Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить особенности коррекционного воздействия на эмоционально образное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1) Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2) Определить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать коррекционную методику психологического воспитания адаптивного характера с использованием средств изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………..…3
Глава 1. Особенности эмоционального развития старших дошкольников…...7
Глава 2. Формирование эмоционально образного развития детей дошкольного возраста...........................................................................................15
2. 1. Изодеятельность как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..……………….15
2. 2. Роль семьи в развитии эмоций у детей дошкольного возраста средствами изодеятельности………………………………………………...………………..21
Глава 3. Занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.…………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….…45
Список литературы………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

orders_w_61022_61022_dorabotka.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.

Приступая к  работе по этой теме, мы выделили следующие  задачи:

1. Способствовать возникновению устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

2. Обучать детей способам  познания окружающей действительности (рассматривание, наблюдение, обследование).

3. Развивать  речь детей, обогащать их словарный  запас изобразительными и художественно-эстетическими терминами.

4. Способствовать усвоению  базисных изобразительных навыков  и умений, развитию ручной умелости  и мелкой моторики.

5. Формировать умение  выполнять коллективные работы (работать  согласованно, обсуждать замысел,  содержание и средства реализации, планировать последующие действия, распределять обязанности; давать объективную оценку результатам общего труда и каждого участника).

Работа осуществлялась в  тесном взаимодействии воспитателя  по изобразительной деятельности, психолога  ДОУ и музыкального руководителя. Психологом проводились диагностики эмоционально-личностной сферы детей, консультации с родителями по обозначенной проблеме, выступления на родительских собраниях. Музыкальный руководитель оказывала помощь в подборе музыкальных произведений и в проведении комплексных и интегрированных занятий.

В начале года провели диагностику  изобразительных умений и навыков, умения выполнять коллективную работу. Психолог провела диагностику самооценки детьми результатов своей деятельности.

Проанализировав данные обследования, выделили детей, с которыми необходимо было проведение индивидуальной работы по формированию изобразительных навыков, развитию эмоциональной сферы, умения оценивать свою работу, свои изобразительные возможности.

В намеченной работе выделили три этапа.

1. Подготовительный этап  – это период, предшествующий  коллективному рисованию, во время  которого идёт углубление знаний  по теме будущей работы; обучение  детей технике рисования, умению  сконцентрироваться.

Для этой цели использовали экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание иллюстраций. Последовательно усложняющимися тематическими заданиями побуждали детей к совместным действиям, формировали необходимые технические и изобразительные навыки. Большое внимание уделяли обучению техники рисования, использованию дидактических игр, связи с другими видами деятельности.

Для решения поставленных задач использовали различные виды и формы занятий. Это традиционные, комплексные интегрирования, занятия-сказка, занятия-путешествия и др. Работа проводилась со всей группой, с дифференцированными подгруппами, индивидуально.

Вся группа методов –  организация целенаправленного  наблюдения, беседы, вопросы (будь то наблюдения действительности или непосредственное восприятие натуры) было направлено на то, чтобы обеспечить развитие самостоятельной деятельности детей.

Индивидуальный подход в  обучении технике рисования способствовал  успешному формированию навыков  рисования у всех детей группы. Индивидуальная работа проводилась  с детьми, не усвоившими знаний, а также с детьми замкнутыми, с рассеянным вниманием, со слабо развитой эмоциональной сферой.

В проведении экскурсий, наблюдений, посещении выставок, закреплении  знаний, полученных на занятиях, в проведении индивидуальной работы большую помощь оказывали воспитатели групп.

Для развития у детей эмоционально-нравственной сферы и коммуникативности, создания положительного «фона», для самовыражения, по рекомендации психолога проводили  комплекс психогимнастических игр  и упражнений: «Назови себя», «Позови ласково», «Волшебный стул», «Передача чувств», «Перевоплощение», «Скульптор», «Разноцветный цветок», «Художник», «Пирамида любви» и др. Очередность введения игр определялась принципами постепенности и последовательности принятия ребенком норм бесконтактного общения.

Детям с повышенной самооценкой  представляли возможность проявить себя, получить необходимые для них  одобрение (похвалу) и внимание окружающих. Но при этом стремились к тому, чтобы  оценка их деятельности была объективной. При необходимости выявлялись допущенные ими ошибки, тактично указывались на них и вместе с ребенком, в отсутствии других детей, мы искали путь к исправлению этих ошибок.

Оценку детей неуверенных, с заниженной самооценкой, строили  по другому принципу. Сначала поощряли любую активность этих детей, даже желание что-то нарисовать. И только после достижения позитивных результатов в деятельности начинали более объективно оценивать деятельность таких детей.

2. Основной этап выполнения  коллективной работы. Он включает  в себя планирование, выполнение и оценку работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

Основное содержание коллективных работ, создаваемых в течение  нескольких занятий, решалось в занятийное время, а затем, в свободной деятельности, композиции дополнялись, обогащались, расширялись. В окончательной доработке композиции могли принять участие не все дети, а те, которые выражали желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми детьми.

Проводя занятия по выполнению коллективной работы в начале года, мы отметили, что большинство детей действуют изолированно, по собственной инициативе в контакт не вступают; не всегда замечают действия соседа, его работу; выделяют только свою. После определенной работы (психологические игры, беседы, советы) большинство ребят уже замечают работающего товарища, иногда подражают его действиям или критикуют; узнают и называют как свою работу, так и работы товарищей, находящихся рядом. Радуются общей работе и своему участию в ней.

Использовались различные формы организации коллективной изобразительной деятельности детей: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.

Выбор той или иной формы  организации коллективного занятия  зависит от темы изображаемой картины, количества детей в группе, от того, осуществляется ли создание изображения на общегрупповом занятии или в свободное от занятий время, в процессе самостоятельной художественной деятельности детей. Использование игровых методов и приемов повышают эффективность коллективной деятельности.

Постепенно, от занятия к  занятию, менялся уровень деятельности детей. В процессе выполнения общего задания, они уже замечали товарища, который работал один, а не совместно. Для более успешной работы поощрялись правильные совместные действия. Детей радовала положительная оценка общей работы, они понимали, что это результат коллективного труда; знали, какую работу выполнил каждый исполнитель в подгруппе.

В дальнейшем, при направленном руководстве, дети могли самостоятельно обсуждать конкретное содержание будущей коллективной работы, выбирать материал, изобразительные и выразительные средства, способы действия; распределять обязанности, планировать совместные действия.

В процессе совместной деятельности ребята помогают и учат друг друга, переживают за качество общей работы. С интересом рассматривают коллективный результат другой подгруппы, способны давать объективную оценку.

3. Заключительный этап  – это период взаимодействия  детей с уже завершенной работой.  В воспитательном значении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Если выполненная работа занимает значимое место в жизни ребенка, группы, то детям вновь хочется рисовать, т.е. создавать художественные произведения. Мотивы деятельности формируются у детей при условии понимания, что его работа важна не только ему самому, но и друзьям, сверстникам, взрослым.

Нами использовались различные  формы взаимодействия с готовой  продукцией. Это: изготовление поздравительных  открыток, оформление групп к праздникам, выставки рисунков для родителей, использование работ в других видах деятельности в качестве пособий, изготовление сезонных альбомов, книжек-раскладушек, газет, оформление стены творчества и многое другое. Выбор формы зависел от возраста детей и от поставленной цели при дальнейшем использовании работ.

Для анализа результатов  работы было проведено повторное  обследование детей и анализ их совместной деятельности в конце учебного года. Наблюдая за изобразительной деятельностью  детей, мы увидели, что они способны самостоятельно определить замысел будущей совместной работы, объединяются в подгруппы, учитывая возможности каждого. Дети подготавливают материал, обсуждают и планируют: содержание, цвет, материал, способы исполнения. Активно помогают друг другу, поощряют, подбадривают друг друга, радуются успеху товарища.

Выводы  по третьей главе:

Проанализировав полученные результаты обследования и наблюдения, мы пришли к выводу, что коллективное сотрудничество и подготовительная работа, предваряющая этот процесс, при  систематическом и целенаправленном педагогическом руководстве, способствует не только усвоению изобразительных навыков, развитию речи и познавательных способностей, эмоциональной сферы, но и развитию коммуникативных способностей. Именно эти факторы являются критериями оценки готовности ребенка к обучению и общению в школе.

Сохранность психологического здоровья ребенка – цель работы психолога в дошкольном образовательном  учреждении. Психологическое обоснование  выбора методов арт-терапии в  сочетании с другими формами  экспрессивной терапии в работе с дошкольниками. Организация арт-терапевтических встреч в рамках психологического сопровождения в разных возрастных группа.

 

Заключение

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений  профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /

Таким образом, тема нашего исследования Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста является актуальной.

Цель исследования - выявить особенности коррекционного воздействия на эмоционально образное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности – достигнута.

Задачи исследования:

1) Анализ психолого педагогической  литературы по исследуемой проблеме

2) Определить особенности  психического развития детей  старшего дошкольного возраста

3) Разработать коррекционную  методику психологического воспитания  адаптивного характера с использованием  средств изобразительной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста

Выполнены.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие  методы исследования:

теоретический анализ и обобщение  литературных источников; метод изучения медико-психолого-педагогической документации;

Гипотеза исследования - предполажение, что применяемая комплексная методика артпедагогики дошкольников, специально разработанная на основе учета их возможностей, будет способствовать улучшению показателей эмоционального развития данной категории детей доказана.

Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь ребёнка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, стараются развивать у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек  в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично». Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношения со сверстниками в детском саду, так как дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. В это время в общении ребенка возникают сложные взаимоотношения, влияющие на развитие его личности, проявление и развитие начал коммуникативных взаимоотношений детей.

Нарушения в общении, которые  фиксируются в дошкольном возрасте, проявляются впоследствии не только в том, что человек не умеет  добиваться желаемого, конфликтует  с окружающими, не умеет построить правильные отношения ни дома, ни на работе. Эти нарушения могут проявиться в познавательной и в личностной сфере, что еще больше мешает общению и увеличивает конфликтность или отгороженность человека.

Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, ободрять товарища. Поэтому для развития коммуникативных способностей целесообразно использовать коллективную изобразительную деятельность.

Информация о работе Эмоционально образное развитие детей дошкольного возраста