Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: толерантность как психологическая категория до сих пор остается недостаточно раскрытой. Психология толерантности, предложенная Г.Л. Бардиер в качестве отдельной ветви социальной психологии, только переживает период становления. Недостаточно охарактеризована структура толерантности, её сущностные характеристики и компоненты. Концепции психологии толерантности многообразны и не всегда согласованны, а область профессиональной толерантности до сих пор остаётся практически неисследованной.

Содержание

Введение______________________________________________________3
Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста_________________5
1.1 Определение, критерии и виды толерантности____________________5
1.2 Сущность понятия «профессиональная толерантность»____________12
1.3 Специфика проявления и формирования профессиональной толерантности в младшем школьном возрасте______________________16
Выводы по первой главе________________________________________20
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________21
2.1 Организация и методы исследования____________________________21
2.2 Результаты исследования профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________________28
2.3 Программа формирования профессиональной толерантности детей младшего школьного возраста___________________________________35
Выводы по второй главе________________________________________37
Заключение___________________________________________________37
Литература_______________________

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 139.24 Кб (Скачать файл)

 «Признание»  как показатель профессиональной толерантности – это способность узнавать, распознавать в человеке социальное, культурное и иное своеобразие, отмечать его индивидуальность, видеть, опознавать в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а так же осознание его права быть иным. Показателю «признание» соответствуют вопросы: «Кто изображен на карточке?», «Кто это?», «Среди твоих родных, знакомых тебе людей есть такие же?». Выявляется высокий, средний и низкий уровни проявления данного компонента.

Проявление показателя «признание» на высоком уровне: ребенок  правильно отвечает на вопросы, соотносит  человека, изображенного на карточке по внешнему облику, по совокупности анатомических, функциональных и социальных признаков, доступных конкретно-чувственному отражению ребенку, с представителем соответствующей социальной группой, социальной категорией (профессиональной, спортивной, этнической).

Проявление показателя «признание» на среднем уровне: ребенок  отвечает на вопросы, но по источникам визуальной информации неверно соотносит  человека с представителем соответствующей  социальной группой, социальной категорией, определяет лишь половую принадлежность субъекта.

Проявление показателя «признание» на низком уровне: ребенок  не может опознать человека, изображенного  на карточке, на вопрос отвечает «Не  знаю».

«Понимание» как  показатель профессиональной толерантности – это выявление, определение у человека индивидуального своеобразия, отличительности проявляемых социально-культурных признаков, интерпретация их природы возникновения и применения (воспроизведения), и обнаружение, познанию, приписывание им определенного социально-ценного, функционально-ролевого смысла, значения, постижение и порождение смысловой нагрузки существования «Другого». Показателю «понимание» соответствуют вопросы: «Чем этот человек занимается?», «Чем он увлечен?», «Что он делает сейчас?», «Что он делает обычно?». Уровень проявления показателя «понимание» выявляется относительно профессиональных и спортивных групп. Выявляется высокий и низкий уровни проявления данного компонента.

Проявление показателя «понимание» на высоком уровне: ребенок  правильно отвечает на вопросы, способен обнаружить, определить по знаковым системам внешнего облика человека, изображенного  на карточке, его функционально-ролевое  предназначение, интерпретировать социально-ценный смысл, общественное значения. Если ребенок  проявляет высокий уровень понимания, то ему задается вопрос: «Есть ли среди родных, знакомых людей, которые  занимаются таким же делом (той же профессией)?»

Проявление показателя «понимание» на низком уровне: ребенок  не отвечает на вопрос.

Исследование эмоционального компонента профессиональной толерантности у детей осуществляется по показателям: «интерпретация чувств», «эмоции».

«Интерпретация  чувств» как показатель профессиональной толерантности – это активизация связей внешне наблюдаемых признаков внешнего облика человека с психологическими качествами личности. В процессе интерпретации особенности внешних проявлений (внешность, выразительные движения, поведение, деятельность человека) воспринимаются как признаки психологических качеств личности, которые не даны непосредственному восприятию, а конструируются сознанием ребенка. Основанием для интерпретации служит внешний облик человека (А.А.Бодалев, 1965, В.Н.Панферов, 1969), невербальное поведение (В.А.Лабунская, 1986), невербальный текст общения (Е.А. Петрова, 1999) и др. Показателю «интерпретация чувств» соответствуют вопросы:  «Какой это человек, изображенный на картинке?», «Он добрый, злой, хороший или плохой?», «Почему?». Выявляется высокий, средний и низкий уровни проявления данного компонента.

Проявление показателя «интерпретация чувств» на высоком  уровне: ребенок приписывает человеку, изображенному на карточке положительные  качества, воспринимает его как доброго  и хорошего человека.

Проявление показателя «интерпретация чувств» на среднем  уровне: ребенок приписывает человеку, изображенному на карточке и положительные  и отрицательные качества.

Проявление показателя «интерпретация чувств» на низком уровне: ребенок приписывает человеку, изображенному  на карточке отрицательные качества, воспринимает его как злого и  плохого человека.

Для выявления показателя профессиональной толерантности «эмоции» ребенку дается задание: «Выбери для человека, изображенного на картинке, подходящую эмоцию». Психолог предлагает ребенку карточки с различными эмоциями (в виде «смайликов»). Выявляется высокий, средний и низкий уровни проявления данного компонента.

Проявление показателя «эмоции» на высоком уровне: ребенок  выбирает человеку, изображенному на картинке, эмоции «смех», «радость», «улыбка».

Проявление показателя «эмоции» на среднем уровне: ребенок  выбирает человеку, изображенному на картинке, разные эмоции «смех», «радость», «улыбка», «грусть», «страх», «злость».

Проявление показателя «эмоции» на низком уровне: ребенок  выбирает человеку, изображенному на картинке, эмоции «злость», «страх», «грусть».

Выявленные в  ходе исследования толерантные установки, потребности, интересы, отношения позволяют  экспериментатору определить перспективные  направления взаимодействия детей  с различными «Другими».

 

2.2 Результаты исследования профессиональной толерантности у младших школьников.

Результаты исследования когнитивного компонента профессиональной толерантности у младших школьников.

Одним из социально-психологических  механизмов профессиональной толерантности является процесс идентификации, при этом профессиональная толерантность и идентификация рассматриваются как взаимосвязанные процессы. Поэтому прежде чем перейти к анализу результатов исследования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста, необходимо выявить, с какой группой «Других» они себя идентифицируют.

Было выявлено, что  дети младшего школьного возраста идентифицируют себя только с профессиями, то есть они проявляют неосознаваемое уподобление, отождествление себя лишь с представителями  профессиональной группы. Следует учесть тот факт, что девочки и мальчики выбирали карточки с изображением человека того же пола. Это может свидетельствовать  скорее даже о половой идентификации, чем профессиональной.

Мальчики идентифицируют себя с милиционером, художником, поваром, а девочки – с учителем и  балериной. В ответах девочек  имеются высказывания о том, что  балерина «красивая», «хочу быть такой  же красивой» и т.д. Высокий уровень  идентификации девочек с данной профессией и, вместе с тем, высокий  уровень проявления всех уровней  социальной толерантности у девочек  младшего школьного возраста, эмпирически  показывают, подтверждают теоретические  предположения разных авторов о  том, что процессы идентификации  и толерантности тесно взаимосвязаны. Красота и внешняя привлекательность  «Другого» (в данном исследовании «Другим» субъектом выступает актриса) у девочек младшего школьного возраста в социальном взаимодействии вызывает положительные реакции. Так, в игре выбирают, в первую очередь, таких детей, которые внешне привлекательны, симпатичны. В нашем случае, балерина воплощает материальный образ тела. Как правило, балерины имеют тонкую талию, особым образом подчеркивают черты лица, что позволяет видеть в ней большие глаза и рот, длинные ресницы. Можно привести результаты исследования Ланглау и его коллег: оценки привлекательных людей и общение с ними более позитивны, а значит и более толерантны. Влияние привлекательности знакомого человека имеет устойчивый и всеобщий характер, включая первоначальное впечатление и реальные взаимодействия. Поэтому привлекательность «Другого» и возникающая на этой основе идентификация с ним, имеют большое значение в формировании и проявлении профессиональной толерантности в период детства.

Когнитивный компонент  профессиональной толерантности детей младшего школьного возраста изучался нами при помощи методики «Дерево и люди» по показателям «признание» и «понимание». При этом нами рассматривались особенности проявления данных показателей по профессиональной толерантности.

Рассмотрим результаты исследования проявления профессиональной толерантности по показателям «признание»  и «понимание» у детей младшего школьного возраста. Результаты исследования проявления показателя профессиональной толерантности «признание» у  младших школьников представлены на Рисунке 1.

Из рисунка 1 наглядно видно, что профессиональная толерантность  по показателю «признание» детей младшего школьного возраста по отношению ко всем типам профессий проявляется на высоком уровне: «повар» (80% детей), «учитель» (75% детей), «милиционер» (100% детей), «врач» (95% детей), «художник» (80% детей), «балерина» (100% детей).

Рисунок 1. Уровни проявления показателя профессиональной толерантности «признание» удетей младшего школьного возраста (в %)

 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что дети проявляют высокую способность  соотносить людей, изображенных на карточке по внешнему виду (специальная одежда, форма, наличие специальных орудий труда, атрибутов) и действию с представителем профессиональной группы.

20% детей младшего  школьного возраста идентифицировали  человека на карточке «художник»  с «дяденькой, что свидетельствует  о среднем уровне проявления  показателя «признание». То есть  эти дети по источникам визуальной  информации соотносят субъекта  не с профессиональной, а с  половой принадлежностью.

20-25% детей младшего  школьного возраста идентифицировали  человека на карточке «учитель»  со своей классной руководительницей,  а карточку «повар» со школьным  поваром, что также свидетельствует  о среднем уровне проявления  показателя «признание». Эти дети  соотносят субъекта с личностной  принадлежностью.

Далее нами были проанализированы результаты исследования проявления профессиональной толерантности по показателю «понимание» у младших школьников, которые наглядно отображены на Рисунке 2.

Рисунок 2. Уровни проявления показателя профессиональной толерантности «понимание» у детей младшего школьного возраста(в %)

 

Анализируя рисунок 2 можно сказать, что у детей  показатель профессиональной толерантности  «понимание» проявляется на высоком  уровне. Практически все дети правильно  описали действия людей разных профессий, изображенных на карточках, у младших школьников сформировано представление о функциональном предназначении этих профессий.

Таким образом, когнитивный  компонент профессиональной толерантности  у младших школьников проявляется на высоком уровне.

 Также нами  были получены результаты эмоционального  компонента социальной толерантности  детей младшего школьного возраста с помощью методики «Дерево и люди». Уровень проявления эмоционального компонента социальной толерантности исследовался по показателям «интерпретация чувств» и «эмоции». По отношению к представителям такой социальной группы как «профессия» нами было выявлено следующее. Результаты отражены на Рисунке 3.

Рисунок 3. Уровни проявления показателя профессиональной толерантности  «интерпретация чувств» у детей  младшего школьного возраста (в %)

 

Из Рисунка 3 наглядно видно, что у детей младшего школьного  возраста по отношению к социальной группе «профессии» проявляется  высокий уровень профессиональной толерантности по показателю «интерпретация чувств». Младшие школьники проявляют тенденцию приписывания положительных качеств всем профессиям, то есть у них активизируются связи наблюдаемых на рисунках признаков внешнего облика людей разных профессий с положительными качествами личности.

Эмоциональный компонент  социальной толерантности у младших  школьников исследовался нами по показателю «эмоции». Детям предлагались карточки с различными эмоциями и для каждого  человека, изображенного на картинках, необходимо было подобрать подходящую эмоцию. Результаты отражены в Таблице 1.

Таблица 1

Выбор эмоций детьми младшего школьного возраста (в %)

 

Эмоции

Частота выборов (%)

«Художник»

«Врач»

«Учитель»

«Балерина»

«Повар»

«Милиционер»

Названия

Баллы

Злость

1

5

0

10

0

0

20

Страх

2

5

0

0

5

0

0

Грусть

3

0

0

0

0

0

0

Улыбка

4

25

50

35

35

20

45

Радость

5

35

40

45

30

55

10

Смех

6

30

10

10

30

25

25

Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников