Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Определения, приведенные выше, лаконичны и просты, но чтобы понять, что такое стресс вовсе не обязательно заглядывать в словари – достаточно посмотреть вокруг. Стресс – это все, что нас окружает. Стресс – это наша жизнь. В мире Pepsi и компьютеров мы не можем жить вне этого состояния. Он врывается в нашу жизнь с самого утра, вместе со звонком будильника, а потом... Потом все по накатанной схеме - пробки (для автомобилистов), утренняя толкотня в транспорте (для остальных), работа, вызов к начальнику, проблемы с детьми, ссоры с близкими, плохой сон.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....2
1.1Открытие стресса……………………………………………………………….…3
1.2Понятие об эмоциональном стрессе……………………………………….…….4
1.3Стресогенные факторы и регуляция эмоциональных состояний………….…..8
Заключение…………………………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

кон по психол.docx

— 90.59 Кб (Скачать файл)

 

Социальная психология предпринимала  многократные попытки построить  классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций – формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы – обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей  социальной деятельностью и находятся  в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения  эмоциональных отношений, групповых  норм и групповых процессов.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя  разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих  все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций  условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп  в «жизненных» (моделируемых) условиях взаимодействия. И что ценно, в  лабораторных исследованиях малых  групп соблюдается обще-психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших  групп, то вопрос об их исследовании значительно  сложнее и требует особого  рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти «большие» группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие «группы», сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью  в полном смысле этого слова, и  коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как «становящиеся».

Все, начиная с рубрики  «реальные естественные группы», представляют объект исследования в социальной психологии.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые  параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости  от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может  быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости  от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан  единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием  реальных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4–5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы – диады и группы – триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

 

Разнообразна структура  больших групп, в которые входят малые:

* социальные классы;

* различные этнические группы;

* профессиональные группы;

* возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда  или производственная бригада. Иными  словами, мы сразу «задаем» некоторый  набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости  от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать  и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура  предпочтений, структура коммуникаций, структура власти.

«Соединение» процессов, протекающих в группе и других характеристик группы – до сих  пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Если последовательно  идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие  процессы, которые организуют деятельность группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3Психология малых групп

 

Человек как личность формируется  в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых  отношений. Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного  разделения труда. Группа сама выступает  субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю  систему общественных отношений. В  связи с этим группа выступает  как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в  рамках которого она образована и  функционирует.

Наиболее распространено деление групп по размеру на большие  и малые группы. Большие группы могут быть условными, включая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики (национальные, возрастные, половые и т.д.).

В отличие от больших групп, малые группы – это всегда непосредственно  контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Отличительной  чертой малой группы является относительная  простота ее внутреннего строения. Имеется в виду, что в малой  группе есть, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или  авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединяются остальные члены группы. Дифференцируя  группы по характеру их организации, регулирующей взаимодействие членов группы, следует отметить, что официальная  организация предполагает заданность извне структуры группы, в то время как неофициальная организация группы регулируется внутренними структурными особенностями, которые формируются вследствие психологического, а не правового взаимодействия людей.

В зависимости от задач, стоящих  перед психологом, малые группы можно  делить:

 

1.                по степени близости отношений между членами группы на первичные (семья, близкие друзья) и вторичные (учебные, производственные контакты);

 

2.             в зависимости от тех прав, которые предоставляются участникам группой, на паритетные (все члены группы имеют равные права) и непаритетные (существует определенная иерархия прав и обязанностей);

 

3.               в зависимости от ценности группы для индивида на группы членства (где индивид присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет существующих в ней установок, отношений и т.д.) и референтные группы (выступающие для индивида как эталон, образец для поведения, самооценки).

Сам факт включенности людей в группы по видам их деятельности, по характеру общественных связей становится настолько очевидным, что требует к себе пристального внимания исследователей. Можно сказать, что роль малых групп объективно увеличивается в жизни человека, в частности потому, что умножается необходимость принятия групповых решений на производстве, в жизни и т.д.

Малая группа рассматривается  как особого рода психологический  феномен, как промежуточное звено  в системе «личность – общество». Изучение этого феномена, по мнению ученых, позволит объяснить не только законы формирования личности, но и  законы общественного развития более  высокого порядка. Сплоченность малых групп, устойчивость их структуры, против воздействия сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности группы и зависимость ее от размера, от стиля руководства, конформность личности в группе и независимость ее от группы, а так же другие проблемы межличностных отношений – все это стало предметом исследования и образовало специальный раздел социальной психологии – изучение групповой динамики в рамках психологии коллектива.

 

 

 

 

 

 

2.4. Развитие группы. Общие качества группы

 

Непосредственно общие качества группы:

Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности – разобщенность, дезинтеграция).

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность  группой, комфортность нахождения в  ней.

Референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов.

Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении  осуществления групповых задач.

Интрагрупповая активность – мера активизации групповой составлящих ее личностей.

Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются  еще и такие:

* направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

* организованность – реальная способность группы к самоуправлению;

* эмоциональность – межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

* интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

* волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Проблема развития группы никогда не ставилась с целью  выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных  параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с  тем без такого подхода картина  развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых  процессов допускает и более  дробный анализ, когда отдельно исследуется  развитие групповых норм, ценностей  система межличностных отношений  и т.д. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех.

 

Рассмотрим также психологические  механизмы развития малой группы.

К числу психологических  механизмов развития малой группы относятся:

• Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.

• «Психологический обмен» – предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.

«Идиосинкразический кредит»  – предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей

Информация о работе Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний