Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить особенности коррекционного воздействия на эмоционально образное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2) Определить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать коррекционную методику психологического воспитания адаптивного характера с использованием средств изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………..…3
Глава 1. Особенности эмоционального развития старших дошкольников…...7
Глава 2. Формирование эмоционально образного развития детей дошкольного возраста...........................................................................................15
2. 1. Изодеятельность как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..……………….15
2. 2. Роль семьи в развитии эмоций у детей дошкольного возраста средствами изодеятельности………………………………………………...………………..21
Глава 3. Занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

orders_w_61022_61022_dorabotka.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Ценность коллективной деятельности заключается в том, что она  показывает конкретный результат. Наглядность, художественная выразительность усиливают  в свою очередь эмоциональный момент эстетического восприятия.

Каким образом психолог ДОУ  в рамках психологического сопровождения  может способствовать сохранности  психологического здоровья ребенка? Только посредством создания условий для  гармоничного психо-эмоционального и  физического развития ребенка согласно его возрастным и личным потребностям и возможностям в ходе реализации образовательной программы. То есть главная задача не столько коррекция существующих проблем, сколько предупреждение самой возможности их возникновения. Идеально для решения этой задачи служат методы арт-терапии в сочетании с другими формами экспрессивной терапии (то есть терапии путем творческого самовыражения), а именно: игровой терапии, сказкотерапии, музыкотерапии и танцевально-двигательной терапии. Основания такого выбора следующие.

Рисунок позволяет проводить  первичную диагностику состояния  эмоциональной сферы: еще Юнг  называл художников «рупорами бессознательного». Процесс рисования выполняет  коррекционную функцию, приводя  в баланс внутреннее состояние физических, психологических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и в этом процессе «ведущий» – сам ребенок. При рисовании у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук, тактильной чувствительности, пространственного мышления, зрительно-моторной координации, глазомера. Рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга ребенка (следовательно, и образного мышления), а возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) позволяет автору почувствовать гордость и уверенность в себе.

Все вышесказанное  о процессе рисования можно отнести  и к работе ребенка с пластилином. Еще один несомненный «плюс» пластилина – его пластичность и трехмерность. Еще более сильным терапевтическим эффектом обладает глина, прежде всего в силу своего природного происхождения.

Игра – ведущий вид  деятельности ребенка-дошкольника. В  ней он постигает основы социализации, через нее опосредованно выражает свое отношение к тем или иным жизненным ситуациям. В игре ребенок имеет возможность прожить те роли, которые не характерны для него в реальной жизни.

Метафора сказки наиболее доступна для восприятия ребенка, а  слова «волшебный», «магический» ассоциирующиеся  со сказкой, обладают «положительно  мотивирующей семантикой» (Т.Зинкевич-Евстигнеева). К тому же именно сказка позволяет ребенку стать Всемогущим Волшебником, который может значительно больше, чем обычные люди.

Музыкальные произведения используются в качестве сопровождения других коррекционно-развивающих приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Танец служит прекрасным способом перевоплощения и эмоционального отреагирования, также способом отработки основных паттернов движения.

Работа с детьми начинается с раннего возраста (до 3 лет) и ведется в одновозрастных группах, малых подгруппах по 3-8 человек и индивидуально на основании запроса педагога, родителя, по показаниям психологической диагностики. Возникают также ситуативные взаимодействия по инициативе самого ребенка. Поддерживается принцип добровольности участия.

Продолжительность рисования  индивидуальна для каждого ребенка: одному достаточно 5 минут, другой с  упоением будет рисовать полчаса. Встречи  длятся от 10 до 30 минут в зависимости  от возраста детей.

Уже на самых ранних этапах детская «мазня» – это своеобразное проявление эмоциональной активности ребенка: посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Именно спонтанная изобразительная деятельность (спонтанное рисование) для ребенка наиболее естественна, интересна, приятна.

Рисунок 3: автор Ваня М., 3,5г. Индивидуальное предпочтение в выборе цвета, особое видение окружающего  мира. Радуга: рисунок слева сделан ребенком по своему восприятию радуги, без разъяснений психолога –  разные цвета (начиная с «самого красивого») наложены друг на друга, рисунок справа – по просьбе психолога рисовать разные цвета друг под другом (самый красивый – внешний).

Для детей 4-7 лет эффект от процесса рисования усиливается  конечным продуктом – созданным  рисунком. При этом душа ребенка наполняется положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора. Т.о., мы дополнительно способствуем формированию положительной самооценки ребенка и его позитивного отношения к окружающему миру.

Существует еще два  способа рисования у детей, оказывающие  максимальный терапевтический эффект – многослойное рисование и рисование  картинки с развивающимся сюжетом  на одном и том же рисунке. Именно эти детские работы часто абсолютно непонятны взрослым и требуют комментария автора.

В ходе взаимодействия с  детьми мы «отрабатываем» проблемы эмоционально-личностной сферы, а именно тревогу и тревожность, страхи, агрессию, неуверенность и  застенчивость, чрезмерную склонность к фантазированию. Данный вид деятельности психолога имеет профилактическую и коррекционную направленность. Параллельно своими занятиями мы способствуем развитию творческого потенциала ребенка.

При работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка.

Чем моя деятельность отличается от деятельности воспитателя, занимающегося  с детьми рисованием? Моя цель не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, которые в силу возраста он не может вербализовать, т.е. описать словами. Параллельно я обучаю ребенка одному из доступных и приятных для него способов самовыражения и снятия эмоционального напряжения в дальнейшем. В ходе совместной деятельности с детьми, а также специально организованной самостоятельной деятельности детей мы снимаем стрессы, развиваем и поощряем доверие к своим чувствам и эмоциям, повышаем самооценку ребенка путем создания для него «ситуации успеха», насыщения его позитивными эмоциями, обучаем возможности выразить свой внутренний мир и реализовывать в дальнейшем творческий потенциал через игру, творчество, продуктивную деятельность, то есть социально приемлемыми и полезными способами.

Задолго до того, как развился словесный способ общения, люди пытались выражать свои чувства и эмоции с помощью рисунка. Развитие каждого человека (онтогенез) кратко повторяет историю развития всего вида в целом (филогенез): не научившись писать, а иногда и говорить, ребенок может рисовать. Занятия арт-терапией позволяют ребенку еще раз пройти этот путь видового развития через его собственное развитие, то есть дают возможность получить собственный эмоциональный, телесный и когнитивный опыт в безопасных и комфортных для него и других условиях, осознанно и продуктивно для формирования его личности в пределах его возраста и в дальнейшей жизни.

 

Список  литературы

 

  1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М., 1995— 211 с..
  2. Античная музыкальная эстетика. — М., 1960 - 137 с.
  3. Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М., 1958 – 342 с.
  4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности1990. - 496 с.
  5. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1985 – 140 с.
  6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. — М., 1974 – 287 с.
  7. Ветлугина Н.А. и др. Музыкальные занятия в детском саду - М – 138 с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 8-ти т. Т. 4. Детская психология. /Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984. - С. 374.
  9. Головчиц Л.А., Катаева А.А., Обухова Г.И. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993 – 168 с.
  10. Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. — М., 1998 – 160 с.
  11. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996 – 57с.
  12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. — М., 1995 – 240 с.
  13. Медведева Е.А. Пути формирования творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. — 2000. — № 1.
  14. Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении: Задержка психического развития // Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000 – 96 с.
  15. Миллер A.M. Некоторые принципы психотерапевтического использования средств искусства в комплексе санкурлечения / Тезисы докл. Все-союз. науч.-практ. конф. — Харьков, 1979 – 198 с.
  16. Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 1997 – 97 с.
  17. Носкова Л.П. Развитие речи детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993 – 135 с.
  18. Рутберг И. Пантомима, движение и образ. — М., 1963 – 263 с.
  19. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — М., 1995 – 160 с.
  20. Школяр Л. Ребенок в мире музыки и музыка в ребенке // Дошкольное
  21. Воспитание – М., - 59 с.

Информация о работе Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста