Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Определения, приведенные выше, лаконичны и просты, но чтобы понять, что такое стресс вовсе не обязательно заглядывать в словари – достаточно посмотреть вокруг. Стресс – это все, что нас окружает. Стресс – это наша жизнь. В мире Pepsi и компьютеров мы не можем жить вне этого состояния. Он врывается в нашу жизнь с самого утра, вместе со звонком будильника, а потом... Потом все по накатанной схеме - пробки (для автомобилистов), утренняя толкотня в транспорте (для остальных), работа, вызов к начальнику, проблемы с детьми, ссоры с близкими, плохой сон.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....2
1.1Открытие стресса……………………………………………………………….…3
1.2Понятие об эмоциональном стрессе……………………………………….…….4
1.3Стресогенные факторы и регуляция эмоциональных состояний………….…..8
Заключение…………………………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

кон по психол.docx

— 90.59 Кб (Скачать файл)

Посттравматическое стрессовое расстройство описано сравнительно недавно; это сделали американские психиатры, изучавшие ветеранов  войны во Вьетнаме. К большому сожалению, частота этого расстройства в  России должна быть очень большой - учитывая все беды и войны, которые  следуют одна за другой вот уже  много лет. Впечатление, которое  производят страдающие посттравматическим стрессовым расстройством на окружающих, приятным не назовешь. Они выглядят враждебными, замкнутыми, грубыми. С ними трудно разговаривать, потому что никак не удается достичь взаимопонимания, как будто говоришь с ними на разных языках. Часто кажется, что больной относится к тебе с презрением, держит себя нарочито вызывающе, "в грош тебя не ставит". Понятно, что в связи с этим люди, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством, с трудом устраиваются и с еще большим трудом удерживаются на работе, особенно если учесть, что обычные требования к трудовой дисциплине оказываются для них неприемлемыми. Неблагоприятный "имидж" этих людей усугубляется их склонностью к спиртному и наркотикам. Все это способствует их социальному отторжению, в результате они очень часто вовлекаются в криминальные структуры.

Но это только одна сторона  медали. Субъективно посттравматическое стрессовое расстройство выглядит совершенно иначе. Это глубоко страдающие несчастные люди, раздираемые страшными воспоминаниями о пережитом; эти воспоминания внезапно, помимо воли возникают все вновь  и вновь, наяву и во сне - что особенно страшно, потому что сон у них и без того нарушен, а когда удается заснуть, он прерывается кошмарными сновидениями. Тяжелое настроение преследует их постоянно. Оно усугубляется впечатлением, что большинство людей, которые не пережили того, что пережили они, не в состоянии их понять. Общаться же с товарищами по несчастью трудно по той причине, что это общение оживляет воспоминания, от которых так хотелось бы освободиться. Запущенное, давно существующее посттравматическое стрессовое расстройство лечить трудно. Не только потому, что застарелые болезни вообще трудно лечить, но и в силу специфики страдания: ведь врачи тоже кажутся больным людьми, неспособными их понять. В США эффективная помощь лицам, давно страдающим, оказывается через сеть специализированных общественных учреждений. Подобных им в России пока нет. Проще не допустить развития посттравматического стрессового расстройства, чем потом лечить его. Первый признак, говорящий о возможном впоследствии развитии посттравматического стрессового расстройства, - это появление депрессивного состояния в первые дни или недели после стрессового события. Такое состояние часто воспринимается, как естественное ("Еще бы! Человек такое пережил!") не нужно ждать, пока депрессия пройдет сама по себе.

Последствиями стрессовой ситуации проявляются у различных людей  по разному, могут последовать за событием сразу или отсрочено, через  определенный период времени.

Прежде всего, сотрудник  должен знать, что последствиями  сильного стресса могут быть:

потеря сна и аппетита;

навязчивые воспоминания;

кошмарные сны о пережитом  событии;

ухудшение настроения при  упоминании о событии;

потеря способности переживать сильные чувства и эмоции;

частичное ослабление памяти;

стремление избегать мысли  и чувства, связанные с пережитой  психотравмирующей ситуацией;

чувство «укороченного будущего», потеря жизненных перспектив;

сложности в концентрации внимания;

раздражительность;

пугливость.

Все это - нормальная ответная реакция человека на сильные стрессовые воздействия.

Распространенными психологическими факторами экстремальности (стрессорами) являются следующие:

1. Дефицит времени. Успешно  решать профессиональные задачи  в таких условиях позволяет  психологический тренинг. Психологическая  подготовка активизирует личностные  резервы человека, формирует умения  ориентироваться и принимать  решения в быстротекущих ситуациях. 

2. Опасность для жизни,  здоровья, угроза социальному статусу.  Нарастание осознаваемой угрозы, опасности до индивидуально определенного  уровня влияет на поведение  сотрудника и качество принимаемых  решений положительно, мобилизуя  его к эффективным действиям.  Однако дальнейшее нарастание  угрозы отрицательно влияет на  деятельность человека. Ухудшается  самоконтроль поведения, качество  мышления, может возникнуть дезорганизация  поведения, неконтролируемость эмоционального  реагирования на опасность. 

Следовательно, в процессе психологической подготовки к действиям  в условиях дефицита времени необходимо сформировать эмоционально-волевую  устойчивость личности.

3. Информационная перегрузка  в условиях дефицита времени.  Каждый человек обладает определенной  способностью воспринимать и  обрабатывать информацию, и если  поток информации выше его  возможностей, то возможны следующие  варианты поведения: 

пропуск каких-либо информационных сигналов;

искажение восприятия информации;

ошибочное принятие решения, ошибочные действия;

отсрочка действий или  отказ от необходимых действий.

Следствием не принятых вовремя  решений является усложнение оценки развивающейся ситуации и дезорганизация поведения. Отметим, что психологическим  фактором экстремальности является также недостаток информации, значимой для принятия решений, и информационный шум.

4. Монотонность и однообразие  выполняемых действий.

5. Внезапность возникновения  экстремальной ситуации. Будем различать  три вида внезапности в работе  сотрудника милиции: 

известно, что будет напряженная  ситуация. Сотрудником освоена программа  действий, отработаны планы и варианты поведения. Неизвестно лишь время наступления  события;

будущая ситуация определена в общих чертах. Программа действий отсутствует. Время наступления  события неизвестно;

время наступления и характеристика экстремальной ситуации неизвестны. Доминирует состояние неопределенности относительно того, как и что следует  делать в обстановке внезапности.

В ситуации сверхстресса:

если потеряна на какое  – то время чувствительность к  внешним воздействиям или не возможно справиться с эмоциями страха или паники, необходимо сделать себе больно и сосредоточиться на ощущениях боли;

если состояние растерянности  овладело человеком, надо постараться  почувствовать положение своего тела в пространстве, сосредоточиться  на ощущениях, которые приходят от тела, температуры воздуха, давления окружающих предметов;

если получается собраться с мыслями – надо назвать себя по имени, попробовать решить несколько простейших математических задачек.

Таким образом, каждый человек  по-разному реагирует на внешний  стрессор. В этом проявляется его  индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом  связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

Рассмотрим психологические  механизмы, вызывающие неадекватное реагирование на внешний стрессор, и пути оптимизации  эмоционального состояния

Проблема регуляции эмоциональных  состояний является одной из сложнейших в психологии и одновременно относится  как к фундаментальным, так и  к прикладным проблемам. В курсе  общей психологии можно ознакомимся  с данной проблемой лишь в общем  виде.

 Следует отмстить, что  существует много подходов к  исследованию как регуляции эмоциональных состояний, так и психических механизмов, вызывающих стресс.

Рассмотрим лишь несколько  подходов.

Первый из них, представленный работами Ф. Б. Березина, основан на следующих положениях:

адаптация протекает на всех уровнях организации человека, в  том числе в психической сфере;

психическая адаптация является центральным звеном в общей адаптации  человека, поскольку именно характер психической регуляции определяет характер адаптации в целом.

механизмы психической адаптации, а следовательно, и регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере.

К числу механизмов, обусловливающих  успешность адаптации, Березин относит  механизмы противостояния тревоге  — разнообразные формы психологической  защиты и компенсации.

Психологическая защита —  это специальная регулятивная система  стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. Главной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживании. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта.

Березин выделяет четыре типа психологической защиты: препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу; позволяющие фиксировать  тревогу; снижающие уровень побуждений; устраняющие тревогу. Проведенные  им исследования обнаружили закономерную смену механизмов интрапснхической адаптации и позволили говорить о том, что различные формы психологической защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и другим негативным состояниям. Более того, было установлено, что существует определенная иерархия типов психологической защиты. Когда одна формы защиты оказывается не в состоянии противостоять тревоге, то «включается» другая форма защиты. Было также обнаружено, что нарушение механизмов психической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут приводить к соматизации тревоги, т. е. направлению тревоги на формирование предболезненных состояний, или к окончательному срыву адаптации. Это происходит потому, что тревога, как и любое другое эмоциональное состояние, связана с вегетативной н гуморальной регуляцией организма, т. е. при возникновении данного состояния происходят определенные физиологические изменения. При этом следует отметить, что использование индивидом неадекватной формы психологической зашиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотнвационное.

Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное  блокадой мотивацнонного поведения, известное как фрустрация.

Фрустрация — это психическое  состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели пли решении задачи. Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других — психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. поведение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противоположному результату. Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той пли иной ситуации. Как вы уже знаете, потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные классификации наиболее значимых из них. П. В. Симонов, например, выделяет биологические, социальные и идеальные. А. Маслоу утверждает, что существует определенная иерархия потребностей, где к числу высших относятся социальные потребности.

Невозможность удовлетворить  ту или иную потребность вызывает определенное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса  потребностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две  или более взаимоисключающие  задачи, психическое напряжение достигает  наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, т. е. фрустрация.

Как правило, это состояние  возникает в результате некоего  конфликта, который принято называть интрапсихическим конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихического конфликта несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного адекватного поведения и увеличивают риск срыва адаптации. Именно с ситуацией интрапсихического конфликта непосредственно связан и эмоциональный стресс. Вероятность возникновения интрапсихического конфликта в значительной степени обусловлена особенностями когнитивной сферы. Многочисленные исследования показали роль когнитивных элементов в развитии стресса, а несоответствие между когнитивными элементами (когнитивный диссонанс) влечет за собой возрастание напряженности, и чем больше несоответствие, тем выше напряженность, которая приводит к нарушению интеграции поведения.

Информация о работе Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний