако поскольку  общепринятый возраст в др. культурах  варьирует в широких пределах и может достигать иногда 5 лет, то в том случае, если ученые сравнивают выборки из разных культур, они могут установить связь такого параметра, как возраст отнятия от груди, с др. переменными. В Архивах челов. отношений (HRAF — Human Relations Area Files), прекрасно структурированной компиляции информ., относящейся к сотням культур, собраны сведения, касающиеся множества проявлений повседневного поведения людей во всем мире. Данные, содержащиеся в них, были в основном собраны антропологами и поэтому относились по большей части к области их интересов (родство, землевладение, ритуалы). Эти данные касались непосредственно наблюдаемого поведения — возраста отнятия от груди, дисциплинарных мер, применяемых родителями, и количества людей, осуществляющих заботу о детях. Сведения о более абстрактных вопросах, интересующих психологов, к-рые можно было бы собрать, только проведя обширные опросы (напр., представления людей об интеллекте, желательных чертах личности ребенка, к-рые помогали бы детям справиться с будущими переменами в жизни), присутствуют в Архивах лишь фрагментарно.

В одной из первых крупномасштабных исследовательских  программ, целью к-рой было установить, какие теории — научения или врожденных способностей — больше соответствуют  истине, Сегалл и др. попытались соотнести  особенности окружения, в к-ром  воспитывались люди, и независимо оцениваемые перцептивные механизмы. Однако авторы не смогли эффективно провести свою работу ни в одной стране мира, поскольку в каждой конкретной стране спектр особенностей среды был относительно узок. Тогда они исследовали значительное количество различных культур, черты  к-рых варьировали в широком  диапазоне, особенно такие особенности, как присутствие или отсутствие зданий, построенных с помощью  орудий труда, количество прямых углов  в расположении строительных конструкций  и открытых перспектив, уходящих к  горизонту. Данные, касающиеся реакций  людей на ряд зрительных иллюзий, что и являлось тестом перцептивных тенденций в данном исследовательском  проекте, собирались на 17 различных  выборках в США, Африке и на Филиппинах. Т. к. у представителей различных  культур были выявлены большие различия в подверженности зрительным иллюзиям, систематически связанные с особенностями  окружающей среды, это было расценено  как доказательство существования  перцептивных механизмов, приобретаемых  в процессе научения. Заслуживает  особого упоминания важная методологическая особенность этой работы, к-рая может  оказаться полезной для разнообразных  кросс-культурных исслед. Сегалл и др. обнаружили, что люди, принадлежащие  к культурам, где изобиловали  строения с прямыми углами (получившие название «среды, созданной плотником» (carpentered environment)), оказались более  чувствительными к иллюзии Мюллера—Лайера, тогда как представители культур, где преобладали открытые перспективы, были более восприимчивы к горизонтально-вертикальной иллюзии. Так, жители США, по сравнению  с африканскими деревенскими жителями, были более восприимчивы к первой иллюзии и менее — ко второй. Взаимодействие между выборкой и  стимулами исключает множество  возможных альтернативных объяснений, таких как незнакомство с задачей  в одной или неск. выборках.

Несмешивающиеся переменные

Интригующая возможность  состоит в том, что переменные, к-рые встречаются вместе в одной  культуре и, следовательно, смешиваются  при любом статистическом анализе, можно изучить по отдельности  в др. культурах или путем кросс-культурного  сравнения. Классическим примером этого  является анализ поведения, к-рое З. Фрейд наз. «эдиповым комплексом», проведенный Б. Малиновским. При  кросс-культурном анализе эдипова  комплекса оказалось, что наблюдения Фрейда основывались лишь на ограниченном наборе условий, существовавших в Вене в конце XIX в.

На островах Тробриан Малиновский наблюдал, что отец отнюдь не всегда становится объектом враждебности мальчика. Неприязнь была скорее направлена против брата матери, к-рый в этой культуре поддерживал дисциплину. Т. о., исходя из того, кто является источником поддержания дисциплины, вызывая  к себе нелюбовь, можно было предсказать  напряженные отношения мальчика со своим дядей по материнской  линии. Малиновский высказал предположение, что мальчик действительно может  испытывать неприязнь к отцу, но вовсе не потому, что отец является любовником матери, а вследствие выполнения им дисциплинарных функций. Т. о., кросс-культурные наблюдения проясняют ситуацию, существующую у европейско-американских народов.

Во мн. работах  «кросс-культурные» или «культурные» переменные служат просто ярлыками для  пакета смешиваемых понятий. Анализируя межкультурные браки, Фонтейн и  Дорх работали с различными категориями  супружеских пар, что позволило  им разложить на составляющие чрезмерно  общий термин «кросс-культурный». Они  собирали данные о парах, состоящих  в межэтнических браках, в к-рых  супруги имели различный цвет кожи; о парах, состоящих из выходцев из различных стран, но не различающихся  по цвету кожи; и о парах, в к-рых  супруги принадлежали к различным  религиозным конфессиям. Кроме того, они собирали данные о внутрикультурных браках, с тем чтобы дифференцировать проблемы, с к-рыми сталкиваются все  женатые пары, от тех, к-рые имеют  межкультурный аспект. Исследователи  обнаружили, что в межэтнических  браках наблюдалась иная динамика, чем в парах, в к-рых супруги  были выходцами из разных стран. Межэтнические  пары заявляли о большем количестве трудностей, к-рые, как они чувствовали, проистекали из внешних факторов в их общинах, тогда как пары выходцев из разных стран, не различающиеся по цвету кожи, усматривали больше проблем, связанных с внутренними факторами  брачных партнеров или самих  браков. Авторы истолковали эти рез-ты как демонстрацию того, что иная страна происхождения не порождает  такой же уровень отрицательной  реакции общины, как различия в  цвете кожи. Т. о., межэтнические пары на самом деле сталкиваются с внешними факторами, на к-рые они должны реагировать  и к-рые, что весьма естественно, привлекаются для объяснения мн. проблем, связанных с браком. Различия между  странами не так заметны для общины, но они реальны для супругов, поэтому  супруги, происходящие из разных стран, относят больше проблем на счет внутренних факторов, чем межэтнические пары. Важный методический момент заключается  в том, что Фонтейн и Дорх не смогли бы провести различия в локусе атрибуции (внутреннем или внешнем), если бы они работали только с широкой  категорией «кросс-культурных браков». Вместо этой категории они разложили  агрегированную переменную на важные составные части межэтнической  пары и пары, состоящей из выходцев из различных стран.

Исследование контекста, в котором происходит поведение. Окружающую среду чрезвычайно трудно операционализировать. Исслед. соц. контекста  стало предметом интенсивных  исслед. психологов, занимающихся кросс-культурными  проблемами. Поскольку приезжающие  исследователи не имеют слишком  большого опыта в отношении повседневного  соц. контекста, то в др. культурах  они могут легче абстрагироваться от соц. ситуаций и сформулировать гипотезы об относительном вкладе индивидуальных и контекстуальных факторов.

Время от времени  психологи, заинтересованные в применении рез-тов исследований, могут с  пользой применить знания соц. контекста. Джордан и Тарп разраб. программы  для обучения чтению гавайских детей. Они не добились сколько-нибудь значимого  успеха, позаимствовав уже готовые  программы. Но когда ученые исследовали  повседневное поведение детей в  их домах и в их собственной  общине, они обнаружили, что дети проводят очень много времени, рассказывая  истории друг другу или слушая рассказы взрослых. Тогда исследователи использовали эту практику на уроках, и навыки чтения быстро и существенно улучшились.

Т. н. стандартизированные  тесты рассчитаны на учеников средней  школы в США. Возник вопрос: пригодны ли эти тесты для детей из др. культур? Этой трудной проблемой  занимались самые выдающиеся специалисты  по теории тестов. Ответ зависит  от соц. контекста, в к-ром предполагается использовать рез-ты тестов. Если на их основании делать выводы о базовой  компетенции детей, о том, как  они мыслят, или сравнивать их врожденные способности с представителями  др. групп, тесты будут использоваться несправедливо и не будут давать реальной картины. Однако если целью  тестирования будет оценка успешности обучения детей из какой-то одной  культурной группы в школах, к-рые  более привычны детям из др. культурной группы, тогда тесты могут дать справедливые результаты.

Максимизация различий характеристик респондентов. Если гипотезы получают подтверждение в различных  странах, то они заслуживают более  серьезного отношения, чем предположения, подтвержденные лишь исслед. гомогенного  населения одной страны. При кросс-культурных исслед. вариация характеристик респондентов, не относящихся непосредственно  к гипотезам, максимальна, и часто  эту вариацию чрезвычайно сложно получить в одном месте исслед. Тем не менее если открытие подтверждается, невзирая на вариацию, вызванную др. культурами, то гипотеза, должно быть, очень прочна.

Исслед. по соц. психол., проведенные в США, показывают, что  существует сильная взаимосвязь  между воспринимаемым сходством  двух и более людей и уровнем  привлекательности их друг для друга. Брюер выясняла причины соц. дистанции  между целыми группами, обладающими  действительными различиями, различными целями и, иногда, ист. конфликтующими друг с другом. Она проверила прочность  гипотезы о связи сходства и аттракции, собрав данные о межгрупповом восприятии для 30 племенных групп в Восточной  Африке.

Прочность этой гипотезы можно проверить при наличии  существенной дополнительной вариации, к-рую создают различные места  исслед. (в Африке), различия в экономике  образовательном прогрессе и  различия в физ. расстоянии между  племенами. Рез-ты показали, что воспринимаемое сходство оказалось самым мощным предиктором аттракции, измеряемой по шкале соц. дистанции.

Общекультурная  и культуроспецифичная системы  координат: эмика и этика 

Эмика (emics) и этика (etics) относятся к двум целям или  задачам кросс-культурных исслед. Одна из них предполагает установление законов, достоверных для всех культур, и  создание теорет. рамок, полезных для  сравнения челов. поведения в  условиях различных культур. Это  — «этическая» цель. Др. задачей  кросс-культурных исслед. яв-ся формулировка принципов, справедливых для любой  отдельной культуры, при этом уделяется  внимание тому, что сами люди считают  важным для себя и с чем они  знакомы. Подобный анализ должен исключить  заимствованные извне культурные схемы, поскольку, по определению, исследователь  не в состоянии проникнуть в суть эмики, используя чужеродные средства; средства должны быть местными. Это  — «эмический» тип анализа.

Ученые, занимающиеся кросс-культурными исслед., пытаются в своей работе одновременно быть и этичными, и эмичными. Система, предложенная Брислином, заимствованная из более ранней работы Пржеворского и Тьюна, дает хорошее представление  о таких попытках. Исследователь  приступает к проверке концепции, к-рая  может обладать кросс-культурной валидностью, не забывая о том, что не все стороны этой концепции в разных культурах должны быть одинаковыми. Эти аспекты могут различаться как для культур разных народов, так и для различных культур и даже субкультур в пределах одной страны.

Эмика и этика  на практике: исследования авторитарного  консерватизма 

Миллер, Сломчински и Шонберг изучали смысловое  значение, к-рое вкладывается в понятие  «авторитарный консерватизм» в  Польше и США. Они попытались найти  набор таких критериев для  оценки, к-рые имели бы смысл для  респондентов из обеих стран. Затем  с помощью этих критериев можно  было бы измерить общекультурное или  индивидуальное значение для респондентов из США и Польши. Помимо этого, исследователи  пытались найти параметры, к-рые  измеряли бы культуроспецифичные аспекты  понятия авторитарного консерватизма. Был составлен один список параметров, обеспечивающий успех измерений  в Польше, и еще один — для  успешной оценки дополнительных аспектов в США. Эмико-этический подход подразумевает  высокую вероятность того, что  понятия имеют различное смысловое  значение в различных культурах. Вместо того чтобы заламывать руки и сетовать на трудности при проведении измерений в разных культурах, исследователи, придерживающиеся этого подхода, за исходную точку принимают необходимость  рассматривать и общекультурные, и культуроспецифичные аспекты  различных понятий.

Информация о работе Этническая психология