Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить особенности коррекционного воздействия на эмоционально образное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2) Определить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать коррекционную методику психологического воспитания адаптивного характера с использованием средств изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………..…3
Глава 1. Особенности эмоционального развития старших дошкольников…...7
Глава 2. Формирование эмоционально образного развития детей дошкольного возраста...........................................................................................15
2. 1. Изодеятельность как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..……………….15
2. 2. Роль семьи в развитии эмоций у детей дошкольного возраста средствами изодеятельности………………………………………………...………………..21
Глава 3. Занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

orders_w_61022_61022_dorabotka.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

К 7 годам значимыми  становятся именно доброжелательные отношения, подкрепляемые знаниями конкретных способов проявления внимания, отзывчивости и умение применять их в различных ситуациях. Необходимо «вкраплять» и инициировать ситуации различных типов, из которых ребёнок должен найти выход. Мы считаем, что при помощи проблемных ситуаций, создаваемых в различных видах деятельности, дети становятся в условия личного выбора – это способствует развитию особенных, свойственных только данному ребёнку качеств, его индивидуальности.

Очень важно оберегать  эмоциональную сферу дошкольника, не ограничивать её развитие системой тренингов. «Мне нравится сама мысль о том, что людей можно научить более глубокому пониманию собственной эмоциональной жизни и помочь им в достижении их целей, - говорит основоположник концепции эмоционального интеллекта Питер Саловей, - но что мне совсем не нравится, так это воспитание комфортности! Боюсь, любая кампания по повышению эмоционального самоконтроля у детей закончится тем, что их станут натаскивать на «единственно верную» эмоциональную реакцию применительно к данной ситуации – смех на празднике, плач на похоронах и так далее».

В работе с детьми используется арттерапия, психогимнастики, игры и  игровые упражнения, пальчиковые  игры, пальчиковые гимнастики, работу с зеркалом, психомышечные тренировки, гимнастики для глаз, упражнения на расслабление, беседы, тренинги эмоций, обыгрывание сценок, разрешение проблемных ситуаций, обсуждения, дискуссии, решение ситуативных задачи т.д. Всё это помогает мне в формировании «умных» эмоций, коррекции недостатков эмоциональной сферы у детей, в раскрытии потенциальных способностей детей.

Важна и профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка:

-снятие эмоциональных  зажимов. Этому способствуют подвижные  игры, танцы, пластика, физические  упражнения;

-проигрывание различных  ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоции, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.;

-в работе с маленькими  детьми – младшего и среднего  дошкольного возраста - наиболее  эффективно использовать игры  с куклами. Ребёнок сам выбирает  «смелую» и «трусливую», «добрую»  и «злую» кукол. Роли следует  распределять следующим образом: за «смелую» куклу говорит взрослый, за «трусливую» – ребёнок. Затем меняются ролями, что позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;

-открыто побеседовать  с ребёнком о чувствах, оказывающих  отрицательное воздействие насуществующий у него образ «Я». Это не всегда удаётся сразу, ребёнок часто не хочет об этом говорить вслух. Но если он доверяет вам, то сможет выразить свой негатив словами. При проговаривании вслух чувства ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного действия на психику.[4; с. 102]

Работа над развитием  эмоционального интеллекта у дошкольников должна проводится в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Воспитатель  и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не означает, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.

Замечено, что после того, как была усилена работа над эмоциональным  интеллектом детей, в группах  уменьшилась конфликтность среди  детей. Дети свободно различали и  называли эмоции и чувства свои собственные и окружающих их людей, умело выражали их с помощью мимики, жестов, пантомимике; соотносили мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; видели связь между поступками и чувствами, настроением и поведением; управляли своими эмоциями. Конечно, эти показатели нужно соотносить с возрастной группой, на которой я работала. Намного улучшились показатели по заболеваемости детей.

Вывод по первой главе:

Известный физиолог Н. М. Щелованов  писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Формируют характер ребёнка и существенно влияют на определение жизненных позиций взрослого. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…  [16; с. 19]

Работу над развитием  эмоционального интеллекта у детей  дошкольного возраста мы считаем  очень важной, особенно в наше время, когда людям так не хватает  эмоционального контакта и понимания. Но, как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов.

 

Глава 2. Формирование эмоционально образного  развития детей дошкольного возраста

 

2. 1. Изодеятельность как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста.

 

Искусство оказывает огромное влияние  на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир, кроме того искусство не дает готовых  рецептов, а требует прочувствованных, самостоятельных творческих решений в практическом освоении, умении творчески воплощать свои замыслы в художественных образах. Основным рычагом творчества, кроме овладения опытом предшественников, является развитое воображение. Фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу способностей отличающих человека от животного. Сила воображения – творческая, производящая, а не просто воспроизводящая является основой вдохновенного труда. Занимаясь изобразительным искусством ребенок не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет знания о окружающем мире, воспитывает свой вкус, развивает зрительную память, приучается мыслить нестандартно.[1; с. 84]

В зависимости от того, какие условия  созданы для ребёнка, так он и  будет ощущать себя в этом мире. Кто находится рядом? Что он видит вокруг себя? Положительные эмоции ребёнку передаются уютным отношением в семье. Первые важные человеческие качества каждый ребёнок приобретает от своих родителей: доброта, терпеливость, порядочность. Задача воспитателя – сохранить эти качества, дать душевное тепло, создать подобие уютного семейного «гнёздышка», где бы дети могли расти и развиваться.

Подбирая методы и приёмы, необходимо учитывать возрастные особенности  детей. Ведь от этого зависит выбор, насколько грамотно построен процесс творения. Дети бывают в любом настроении: радостные или грустные. В трудный момент нужно поддержать ребёнка, не навязывать и не заставлять, а направить. Дети любят рисовать везде: на обоях, на стекле, на полу, на асфальте…

Всё серое должно превратиться в красочное, всё грустное в радостное. Мы порой забываем и ограничиваем детей в их возможностях, подсовывая маленьких размеров лист бумаги и минимум инструментов. Дадим ребёнку большой лист бумаги, красок, карандашей, мелков. Ребёнок сотворит чудо, выльет свой негатив на лист или передаст хорошее настроение в кусочек глины или теста. Всё, что создано, обыграет, вдохнёт жизнь, даст имя. Поэтому детские «произведения» всегда яркие, солнечные, причудливые. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку художественное творчество является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

Дети по природе очень изобретательны, в то время как другие чувствуют себя менее комфортно в творческом самовыражении. Воспитатели представляют детям множество предметов, идей и стимулов, чтобы поддержать и развить их интерес к творчеству.[5; с. 15]

Практические рекомендации для  взрослых «Что «нужно» и чего «нельзя» делать, чтобы поддержать интерес детей к художественной деятельности»

Нужно

Обеспечьте достаточное пространство для каждого ребёнка, чтобы ему  было удобно работать.

Обеспечьте выбор цветов, разнообразие предметов выбора и большое количество материалов, достаточных для того, чтобы несколько детей могли работать независимо друг от друга.

Подайте идеи, предложения, ведите, направляйте.

Нельзя

Не заставляйте ребёнка копировать шаблон, не диктуйте, что ему делать, не ждите образца.

При неудаче не обсмеивайте детскую работу, не критикуйте и не заставляйте закончить сию секунду.

Пока ребёнок занят, а интерес  не пропал, каждое действие можно обыгрывать. Кто-то однажды сказал, что воспитателю  следует только организовать сцену, но не принимать участие в спектакле. Выполнение чего-нибудь за ребёнка приводит к тому, что он начинает бояться пробовать. Но быть рядом и придать окраску любому действию ребёнка – задача воспитателя.

Виды и способы обыгрывания  в процессе художественной деятельности детей

Импровизированное представление на основе знакомых сказок или книг. Сопровождать беседой, но вопросы не должны быть прямолинейны, могут наскучить, и ребёнок потеряет всяческий интерес. Готовясь к импровизации, постарайтесь иметь какой-нибудь багаж знаний и несколько заготовок.

«Ожившие картинки» Эмоционально реагируйте на изображение, помогайте  ребёнку научиться видеть наиболее существенное в образе каждого персонажа, понимать смысл «происходящего»  на картинке.

«Ожившие фигурки» – все те, которые получаются в процессе изготовления самим ребёнком. Фигурки разговаривают голосом воспитателя, смотрят, бегают, летают, а затем озвучиваются ребёнком.

«Сказочный герой» – герой из сказки или мультфильма участвует  в творческом процессе. Неожиданно появится игрушка или кукла и  начнёт всем помогать, заметьте, не воспитатель, а знакомый детям герой, которому они доверяют. Воспитатель на дальний план не уходит, а принимает роль советчика.[9; с. 65]

«Мне нужен друг» Изготавливая что-то или изображая, можно объединять работы детей. Или поддержать ребенка, если у того не получается, что придут «мастера-помощники».

Дети любят вымышленные сказки и с интересом слушают их. Сказки-игры «Кто спрятался в красках?», «Как выросло зелёное дерево?» они  не только слушают, но и наблюдают  за волшебными превращениями, происходящими с красками на листе. Сказка помогает детям почувствовать цвет, форму объекта на эмоциональном уровне и в результате создать свой индивидуальный, неповторимый образ. Педагогу необходимо обеспечить наличие дидактического и наглядного материала, который бы не только использовался в образовательной деятельности, но и был бы доступен ребёнку в повседневной жизни.

Роль воспитателя в создании развивающей среды

1. Собрать материал: бумага любой  фактуры, цвета, формы; природный  материал; пластичные материалы: глина, пластилин; сыпучие – манка, песок, мука, соль и многое др.

2. Подобрать музыку, чтобы дети  могли прочувствовать, наполнить  средства выразительности звуком  в характере линий: плавная  – мелодичная музыка; зигзагообразная  – отрывистое, громкое звучание.

3. Обеспечить сенсорный опыт  – вкусовой, обонятельный, слуховой, тактильный – и попросить детей  отразить различными способами  художественного творчества.

4. Разместить в помещении копии  известных произведений искусства,  работы ДПИ творчества, чтобы дети могли смотреть и говорить о них.

Позиция ребёнка в процессе художественное творчество

Если детям предоставлены время, возможности и свобода экспериментировать с материалами, открывать для  себя новое, опробовать идеи, у них  формируется основа для успешной учёбы и работы. Художественная деятельность проникает во все сферы деятельности и развитие детской креативности, тяги к новому и естественного влечения к тому, чтобы придавать вещам оттенок волшебства, открывают детям путь к исследованию и дают им чувство уверенности в своих художественных способностях.[14; с. 79]

У ребёнка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных  и тонких движений руки, которое  необходимо для рисования и которое  можно назвать рисовальными движениями. Приобретение изобразительных навыков чрезмерно важно для ребёнка. Придаётся большое значение мышечным ощущениям руки, именно с ними связывают развитие двигательного центра речи.

В дошкольном возрасте дети нетерпеливы  и быстро утомляются. Чтобы дети могли отдохнуть, воспитатель использует физминутки, но перед деятельностью или после выполнения работы, чтобы не отвлекать от процесса. Обязательно должна быть взаимосвязь игры с творческим процессом.

Немаловажный приём в развитии детского творчества – проживание ситуации своего успеха. Поэтому в конце художественной деятельности организуются мини-выставки детских работ. Каждый ребёнок может полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером с родителями.

Образовательный процесс невозможен без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками воспитателя и помогли создать необходимые условия для творческого развития, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми, деликатными и верить в детей.

Таким образом, развивая творческие способности  и творческую индивидуальность детей  через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им освоить  мир красоты и добра.

Информация о работе Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста