Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения учителя и учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

При изучении социальных конфликтов, психологического климата в коллективах, эффективности совместной деятельности, стиля группового поведения, при исследовании процессов и результатов коммуникаций, динамики межличностных отношений и других социально-психологических феноменов было обнаружено, что все они определенным образом обусловлены соотношением свойств взаимодействующих сторон. Сочетание личностных характеристик людей, которое оказывает позитивное влияние на изучаемое явление, стало обозначаться как совместимость субъектов. Сейчас трудно установить, в какой именно области социально-психологической проблематики впервые зашла речь о совместимости

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы психологической совместимости……………………………………………………………..5
§ 1. Определение понятия «совместимости»: основные критерии и индикаторы………………………………………………………………..5
§ 2. Субъективная «удовлетворённость – неудовлетворённость» партнёров по общению друг другом как критерий определения их психологической совместимости…………………………………………8
§ 3. Вероятные уровни совместимости…………………………………13
§ 4. Факторы успешности совместной деятельности учителя и ученика…………………………………………………………………….15
Глава 2. Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения учителя и учащихся…………………………………………………………………..25
§5. Организация и методика исследования……………………………..30
§6. Анализ и интерпретация результатов исследования……………….35
Заключение………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhologicheskaya_sovmestimost_uchitelya_i_uchenika.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

В психологии этот феномен носит название «эффект Пигмалиона» Суть его состоит в следующем: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Таким образом, позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения, являются важной стороной педагогического общения.

Говоря о факторах эффективности общения нельзя не упомянуть и о стилях педагогического общения. Подробно этот вопрос описан в предыдущих разделах. Здесь же лишь отметим, что с помощью многочисленных исследований и экспериментов было установлено, что наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности учащихся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед учениками, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самоосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.

Существенное влияние на эффективность в общении оказывают параметры самосознания и особенно самооценка. Как свидетельствуют данные, полученные Р. Уайли, в обзоре работ по проблемам самосознания, в большинстве эмпирических исследовании, в которых изучалась связь отношения к себе и отношения к обобщенному другому, обнаружив положительная зависимость между этими переменными [23].

Трудно эффективно решать проблему повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе, не зная его реальных ценностных ориентаций — как в целом, так и на уровне его конкретных представителей. Продуктивность педагогического общения во многом зависит от знания этой ситуации. А.А. Реаном была изучена система приоритетов в межличностных ценностных ориентациях на примере групп учащихся профтехучилищ (А.А. Реан, 1990). В результате исследования им были сделаны выводы о том, что можно повышать уровень межличностных отношений в коллективе, используя в качестве опоры уже имеющиеся у его членов представления о системе положительных качеств личности. [63, с. 294-295]

Г.И. Метельский, используя методы математической статистики, выявил тесные взаимосвязи между уровнем понимания учителем личности ученика и такими коммуникативными умениями, как установление эмоционального контакта со всем классом и отдельным учеником, создание на уроке атмосферы взаимопонимания и доверия, выбор нужного тона и формы общения с учащимися, управление чувствами и мыслями учащихся [44]. М.-И.Я. Педаясь указывает на эмоциональность учителя, как важнейшего фактора воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательном процессе, считая, что именно от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует, побуждает к действиям, активизирует мыслительную деятельность, концентрирует внимание, положительно влияет на память. [52].

Любой акт взаимодействия с учеником есть решение творческой задачи. Поэтому, рассмотрим следующий аспект: творчество учителя в процессе организации учебной информации и общения его с классом. Это может быть и монолог, и доверительный диалог, располагающий собеседников к соразмышлению и сопереживанию. Способы подачи учебной информации в определенной системе общения имеют огромное значение. Творчество проявляется и в другом — в умении познать личность ребенка и разобраться в ней. В данном случае речь идет о творчестве в процессе познания учащихся.

Еще один важный срез творчества педагога: творческое выстраивание взаимоотношений.

Психолог К.П.Волков в книге «Психологи о педагогических проблемах» изложил следующие требования, которые предъявляют ученики к учителю в качестве обязательных условий для возникновения чувства доверия к педагогу: контактность, умение легко и чутко вступать в общение с детьми самого различного психического склада; демократический стиль руководства, сочетающий уважение к личности каждого ученика с необходимой требовательностью; понимание, терпение, разнообразие интересов, умение идти в ногу со временем, эрудиция, чуткость, способность к сопереживанию.

Таким образом, творчество в организации взаимоотношений неизбежно предполагает умение точно понимать ребенка, не планировать общение с ним сверху вниз, а добиваться реализации единства психологического равенства и преимущества перед воспитанником, перестраивать взаимоотношения в соответствии с задачами педагогического процесса.

Еще одним важнейшим элементом в системе общения является - слово. Однако и эктосемантическая (от гр. ektos — «вне, снаружи») информация (жест, поза, взгляд, интонация, громкость голоса, тембр, темп, паузы, и т. п.) также является средством общения, в том числе и педагогического.

Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко заботился не только о содержании своих требований, но и форме и тоне их предъявления: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [41, с. 506].

В.А. Сухомлинский, как и А.С. Макаренко, призывал педагогов управлять тоном своего обращения к учащимся. В частности, он советовал обращаться к ним не специальным тоном, который, быстро вызывает у ребят усталость, а тоном обычного разговора. Это же относится и к нашим условиям. Настоящий преподаватель, руководствуясь советами В. А. Сухомлинского, делает то, что подсказывают «ему мудрые размышления, а не то, на что его толкает сиюминутное скоропреходящее настроение» [75, с. 216].

Чрезвычайно важную роль в педагогическом общении играет словесный такт, т. е. способность выбирать жанр общения. Словесный такт является составной частью культуры речи преподавателя и в целом его педагогического такта. Слово преподавателя должно быть всегда весомо, значимо и никогда не расходиться с делом.

В.А. Сухомлинский резко критиковал пустословие: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно — обращенным к совести живого человека, с которым мы имеем дело, ...чтобы не было обесценивания слов, а наоборот, чтобы цена слова постоянно возрастала» [75, с. 140].

Данное слово - это закон перед самим собой. Это первое правило преподавателя, осуществляющего правильное педагогическое общение.

Уместно здесь вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который говорил: «Слово - не хлыст, слово учителя должно утешать» [75, с. 102].

Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Содержание общения составляет обмен информацией. Но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение. Учащиеся стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие - то события, волнующие обе стороны.

Это - личностное взаимодействие в совместной деятельности учителя и ученика. И в этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач.

Н.В. Басова условно выделяет четыре группы учителей с точки зрения интенсивности их общения с учениками: первая группа — то те, кто общение ограничивает узкими рамками деловых вопросов (учеба, дисциплина) и не стремится к более близкому общению (о жизни, счастье, труде и т. п.). Вторая группа явно стремится к близкому общению, но не достигает его по разным причинам (нет времени, нерасположенность учеников к этим учителям, так как они становятся в позу ментора, либо не умеют хранить доверенной им тайны, либо не вызывают симпатии учеников). К третьей группе относятся те учителя, кто с уважением относится к ученикам, пользуется их доверием и симпатией, но по разным причинам общение с ними не имеет регулярного характера. Однако в тех случаях, когда у учеников возникают трудности, они идут к этому учителю и общение протекает на самом доверительном и откровенном уровне. К четвертой группе относятся те, кто постоянно общается с учениками, причем общение выходит за рамки повседневных наставнических обязанностей и отличается высокой степенью доверительности и интенсивности. [3, с. 359]

Как уже было отмечено, все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому [50, с. 146]. Но далеко не все ученики умеют вести диалог или построить монолог. Диалог у них часто превращается в спор, а монолог — в косноязычный лепет. Задача учителя - научить учеников тому и другому, ибо они приходят учиться не только для того, чтобы приобрести учебные навыки и умения, но и для того, чтобы научиться нелегкому искусству человеческого общения.

Итак, учитель предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия учителя и ученического коллектива, содержанием которого является обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым. И здесь, важнейшим условием того, чтобы педагогическое общение было эффективным, является соблюдение закона целесообразности, а также доверие учеников к учителю, его честность, требовательность и справедливость.

Подводя итоги, скажем, что достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, от умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

К сожалению, объем нашей работы не позволяет более подробно рассмотреть все способы достижения психологической совместимости учителя и учащихся, однако мы постарались выделить и описать, как нам показалось основные из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения учителя и учащихся

 

§5. Организация и методика исследования

 

Наше исследование проводилось на базе гимназии №63 города Санкт-Петербурга.

В исследовании принимали участие:

  1. учащиеся 5-7 классов, в возрасте 11- 13 лет, в количестве 58 человек, из которых: мальчики - 32 человека, девочки - 25 человек;
  2. учителя гимназии, в количестве 26 человек, из которых: 19- женского и 7- мужского пола.

Для исследования нами были использованы 3 методики. Две из которых проводились с учениками (с целью изучения эффективности общения и деятельности учителей), а одна с учителями (для изучения их личностных особенностей)

Для тестирования учеников применялись следующие методики:

1. "Диагностика эффективности педагогических коммуникаций" (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева)

Методика предназначена для определения "аудиторной атмосферы", некоторых проявлений стиля педагогической деятельности, уровня коммуникативной компетентности педагога.

В данной методике учащимся предлагается заполнить " Карту коммуникативной деятельности" (Приложение 1) оценив преподавателя по 7 характеристикам. Каждая характеристика имеет положительный и отрицательный полюс и выражена семибальной шкалой.

Учащимся предлагалось проставить баллы по каждой характеристике, по 7-ми бальной шкале, в зависимости от степени выраженности у оцениваемого учителя данной характеристики. Затем баллы суммируются, и по набранной сумме дается интерпретация.

2. "Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя" (Н.П. Фетискин). (Приложение 2)

Данная методика содержит в себе 12 шкал:

1. Речевая компетентность  преподавателя, учителя

2. Интонационная компетентность  педагога

3. Информативность занятия

4. Стиль педагогического  руководства

5. Xapaктер практической  деятельности учащихся на занятиях

6. Продуктивность практической деятельности учащихся на данном занятии

7. Доминирующая целеполагающая  направленность учащихся

8. Удовлетворенность учащихся  занятиями по данному предмету

9. Деятельностные состояния  учащихся

10. Направленность мыслительной  деятельности учащихся

11. Дидактическая компетентность

12. Методическая компетентность  преподавателя

Тестируемым предлагается 12 утверждений, по которым они должны оценить свою деятельность на данном уроке, а так же деятельность преподавателя, выбрав 1-2 из предложенных вариантов ответа. При анализе и интерпретации полученных результатов учитываются качественные и количественные критерии исследуемых шкал. Существенное место в ходе анализа выявленных результатов занимает сопоставление взаимосвязей между всеми шкалами.

Причина выбора нами представленной методики заключается в следующем. Во-первых, мы предполагаем, что факторами эффективности общения учителя с учениками могут выступать шкалы данной методики: удовлетворенность ученика уроком (шкала 8), доминирование познавательной направленности (шкала 10), положительное эмоциональное состояние во время урока (шкала 9), а также продуктивная практическая деятельность (шкала 5), следовательно, показатели по данным факторам мы сможем в дальнейшем использовать как критерий эффективности педагогического общения. Во-вторых, здесь мы так же имеем возможность, выявить взаимозависимость шкал друг от друга, что так же позволяет нам судить о наличии определенных факторов влияющих на эффективность общения и деятельности педагога.

Информация о работе Эмпирическое исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения учителя и учащихся