Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Изучение страхов очень актуально в психологической науке, так как практически нет человека, который не сталкивался бы с эмоцией страха и не хотел бы избавиться от нее, или научиться управлять ей.
В младшем школьном возрасте ребёнок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть наказанным и появляется страх «быть не тем». Он достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок.
В младшем школьном возрасте страхи успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..ст.3-5
Глава 1. Проблема страха в психолого-педагогической литературе…...ст.6-24
1.1 Понятие о страхе……………………………….......................ст.6-9
1.2 Формы и виды страхов……………………………………….ст.9-11
1.3 Причины возникновения страха…………………………….ст.11-15
1.4 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….ст.16-21
1.5 Методы преодоления страха и тревожности у детей……...ст.21-24
Глава 2. Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………….ст.25-32
2.1 Диагностические методики, направленные на изучение страхов……………………………………………………………………..ст.25-26
2.2 Данные, полученные в результате исследования………….ст.26-32
Заключение…………………………………………………………………………ст.33-35
-выводы
-рекомендации
Литература……………………………………………………………………….ст.3

Вложенные файлы: 1 файл

изучение стразов у детей младшего школьного возраста.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из таблицы видно, что  в данной группе испытуемых всего 1 ребёнок с низким уровнем тревожности, 7 детей имеют средний уровень тревожности, 2 ребенка обладают высоким уровнем тревожности.

 

Построим диаграмму  на основе этих данных:

 

 

Рассмотрим отдельно мальчиков:

 

Ф.И.О. ребенка

Вычисление И.Т

Показатель И.Т.

Уровень тревожности

Назаркин Дима

(8/14)*100

57

А

Простников Виталик

(5/14)*100

36

Б

Новиков Саша

(8/14)*100

57

А

Пронин Максим

(6/14)*100

43

Б

Ларин Артём

(2/14)*100

14

В


 

Из диаграммы следует, что наибольший уровень тревожности  у двух мальчиков – это Дима и Саша; средний уровень тревожности также у двух ребят – это Виталик и Максим; низкий уровень тревожности только у одного ученика – Артёма.

 

Рассмотрим отдельно девочек:

 

Ф.И.О. ребенка

Вычисление И.Т

Показатель И.Т.

Уровень тревожности

Анникова Света

(5/14)*100

36

Б

Волкова Алёна

(5/14)*100

36

Б

Кулашова Валерия

(6/14)*100

43

Б

Пыхтина Соня

(6/14)*100

43

Б

Косорукова Анастасия

(4/14)*100

29

Б


 

Из диаграммы видно, что среди девочек ни у кого нет высокого уровня тревожности и низкого уровня тревожности. У всех девочек средний уровень тревожности.

 

Методика диагностики  детских страхов (Захаров)

 

Ф.И.О. ребёнка

Общее количество страхов

Группы страхов

Назаркин Дима

           8 страхов

1, 2, 4, 5, 6, 7

Анникова Света

          10 страхов

1, 2, 5, 6

Простников Виталик

           7 страхов

1, 2, 5, 6, 7

Волкова Алёна

          10 страхов

1, 2, 3, 4, 5, 6

Новиков Саша

           5 страхов

1, 2, 7

Кулашова Валерия

          13 страхов

1, 2, 3, 4, 5, 6

Пронин Максим

           7 страхов

1, 4, 6

Пыхтина Соня

           7 страхов

1, 2, 3, 6

Ларин Артём

          12 страхов

1, 3, 4, 5, 6

Косорукова Анастасия

           8 страхов

2, 5, 6


 

Из приведённой таблицы  видно, что у большинства учащихся, а это 9 человек преобладает 1гр. - медицинский страх (боль, уколы, врачи, болезни, кровь); у 8 учащихся 2гр. - страх физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки); у 4 учащихся преобладает 3гр. -  страх смерти (умереть); у 5 учащихся 4гр. -  страх животных и сказочных персонажей; у 7 учащихся преобладает 5гр. - страхи кошмарных снов и темноты; у 9 учащихся присутствуют социальные страхи (люди, одиночество, папы или мамы, наказания) – это 6гр.; только 3 учащимся принадлежит 7гр. – пространственные страхи (высота, глубина, вода, замкнутое пространство).

 

Рассмотрим отдельно мальчиков:

 

Ф.И.О. ребёнка

Общее количество страхов

Группы страхов

Назаркин Дима

8

1, 2, 4, 5, 6, 7

Простников Виталик

7

1, 2, 5, 6, 7

Новиков Саша

5

1, 2, 7

Пронин Максим

7

1, 4, 6

Ларин Артём

12

1, 3, 4, 5, 6


 

Рассмотрим отдельно девочек:

 

Ф.И.О. ребёнка

Общее количество страхов

Группы страхов

Анникова Света

10

1, 2, 5, 6

Волкова Алёна

10

1, 2, 3, 4, 5, 6

Кулашова Валерия

13

1, 2, 3, 4, 5, 6

Пыхтина Соня

7

1, 2, 3, 6

Косорукова Анастасия

8

2, 5, 6


 

Выявление причины страха ситуации оценивания.

 

Результаты тестирования группы учеников I Б класса таковы: наиболее остра проблема критики со стороны родителей у 5 человек из 10, они выбрали вариант А – это Максим, Валерия, Дима, Алёна, Анастасия. 3 ребенка опасаются насмешек одноклассников – это Виталик, Соня, Артём. И только 2 учеников из группы боятся чувства неудовлетворения от своих результатов – это Света и Саша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современных цивилизациях существует все более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

 

Исходя из изученного материала можно сделать выводы:

 

- страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде;

- очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией;

- страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии;

- причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности;

- ведущий страх в  младшем школьном возрасте –  это страх «быть не тем».

 

Исследования, которые были проведены, показали:

- что работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату.

- тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

- достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учебы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

- исследования показали, что при получении неудовлетворительной оценки за контрольную работу, больше всего дети бояться критики со стороны родителей.

- существует множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 8 лет боятся: в большей степени оставаться одни дома, огня, маму или папу, наказания, врачей и боли; в меньшей степени боятся заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты, замкнутого пространства и так далее.

 

Таким образом, гипотеза нашего исследования, что страхи в  младшем школьном возрасте имеют  различную представленность подтвердилась.

 

 

         Рекомендации для родителей и  педагогов по профилактике детских  страхов:

 

1. Родителям детей  со страхами рекомендуется изменить  свое отношение к ребенку: исключить  некоторые формы наказания, дать  ребенку больше свободы, исключить  гиперопеку. Стараться быть примером для ребенка и не переносить свои страхи на него, никогда не осуждать ребенка за его страхи и стараться воздействовать не на внешнюю их сторону, а добираться до первопричины.

2. Для предупреждения  проявления страхов родителям  рекомендуется создавать положительную эмоциональную атмосферу в семье, устраивать совместные поездки в театр, на аттракционы, в парк, за город с целью поднятия эмоционального тонуса детей.

3. Для поддержания  благоприятного психического состояния  каждого ребенка педагогам надо знать и помнить, что у некоторых детей, имеются серьезные личностные проблемы, которые включают наличие страхов, тревожности, стрессов. Это мешает нормальному протеканию деятельности, общению и может привести к серьезным адаптационным трудностям.

4. Для того чтобы  избежать прогрессирования старых  страхов и появления новых  следует предложить педагогам  и воспитателям детских садов  руководствоваться выбранными диагностическими  методиками, такими как «29 вопросов», «Рисование человека» с целью распознавания детской зависимости от страхов и связанными с ними трудностями адаптации.

5. Дети подверженные  страхам нуждаются в особом  индивидуальном подходе педагога, прежде всего, который обеспечивается  формированием гармоничной среды  обитания: ровный спокойный голос, проявления большого доверия к ребенку, исключение гиперопеки.

6. В качестве методов  коррекции воздействия предлагается  пользоваться методами типа «Рисование  страха», «Лепка страха» и игротерапия  с использованием игр разной  подвижности с целью снижения детской напряженности и зависимости от страхов, активизации и включения детей в коллективную деятельность с другими детьми и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.       Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.

 

  1.      Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. - М., 1996.

          3.       Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. . – М.: «Русский язык», 1982.

          4.   Дьяченко О.М., Лавреньева Т.В. Психическое развитие. - М.: Просвещение, 1984.

              5. Журнал «Семья и школа» № 9, 1988г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова «Ярлыки для тревожности»

          6.   Журнал «Семья и школа» №11, 1988г. - Статья Б. Кочубей, Е. Новикова «Снимем маску с тревоги».

7.     Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.

8.     Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1987.

9.    Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - Воронеж, 1997.

10.  Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство-терапия. - М.: Школа-Пресс, 1996.

11.     Немов Р.С. Психология: Кн.3: Психодиагностика. - М: ВЛАДОС, 1999.

  1.      Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1996.
  2.      Овчарова Р.В. Практическая психология. - М., Т.Ц. "Сфера", 1996.
  3. Поляков Ю.Ф. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний. /В сб.: Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Республиканский сборник научных трудов. - Л., 1985.
  4. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1997.
  5. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.

        17.      Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г.

18.  Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. - Л., 1990.

  1.      Тесты - Твои надежды/Серия "Лабиринт". - М.: Надежда-1, 1995.
  2.      Чистякова М. Психогимнастика. - М., 1998.
  3.      Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1978.
  4. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. - 1989, - №4.

Информация о работе Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте