Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Изучение страхов очень актуально в психологической науке, так как практически нет человека, который не сталкивался бы с эмоцией страха и не хотел бы избавиться от нее, или научиться управлять ей.
В младшем школьном возрасте ребёнок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть наказанным и появляется страх «быть не тем». Он достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок.
В младшем школьном возрасте страхи успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..ст.3-5
Глава 1. Проблема страха в психолого-педагогической литературе…...ст.6-24
1.1 Понятие о страхе……………………………….......................ст.6-9
1.2 Формы и виды страхов……………………………………….ст.9-11
1.3 Причины возникновения страха…………………………….ст.11-15
1.4 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….ст.16-21
1.5 Методы преодоления страха и тревожности у детей……...ст.21-24
Глава 2. Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………….ст.25-32
2.1 Диагностические методики, направленные на изучение страхов……………………………………………………………………..ст.25-26
2.2 Данные, полученные в результате исследования………….ст.26-32
Заключение…………………………………………………………………………ст.33-35
-выводы
-рекомендации
Литература……………………………………………………………………….ст.3

Вложенные файлы: 1 файл

изучение стразов у детей младшего школьного возраста.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

« Рязанский Государственный Университет  им. С.А.Есенина»

 

 «ИЗУЧЕНИЕ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ

ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

 

 

 

 

 

                                           Курсовая работа

                                           студентки 2 курса 21 группы

                                                         Института Психологии,                         

                                     Педагогики и Социальной работы

                                                        Специальность бакалавр «Педагогики»

                                                                   Чабровой А.В.

 

                                          Научный руководитель:

                                          Асс. Пастухова М.В.

 

 

 

 

 

 

Рязань  2012

                                                           Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..ст.3-5

Глава 1. Проблема страха в психолого-педагогической литературе…...ст.6-24

              1.1 Понятие о страхе……………………………….......................ст.6-9

              1.2 Формы и виды страхов……………………………………….ст.9-11

              1.3 Причины возникновения страха…………………………….ст.11-15

              1.4 Проявление страхов у детей  младшего школьного возраста…………………………………………………………………….ст.16-21

    1.5 Методы преодоления страха и тревожности у детей……...ст.21-24

Глава 2. Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………….ст.25-32

              2.1 Диагностические методики, направленные на изучение страхов……………………………………………………………………..ст.25-26

              2.2 Данные, полученные в результате  исследования………….ст.26-32

Заключение…………………………………………………………………………ст.33-35

-выводы

-рекомендации 

Литература……………………………………………………………………….ст.36-37

Приложение……………………………………………………………………….ст.38-45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Актуальность данной проблемы

          Страх - одна из первичных эмоций наряду с радостью и гневом. Он является эмоцией избегания сознательно распознаваемой опасности, чувством самосохранения. Подавляющее большинство детских страхов, в той или иной степени, обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер. Но, при чрезмерной подверженности страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, нарушается как психическое, так и соматическое здоровье.

          Изучение страхов очень актуально в психологической науке, так как практически нет человека, который не сталкивался бы с эмоцией страха и не хотел бы избавиться от нее, или научиться управлять ей.

          В младшем школьном возрасте ребёнок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть наказанным и появляется страх «быть не тем». Он достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок.

          В младшем школьном возрасте страхи успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер. И если ребёнок подвержен переживанию страхов, то психологическая коррекция должна быть проведена именно в этом возрасте.

 

          Психологи, занимающиеся данной проблемой

          Аспекты рассмотрения проблемы страхов были изложены в работах зарубежных авторов, таких как: С. Холл, К. Грос, В. Штерн, Д. Селли, Мак-Дугалл, Д. Уотсон, К. Бюлер, К. Изард, З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Г.С. Салливен, К Роджерс, Д. Келли и многие другие.

          В отечественной психологии проблема страхов была рассмотрена в работах: П.Ф. Каптерева, В.Д. Зеньковского, В.И. Гарбузова, И.Б. Гриншпуна, А.И. Захарова, В.С. Мухиной, А.С. Спиваковской, Г. Эберлейн, Н.С. Жуковской, В.А. Гурьевой, Т.П. Симсон, М.П. Чередниковой, В.В. Лебединского, В.Л. Леви и многих других.

 

          Объект исследования

          Эмоциональная сфера ребёнка младшего школьного возраста.

 

          Предмет исследования

          Страхи детей младшего школьного возраста.

 

          Цель работы

          Изучение страхов у детей младшего школьного возраста.

 

          Гипотеза исследования

          Страхи в младшем школьном возрасте имеют различную представленность.

 

          Задачи исследования

         1.Изучить специальную литературу по проблематике в детском возрасте.

    2.Подобрать методики психологической диагностики страхов в младшем школьном возрасте.

         3.Провести исследование, направленное на изучение страхов у детей   младшего школьного возраста.

    4.Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

     5.Разработать рекомендации для родителей и педагогов по профилактике детских страхов.

 

          Методы исследования

          1. Методика выявление страхов и уровня тревожности у детей с помощью теста тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амен

2. Методика диагностики  детских страхов (Захаров) 

          3. Методика выявления причины страха ситуации оценивания.

         

 

          База исследования

          В исследовании приняло участие 10 детей младшего школьного возраста: 5 детей - мальчики и 5 детей – девочки. Возраст участников эксперимента – 7-8 лет. Дети обучаются в средней общеобразовательной школе №56 г. Рязани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Проблема страха в психолого-педагогической литературе

 

1.1  Понятие о страхе

 

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [20, с.704].

Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» [1, с.560]..

Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события».

В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [3, с.305].

Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [11, c.165].

Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» .

Страх, по мнению известного физиолога И.П. Павлова, является проявлением  естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, основан на инстинкте самосохранения, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. Эмоция страха, в самом общем виде, возникает в ответ на действие угрожающего стимула [7., с.26.].

Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха, мы остановили свой выбор на определении данном В.В.Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью. Поэтому в своей работе мы будем опираться на это определение.

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно – оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности [20, c. 245].

Внушённые детские страхи распространены гораздо в большей степени. Тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указываем на наличие опасности, мы, взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), непроизвольно заражаем ребёнка страхом. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не ходи - упадёшь", "Не бери - обожжёшься", "Не гладь - укусит". Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации [10., с.51.].

Страхи, возникающие у  излишне тревожных родителей, также  можно отнести к числу внешних страхов. На психике ребёнка отражаются, калечат её разговоры о смерти, болезнях, пожарах, убийствах. Всё это даёт основание говорить об условно-рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме. Сочетание резкого звука с запечатлевшимся в памяти крайне неприятным переживанием, которым он однажды сопровождался, приобретает вид определённого эмоционального следа, и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

Чувство беспокойства для  страха и тревоги является объединяющим началом. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, начинает заикаться и часто замолкает совсем. Внутри всё холодеет, тело "наливается свинцом", ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным.

В свою очередь, страх  можно рассматривать как выражение  тревоги в конкретной, объективированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение, порой сопровождается вполне клиническими симптомами. Например, ребенок может жаловаться на боль в животе, пытаясь, тем самым, преодолеть тревогу, связанную с ситуацией в школе. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию. Так, например, если ребенку объяснили, что собаки "чувствуют" страх, то ребенок начинает "бояться испугаться", что приводит к панике при виде собаки даже в достаточном отдалении.

 

 

         1.2 Формы и виды страхов

 

Страхи (фобии) делятся  на 3 типа: простые, социальные и агорафобии.

Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много народу, например, вечеринок, потому что они боятся что-либо сделать, чтобы себя не скомпрометировать. А страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами.

Социальная фобия - крайне мучительное состояние, поражающее каждого десятого. Она вызывает тяжелый, часто парализующий страх оказаться в ситуации, когда окружающие наблюдают за Вами или оценивают Вас. Этот страх гораздо сильнее обычного чувства робости или нервозности на публике.

Информация о работе Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте