Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: толерантность как психологическая категория до сих пор остается недостаточно раскрытой. Психология толерантности, предложенная Г.Л. Бардиер в качестве отдельной ветви социальной психологии, только переживает период становления. Недостаточно охарактеризована структура толерантности, её сущностные характеристики и компоненты. Концепции психологии толерантности многообразны и не всегда согласованны, а область профессиональной толерантности до сих пор остаётся практически неисследованной.

Содержание

Введение______________________________________________________3
Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста_________________5
1.1 Определение, критерии и виды толерантности____________________5
1.2 Сущность понятия «профессиональная толерантность»____________12
1.3 Специфика проявления и формирования профессиональной толерантности в младшем школьном возрасте______________________16
Выводы по первой главе________________________________________20
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________21
2.1 Организация и методы исследования____________________________21
2.2 Результаты исследования профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________________28
2.3 Программа формирования профессиональной толерантности детей младшего школьного возраста___________________________________35
Выводы по второй главе________________________________________37
Заключение___________________________________________________37
Литература_______________________

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 139.24 Кб (Скачать файл)

метод внушения

самовнушение

 

 

Мотивационная сфера

 

стимулирование

 

Сфера саморегуляции

метод коррекции  поведения

самокоррекция

 

Предметно-практическая среда

метод воспитывающих  ситуаций

 

Волевая сфера

метод развития инициативы, настойчивости.

 

Экзистенциональная сфера

 

метод дилемм и рефлексия

 

Схема 1. Методы формирования толерантных установок.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения.

   В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

   Методом, оказывающим влияние  на эмоциональную сферу ребенка, является внушение.

   Под внушением понимают такое  психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает  некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации.

Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную

эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?».

   В воспитании  толерантности нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении и толерантных поступках и возникающими в процессе внушения эмоциями.

Методы  воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.

В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей.

Стимулирование  может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д.

Исходным условием развития толерантности у школьников является организация их встреч с  разными специалистами в специально подготовленной педагогизированной среде, привлекательной и ценной для подростка. Организовать встречи школьников с иными культурами можно двумя различными, относительно самостоятельными, но  взаимодополняющими путями.

Вторым основным условием формирования толерантности  у школьников является проблематизации отношений подростками к представителям различных профессий.  Проблематизация – это искусственно создаваемая для подростков проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к представителям разных профессий, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими.

Третье основное условие – организация проблемных дискуссий. Речь идёт о межличностном  общении по той или иной проблеме профессиональной сферы. Формирование толерантности предполагает развитие активной жизненной  позиции. А активная позиция развивается активными  методами.

Активные методы обучения направлены на активизацию  деятельности учащихся и предполагает активность обучаемых, высокую степень  их вовлеченности в учебный процесс, умение самостоятельно вырабатывать решения  и наличие обратной связи учащихся и преподавателей. В методах активного обучения различают имитационные (игровые: деловые игры, деловое проектирование и т.п. и неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач) т.е. формы проведений занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности.

 

Выводы  по I главе

Этимология термина  «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance – где наряду с терпимостью он означает также «допускать». В современном обществе понимание термина «толерантность» неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта.

В  широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и  поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Толерантный  человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание  богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и  способов проявлений человеческой индивидуальности.

Выделяют следующие  виды толерантности:

  1. Политическая толерантность
  2. Межнациональная толерантность
  3. Расовая толерантность
  4. Религиозная толерантность
  5. Гендерная толерантность  
  6. Возрастная толерантность
  7. Физиологическая толерантность
  8. Образовательная толерантность
  9. Географическая толерантность
  10. Межклассовая толерантность
  11. Сексуально–ориентационная толерантность
  12. Маргинальная толерантность

Профессиональная  толерантность проявляется в  рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами).

Толерантность специалистов обусловлена наличием положительного образа их профессиональной группы и  способностью принятия всего многообразия существующего общества. Основными чертами толерантного специалиста принято считать ценностные ориентации на терпимость к людям, низкий уровень агрессивности, эмпатию, адекватную самооценку, высокий уровень самоактуализации, широту и гибкость мыслительных процессов, ответственность, способность к рефлексии, высокий самоконтроль, чувство юмора, стратегии компромисса и сотрудничества при решении конфликтных ситуаций

Методы  воспитания толерантности -  это  способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

 

Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников.

2.1 Организация и методы исследования.

Исследованию профессиональной толерантности детей старшего дошкольного возраста предшествовал анализ психодиагностического материала по изучению толерантности у детей. В настоящее время, кроме проективных методик, другие психодиагностические методики, позволяющие изучать профессиональную толерантность в детском возрасте, пока еще не разработаны.

В работе О.А. Спицыной говорится о том, что проективный метод наиболее адекватен рассматриваемому возрасту детей, поскольку степень развития рефлексии и уровень развития речи еще не позволяют ребенку развернуто сообщать о своих переживаниях и проблемах, но наиболее полно они выражаются в проективной форме. Придерживаясь мнения автора, нами были выбраны преимущественно проективные методики диагностики социальной толерантности детей старшего дошкольного возраста.

В нашем исследовании мы использовали методики, предназначенные  для изучения профессиональной толерантности детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Методика «Дерево  и люди» (авторы О.А. Аникеенок и О.С. Батурина) представляет собой проективную методику. Цель методики заключается в определении межличностной толерантности детей младшего школьного возраста.

В данном случае предлагается измерить неосознаваемую терпимость детей  к Другим, опосредованную психологической  дистанцией, уровнем доверия и  готовности к совместным игровым  действиям в воображаемой ситуации. Основой предлагаемой нами методики является «Дерево», изображенное на листе  ватмана (размером около 40 см Х 60 см). Дерево как некий живой объект знаком для детей младшего школьного  возраста, в первую очередь, восприятие и понимание его символики  происходит на бессознательном уровне. Символ дерева в волшебных сказках  заключен в защите и исполнении желаний, источнике духовной энергии, развитии человека, его жизни. Ветви дерева отходят от ствола, что является символом единства. Традиционное вертикальное деление дерева может отражать анатомическую структуру: крона – голова, ствол – тело, корни – стопы ног; время жизни: будущее, настоящее, прошлое; структуру личности: дух, душа, плоть и т.п. Применительно к человеку дерево не только символизирует его собственную структуру, но и отражает важнейшие аспекты его жизни: саму жизнь и бессмертие, сопричастность добру и злу, плату за знание.

Представляя себя на ветвях дерева, в особенности на тех, которые направлены к солнцу и находятся на самом верху, ребенок  находит защиту, покой, получает положительные  эмоции.

Следующим важным элементом  методики является набор карточек с  изображением разных фигур людей (размером около 5 см Х 5 см).

 Для объективности  результатов психолого-педагогического  исследования следует исключить  прорисовку сопутствующих элементов,  фона карточки и лиц людей.

Ход исследования.

1. Следует сначала рассмотреть вместе с ребенком предлагаемые карточки с людьми различных профессий. Целесообразны дополнительные вопросы, способные дать дополнительные результаты диагностического исследования межличностной толерантности. Например такие как: «Кто изображен на карточке?», «Что он делает?», «Хочешь с ним поиграть?», «Он добрый, злой, хороший или плохой?», «Почему?». «Выбери для него подходящую эмоцию» (предоставить ребенку карточки с положительными и отрицательными эмоциями). После того, как все карточки рассмотрены, психолог задает следующие вопросы: «На кого бы ты хотел быть похож? Почему?» и т.д.

2. Затем предлагается  ребенку разделить все карточки  на группы, что поможет выяснить  то, как ребенок дифференцирует  социальный мир.

3. После ребенку  предлагается посмотреть на дерево: «Это дерево, посмотри какое оно  большое. У него есть ствол  и ветки, а на них – листочки. Если ты взберешься на него, то увидишь солнышко. Здесь можно  спрятаться. Наверху тепло, пригревает  солнышко, хорошо и спокойно, тебе  никто не мешает». Ребенку предлагается  пустая карточка: «Представь, что  на ней изображен ты. На какую  веточку ты бы взобрался?»

4. Далее возможна  следующая инструкция для детей  младшего школьного возраста: «Посмотри,  сколько взрослых собралось вокруг. Они хотят поиграть с тобой  и тоже залезть на дерево. Давай  мы их разместим на нашем дереве. Кого возьмем с собой на самые верхние ветки дерева? Наверно тех, кто тебе больше всего нравится. Кого посадим на средние ветки? Кто останется внизу, на земле?».

Верхние ветки –  означают высокий уровень межличностной  толерантности. Середина – средний  уровень межличностной толерантности. А нижние ветки и земля –  низкий уровень межличностной толерантности  или интолерантность.

5. После размещения  людей на ветках следует задать  вопрос ребенку: «Кто сидят  на ветках», «Почему они на  ветках?» «Кто остался на земле?  Почему?».

Обработка и интерпретация  результатов диагностики межличностной  толерантности сводится к выделению  трех групп карточек.

 Первую группу  составляют те карточки которые ребенок разместил на верхнем уровне дерева. В данном случае отношение к этим людям будет характеризоваться как толерантное, так как ребенок допускает возможным игру, общение с ними, в пространственном отношении ребенок неосознанно находится в доверительной зоне, испытывает симпатию и расположение.

 Ко второй  группе будут отнесены те карточки, которые, по мнению ребенка,  следует расположить на среднем  уровне дерева. Толерантное отношение  ребенка к данным людям находится  на среднем уровне, а интолерантность в определенной степени ребенок уже преодолевает

 Третью группу  составляют карточки, которые ребенок  расположил внизу, либо рядом  с деревом. Это значит, что толерантное  отношение ребенка к данным  людям еще не сформировано. В  этой ситуации можно сказать,  что отношение «переходное» между  толерантным и интолерантным.

Исследование когнитивного компонента профессиональной толерантности у детей осуществляется по показателям: «признание», «понимание», «идентификация». Показатель когнитивного компонента профессиональной толерантности «идентификация» условно можно отнести и к показателю эмоционального компонента социальной толерантности, так как идентификация это не только когнитивное, но и эмоциональное уподобление другому лицу. Однако развитие идентичности начинается с создания когнитивных моделей, а уже потом в ответ на эти знания появляются чувства.

Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников