Эмпирическое исследование особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Специалист М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это – неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де Винтер говорит о том, что с 1970-х до 1990-х гг. количество детей этой группы росло неуклонно и сейчас они составляют 20% от общего количества подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идет о подростках с нормальной психикой). Та же тенденция проявляется и в других развитых странах. Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика работы 5
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек 7
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2 Психологическая природа тревожности 11
1.3 Гендерные особенности проявления тревожности у подростков 19
1.4 Типичные формы отклоняющего поведения подростков 22
Выводы 31
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек 33
2.1 Методология, методы и организация исследования 33
2.2 Изучение склонности к девиантному поведению подростков – мальчиков и подростков - девочек 37
2.3 Изучение тревожности у подростков-мальчиков и подростков - девочек. 41
2.4. Выявление особенностей школьной тревожности у девиантных подростков - мальчиков и девиантных подростков - девочек 49
Выводы 52
Заключение 54
Список использованных источников 56

Вложенные файлы: 1 файл

Работа2.docx

— 510.99 Кб (Скачать файл)

Далее мы установили с помощью критерия Спирмена имеется ли взаимосвязь между склонностью к девиации и школьной тревожностью как у подростков-мальчиков, так и подростков-девочек, и получили что у подростков мальчиков rs = -0.705 и не достигает статистической значимости, а следовательно взаимосвязь склонности к девиации и школьной тревожности отсутствует в группе подростков - мальчиков. В группе же подростков - девочек установлено наличие взаимосвязи rs = -1.259, что означает, что между склонностью к девиации и школьной тревожностью у подростков - девочек существует взаимосвязь. Наша гипотеза, состоящая в том, что у девиантных подростков - мальчиков и девиантных подростков - девочек имеет свои особенности доказана.

 

Выводы

1. Доминирующим типам девиантного поведения у девиантных подростков - мальчиков является волевой контроль эмоциональных реакций, результаты свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Наименее же представлена и развита склонность к деликвентному поведению, результаты говорят о не выраженности указанных тенденций. Существует различие склонности к девиантному поведению у девиантных и не девиантных подростков-мальчиков. Склонность к девиантому поведению у девиантных подростков-мальчиков выше, чем у недевиантых мальчиков. Полученная разница статистически значима, что позволяет сделать вывод о том, что у девиантных подростков - мальчиков склонность к девиантному поведению выше и это не является социально приемлемой нормой поведения подростков - мальчиков.

2. У подростков-мальчиков в целом наличествует тревожность выражающаяся неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Характеризуются склонностью воспринимать угрозу в среднем диапазоне ситуаций, наиболее значимых, многие из этих ситуаций будут обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Так же подростки мальчики характеризуются повышенным уровнем по всем видам школьной тревожности наиболее низкой сопротивляемостью стресса, выражающейся повышенной вероятностью неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. У подростков-девочек в целом наличествует тревожность выражающаяся неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Характеризующиеся склонностью воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций, каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. У подростков-девочек крайне низкая физиологическая сопротивляемости стрессу, высокий уровень тревожности, и повышенной по всем остальным видам тревожности.

3. Существует четко выраженное различие ситуативной и личностной тревожности респондентов мужского и женского пола. Так же существует качественная разница личностной тревожности, так у респондентов мужского пола наличествует высокий уровень, а у респондентов женского пола умеренный. Критерий Х2 Пирсона (Приложение 8) демонстрирует статистическую значимость различия, и получили χ2Эмп = 47.539, данное значение превышает критическое значение, что говорит о статистической значимости различия ситуативной тревожности группы А и группы Б, и так же был произведен аналогичный расчет статистической значимости личностной тревожности при котором получили χ2Эмп = 35.896, что подтверждает статистическую значимость различия и подтверждает нашу гипотезу.

У подростков мальчиков и подростков девочек наблюдается некоторое различие в школьной тревожности, в сторону большой тревожности у подростков-девушек. U критерий Мана-Уитни (Приложение 9), не обнаружил статистическую значимость различия школьной тревожности UЭмп = 25.

Критерий Спирмена (Приложение10) показал взаимосвязь между склонностью к девиации и школьной тревожностью у подростков девочек rs = -1.259, у подростков-мальчиков rs = -0.705 и не достигает статистической значимости. Наша гипотеза, состоящая в том, что у девиантных подростков - мальчиков и девиантных подростков - девочек имеет свои особенности доказана.

 

 

 

 

 

Заключение

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения. Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Девиантным подросткам свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний. Что подтверждается данными полученными в эмпирическом исследования. Обобщение исследований позволяет констатировать у подростков-мальчиков с девиантным поведением следующие психологические особенности: неприятие педагогических воздействий; неумение преодолевать трудности; игнорирование препятствий; сверх напряжённость; сниженная самокритичность,; синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный систематическими учебными неуспехами; негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям; слабость самоконтроля; крайняя степень эгоцентрированности; агрессивность. склонностью к аддиктивному поведению. Так же следует отметить что ни раз повторяющиеся случаи привлечения девиантных подростков-мальчиков инспектором по делам несовершеннолетних не случайны, а являются закономерным последствием.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Особого внимания требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы, что существуют особенности школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек.

 

Список использованных источников

  1. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурманов, – Мн.: НИО, 1997.– 198 с.
  2. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 608 с.
  3. Воронина, О.А. Теория и методология гендерных исследований /О.А. Воронина. – М: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2006. – 415 с.
  4. Ермолаева М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 336 с.
  5. Ксенофонтова, Н.А. Гендерный аспект общественного развития / Н.А. Ксенофонтова. – М: Наука, 2005. – 180 с.
  6. Реан, А.А., Гендерные различия структуры тревожности у подростков / А.А.Реан, Н.Б.Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – Минск: МГУ, 2003.– С. 6–7.
  7. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия /А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. – 448 с.
  8. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2007 – 192 с.
  9. Снайдер,Ди Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни / ДиСнайдер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 288 с.
  10. Ромицина, Е.Е. МетодикаМногомерная оценка детской тревожности / Е.Е.  Ромицина. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
  11. Регуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Л.А. Регуш. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. – 192 с.
  12. Крайг, Г. Психология развития / Г.Крайг. –СПб.: Питер, 2007. – 987 с.
  13. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков/  В.Е. Каган. // Вопросы психологии. – 2005. –№3. С. 20–25.
  14. Абубакирова, Н.И. Что такое «гендер» /Н.И. Абубакирова, // Общественные науки и совместимость. – 2006. –№6. С. 123–125.
  15. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х.Ремшмидт. – М: Мир, 1994– 320 с.
  16. Беличевой, С.А. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: / С.А. Беличевой. –М.: Центр Консорциума 1999. – 183 с.
  17. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, — М.: Института психотерапии, 2005. –496 с.
  18. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин, — СПб: Питер, 2003. – 544 с.
  19. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) \ Е.В. Змановская, —М.: Академия, 2003– 215с.
  20. Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондратенко, – Минск, 1988. – 200с.
  21. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии / Н. Ю. Максимова, Е.Л. Милютина, – Ростов-на-Дону, 2000. – 574 с.
  22. Выготский, Л.С. Вопросы психологии / Л.С. Выготский. – СПб: СОЮЗ, 2007. –224 с.
  23. Прихожан, А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности /А.Н.Прихожан // Психологическая наука и образования, – 1998. – № 2. – с. 11–17
  24. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И.Божович. – М.: Институт практической психологии, 1995. –352с.
  25. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д.Левитов// Тревога и тревожность : хрестоматия // сост. В.М. Астапов. – СПБ.: Пер Сэ, 2008. – С. 75-84.
  26. Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.Н.Астапов// Психологический журнал.–2002.– Т.13.–№5.
  27. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский, – Самара. 2004. – 672 с.
  28. Сидаренко, Е.В. Методы математической обработки в психологи / Е.В. Сидаренко. — СПб.: Речь, 2003. – 350 с.
  29. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер, –М.: Акад. Проект, 2005. – 336 с.
  30. Фурманов, И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова.– Минск: Тесей, 2007. –120 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Определение склонности к отклоняющемуся  
поведению (А.Н.Орел)

 

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет из себя набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную.

Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса. Связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально- одобряемую информацию,, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Таким образом, методика включает два варианта, содержащие следующие наборы шкал.

ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «ДА» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «НЕТ». если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

 

 

Опросник.

  1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
  2. Бывает, что я откладываю на завтра то. Что должен сделать сегодня.
  3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
  4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
  5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
  6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.
  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
  9. Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком-истребителем.
  10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
  11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.
  13. Я всегда говорю только правду.
  14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.
  15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
  16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
  17. Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить.
  18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
  19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
  21. Иногда я перехожу улицу татам, где мне удобно, а не там, где положено.
  22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
  23. Я иногда не слушаюсь родителей.
  24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
  25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
  26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
  27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
  29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
  30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
  31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
  32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
  33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
  34. Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
  36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
  37. Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал.
  38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
  39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
  40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
  41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
  42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
  43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
  44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
  46. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.
  47. Иногда я скучаю на уроках.
  48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  49. Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.
  50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
  51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
  52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
  53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
  54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
  55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
  56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
  59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  61. Меня раздражает, когда девушки курят.
  62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
  63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
  64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
  66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
  67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремится в жизни.
  68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
  69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
  71. Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
  74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
  75. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
  76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
  77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.
  78. Я часто не могу сдержать свои чувства.
  79. Бывало, я опаздывал на уроки.
  80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
  81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  83. Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.
  84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
  85. Мне кажется, что я неспособен ударить человека.
  86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
  89. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
  90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
  91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знаю, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
  92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
  93. Всякая грязь пугает или вызывает сильное отвращение.
  94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
  95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
  96. Я бы мог на спор влезть на выкую фабричную трубу.
  97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
  98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Обработка результатов

КЛЮЧИ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ «СЫРЫХ» БАЛЛОВ

Шкала установки на социально-желательные ответы

2(нет), 4 (нет). 6 )нет), 13(да), 21(нет), 23 (нет), 30(да), 32(да), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет).

Шкала склонности к преодолению норм и правил

1(нет), 10(нет), 11(да), 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(нет).

Шкала склонности к аддиктивному поведению.

14(да). 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да), 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет).

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

3(да), 6(да), 9(да), 12(да), 16(да), 24(нет), 27(да), 28(да), 37(да), 39(да), 51(да), 52(да), 58(да), 68(да), 73(да), 76(нет), 90(да), 91(да), 92(да), 96(да), 98(да).

Шкала склонности к агрессии и насилию

3 (да), 5(да), 15(нет). 16(да), 17(да), 17(да). 25(да), 37(да), 40(нет), 42(да), 45(да), 48(да), 49(да), 51(да), 65(да), 66(да), 70(да), 71(да), 72(да), 75(нет), 77(да), 82(нет), 89(да), 94(да), 97(да).

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

7(да), 19(да), 20(да), 29(нет), 36(да), 49(да), 56(да), 57(да), 69(да), 70(да), 71(да), 78(да), 84(да), 89(да), 94(да).

Шкала склонности к деликвентному поведению

18(да), 26(да), 31(да), 34(да), 35(да), 42(да), 43(да), 44(да). 48(да), 52(да), 55(нет), 61(нет), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 86(нет), 91(да), 94(да).

ПРОИЗВОДИТСЯ ПРОЦЕДУРА ПОДСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ («СЫРЫХ») БАЛЛОВ И ИХ ПЕРЕВОДА В СТАНДАРТНЫЕ Т-БАЛЛЫ

Каждому ответу при соответствии с ключом один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше. Затем производится перевод «сырых» баллов в стандартные Т-баллы. В том случае, если у пользователя имеются набранные им специализированные тестовые нормы, то перевод в стандартные Т-баллы производится по формуле:

        10 х (Xi – M)

Т =


              S + 50           , где

Xi – первичный («сырой») балл по шкале;

М – среднее значение первичного суммарного балла по шкале в выборке стандартизации;

S – стандартное отклонение значений первичных баллов в выборке стандартизации.

ВАРИАНТЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ КОРРЕКЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗНАЧЕНИЙ «СЫРОГО» БАЛЛА ПО ШКАЛЕ № 1.

Мужской вариант методики

В случае, если первичный балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для «обычных» испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,3

Для шкалы № 3 = 0,3

Для шкалы № 4 = 0,2

Для шкалы № 5 = 0,2

Для шкалы № 6 = 0,3

Для шкалы № 7 = 0,2

В случае, если первичный балл по шкале №1 меньше или равен 6 баллам для “деликвентных” испытуемых, то коэффицицент коррекции составляет:

Для шкалы № 2 = 0,3

Для шкалы № 3 = 0,5

Для шкалы № 4 = 0,3

Для шкалы № 5 = 0,2

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек