Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: толерантность как психологическая категория до сих пор остается недостаточно раскрытой. Психология толерантности, предложенная Г.Л. Бардиер в качестве отдельной ветви социальной психологии, только переживает период становления. Недостаточно охарактеризована структура толерантности, её сущностные характеристики и компоненты. Концепции психологии толерантности многообразны и не всегда согласованны, а область профессиональной толерантности до сих пор остаётся практически неисследованной.

Содержание

Введение______________________________________________________3
Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста_________________5
1.1 Определение, критерии и виды толерантности____________________5
1.2 Сущность понятия «профессиональная толерантность»____________12
1.3 Специфика проявления и формирования профессиональной толерантности в младшем школьном возрасте______________________16
Выводы по первой главе________________________________________20
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________21
2.1 Организация и методы исследования____________________________21
2.2 Результаты исследования профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________________28
2.3 Программа формирования профессиональной толерантности детей младшего школьного возраста___________________________________35
Выводы по второй главе________________________________________37
Заключение___________________________________________________37
Литература_______________________

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 139.24 Кб (Скачать файл)

10.Межклассовая толерантность – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым

11.Сексуально–ориентационная толерантность – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

12.Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргиналам) – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.

Применительно к  личности психологи различают несколько  видов толерантности:

1. Естественная (натуральная) толерантность. Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребёнку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е её персонализации ещё не привёл к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Наличие естественной толерантности позволяет малыш принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращения с ними.

2.Моральная толерантность. Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

3.Нравственная терпимость.  Она предполагает принятие и доверие, которое ассоциируется с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это даёт личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удаётся.

Сферами проявления толерантности, называемых также её видами, по Г.Л.Бардиер[5] являются «гендерная, возрастная, географическая, физиологическая, образовательная, межнациональная, расовая, религиозная, политическая, сексуально-ориентационная и маргинальная». Е.С.Сухих, [35] в отличие от Г.Л.Бардиер, различает следующие сферы: 1) межпоколенная; 2) гендерная; 3) межличностная; 4) межэтническая; 5) межкультурная; 6) межконфессиональная; 7) профессиональная; 8) управленческая; 9) социально-экономическая; 10) политическая».

Интолерантность как противоположность толерантности, по формулировке А.Г.Сабирова, [22] представляет собой «неуважение, непринятие и неправильное понимание богатого многообразия нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В своей основе интолерантность есть нетерпимость к чужим мнениям, действиям, идеям и верованиям, неготовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от его собственных убеждений и взглядов».

Интолерантность -  это проявление нетерпимости по отношению к людям на основании самых разнообразных признаков. Интолерантное отношение опирается на этноцентризм, предубеждения и предрассудки.

Проявления интолерантности

Этноцентризм – это склонность человека оценивать различные социальные и природные явления на основании норм и обычаев своей группы

Предубеждение –  враждебное или негативное отношение  к группе людей, основанное исключительно  на принадлежности к иной группе.

Предрассудок –  негативная оценка людей, заведомо ложное суждение, исключительно на основании  их принадлежности к иной группе.

Дискриминация –  негативное поведение или призывы  к негативному поведению по отношению  к людям исключительно на основании  их принадлежности к иной группе.

Ксенофобия –  навязчивый страх, боязнь незнакомых людей, враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному.

Экстремизм –  приверженность крайним, преимущественно  насильственным средствам ради достижения цели.

Национализм – идеология, политика, общественная психология и  общественная практика, сущность которой  являются идей национальной исключительности, обособленности и пренебрежения  к другим нациям.

Терроризм – агрессивные, насильственные действия экстремистки настроенных групп, целью которых  является стремление вызывать состояние ужаса не только у своих жертв – заложников, но и у всех остальных людей.

Таким образом, понятие  толерантности, хотя и отождествляется  большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность —  не пассивное, неестественное покорение  мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания  между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

 

1.2  Сущность  понятия «профессиональная толерантность».

Профессиональная  толерантность проявляется в  рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами).

Толерантность специалистов обусловлена наличием положительного образа их профессиональной группы и  способностью принятия всего многообразия существующего общества. Потому профессиональная коммуникативная толерантность  специалистов в первую очередь обусловлена их общей коммуникативной толерантностью, отражающей отношение к людям в целом, обусловленное жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами и состоянием психического здоровья.

Толерантность в  профессии носит в основном конвенциональный

характер, то есть соответствует  принятым в данной профессиональной сфере нормам.

В качестве предпосылок толерантности специалистов могут быть рассмотрены мотивы; черты личности и характера; установки; типы реагирования; стратегии и тактики конфликта; коммуникативные умения, установки и стратегии; личностные ценности; уровни морального развития; типы мироощущения; эмпатия; личностная зрелость и пр.

Основными чертами  толерантного специалиста принято  считать ценностные ориентации на терпимость к людям, низкий уровень агрессивности, эмпатию, адекватную самооценку, высокий уровень самоактуализации, широту и гибкость мыслительных процессов, ответственность, способность к рефлексии, высокий самоконтроль, чувство юмора, стратегии компромисса и сотрудничества при решении конфликтных ситуаций [2; 5; 6; 7;12; 14; 17]. Е.С.Сухих [34] конкретизирует образ толерантного человека: «Для толерантного человека характерно: 1) знание самого себя; 2) защищенность; 3) ответственность; 4) отсутствие ярко выраженной потребности в определенности; 5) ориентация на себя; 6) отсутствие приверженности социальному порядку (для интолерантного человека, наоборот, свойственна приверженность социальному порядку: стремление принадлежать партии, национальности, группировке); 7) способность к эмпатии; 8) чувство юмора; 9) демократизм в противоположность авторитаризму».

Следует также отметить невербальные средства коммуникации, служащие выражением толерантного отношения. Улыбка, кивание, лёгкое поднятие бровей, подмигивание, внимательный взгляд, распахнутые руки, рукопожатия, объятия, похлопывания по плечу, поглаживания, аплодисменты и т. д. символизируют в нашей стране толерантное отношение. Хмурое выражение лица, взгляд из-под полуприкрытых век или направленный в сторону, а также пристальный, враждебный, вызывающий замешательство; вздёрнутый подбородок, искривленные, поджатые или закушенные губы, скрещенные на груди руки, поза «руки в боки», сжатые кулаки и т. д. служат невербальным выражением интолерантности [5; 17; 30].

Таким образом, личностная толерантность специалистов зависит как от внутренних факторов (морально-этических, характерологических и коммуникативных особенностей, стратегий и тактик конфликта, ценностей, установок и пр.), так и от внешних причин (законодательно-правовых нормативов, воспитания, характера деятельности и пр.). Способами выражения толерантности / интолерантности являются не только вербальные, но также и невербальные средства коммуникации.

Толерантные специалисты отличаются демократичностью, дружелюбием и открытостью, ценят независимость и доброту, ищут баланс интересов, признают возможность духовного роста и свободы выбора, оптимистично настроены по отношению к людям, видя в них лучшее, всегда готовы рассмотреть альтернативные пути, решения, варианты.

Интолерантные специалисты авторитарны, уверены, боевиты; ориентированы на власть, достижения, престиж, богатство, имидж и собственные интересы; полагают, что агрессивность, эгоизм и лень заложены в природе человека; считают его объектом манипуляции со стороны других людей и высших сил; не способны видеть альтернативу. Невербальные служат косвенным выражением толерантности / интолерантности личности в процессе взаимодействия.

Толерантные специалисты ценят независимость и доброту, ищут баланс интересов, признают возможность духовного роста и свободы выбора, оптимистично настроены по отношению к людям, всегда готовы рассмотреть альтернативные пути, решения, варианты. Им присущи юмор, дружелюбие, открытость, адекватная самооценка, ощущение комфорта и безопасности и готовность вникнуть в отличную от своей точку зрения. Они ориентированы на личностную независимость и свободу, принятие всего многообразия мира; не педантичны, умеют сопереживать и адекватно судить о людях.

Интолерантные специалисты авторитарны, уверены, боевиты; ориентированы на власть, достижения, престиж, богатство, имидж и собственные интересы; полагают, что агрессивность, эгоизм и лень заложены в природе человека; считают его объектом манипуляции со стороны других людей и высших сил; не способны видеть альтернативу.

Формирование профессиональной толерантности лучше начинать в  младшем школьном возрасте.

Е.С. Рапацевич [7] дает следующую характеристику младшего школьного возраста. Младший школьный возраст 6(7)-10-летних детей, обучающихся в I-III классах современной отечественной начальной школы.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое  развитие ребенка, обеспечивающее возможность  систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной  системы в целом. Начало школьного  обучения практически совпадает  с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение  в системе социальных отношений  и деятельности ребенка совпадает  с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует  большого напряжения и мобилизации  его резервов. Начало обучения в  школе ведет к коренному изменению  социальной ситуации развитии психики  детей на данном возрастном этапе. Младший  школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного  преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный  характер и становятся осознанными  и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением и т.д. [7].

В начальной школе  формирование толерантного отношения  к окружающим людям имеет своей  целью воспитание у младшего школьника  чувства уверенности в себе и  уважения самого себя и других.

Основа гуманного отношения к людям, способность к сопереживанию, к сочувствию проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому считается, что у детей нужно сформировать не только представление о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

Необходимо научить  детей принимать представителей разных профессий такими, какие они есть. Критика должна быть конструктивной. Данная критика не может быть направлена на конкретную личность, она должна быть обращена к трудной ситуации. Нельзя навешивать ярлыки: «ты неумеха», «ты лентяй» и т. п. Такая обобщенная критика унижает достоинство человека, и он отказывается от решения трудных для себя задач.

 

1.3 Специфика  проявления и формирования толерантности  в младшем школьном возрасте.

В становлении личности особую роль играет самостоятельное  нравственное поведение ребенка, которое  является необходимым условием формирования активной жизненной позиции, способности  нравственного мышления и ответственного выбора поступка. Отношение к другим людям – не зависимо от их профессии – воспитывается на основе взаимосвязи следующих аспектов:

- познавательные  ценности: у ребенка появляется  социальная ориентация на точку  зрения другого человека, на его  эмоциональное состояние, отношение  к действию другого как к  поступку;

- ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать  на окружающих, оказывать на них  влияние, брать под свою защиту  и помогать им;

- ценности переживания:  ребенок замечает, что рядом с  ним люди такие же, как он, и  в то же  время отличные от  него, т.е. в нем впервые рождается чувство значимости другого.

Методы  воспитания толерантности -  это  способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

Рожкова М.И., Байбородова Л.В.  Ковальчук М.А. выделяют следующие методы воспитания толерантности:

Интеллектуальная сфера

метод убеждения

самоубеждение

 

Методы

формирования

толерантных

установок

 

Эмоциональная сфера

Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников