Эмоциональное развитие дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:33, курс лекций

Краткое описание

Особую роль в развитии дошкольника играют эмоции и чувства. Чувства – это одна из форм отражения действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям. Чувства проявляются в разнообразных эмоциях – кратковременных и ситуативных переживаниях человека.
Уже в первые три года жизни происходит не только накопление опыта ребенка в его действиях с предметами, общении со взрослыми и сверстниками, но и формируется его отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе. Это выражается в значительном усложнении его эмоциональной сферы: от простейших переживаний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей, до разнообразия эмоций, а затем и появления сложных чувств.

Вложенные файлы: 1 файл

Особую роль в развитии дошкольника играют эмоции и чувства.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)

Уже к трем годам  малыш по-разному реагирует на окружающую его обстановку, внешний  вид сверстников, самого себя. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, одежду. Проявляется активный интерес к музыке, стихам, сказкам, пляскам.

В дошкольном возрасте художественные впечатления значительно  обогащаются. Дети постепенно привыкают  прислушиваться к правильному, чистому  пению, выразительным речевым интонациям, начинают прислушиваться к музыке, когда двигаются. Это способствует развитию чувства ритма, которое  проявляется и в декоративном рисовании – в подборе последовательности узора. Во второй половине дошкольного  возраста дети овладевают значительным набором художественных навыков  в области рисования, лепки, пения, выразительного чтения. У некоторых  из них проявляются и художественные способности: наблюдательность (чувство  цвета и формы в рисовании), музыкальный слух и т.д. растет самостоятельность  дошкольников в художественных видах  деятельности. Однако не только эти  видя деятельности развивают эстетические переживания детей. Богатство явлений действительности, красоты природы, окружающего ребенка мира открывает он вместе со взрослыми. И дети не только наблюдают природные явления, они могут и сами делать красивые клумбы на своем участке, ящики для рассады, вазы для комнатных растений.

Повседневная жизнь  ребенка тоже должна включать в себя красоту окружающих предметов, одежды, мебели. Эстетическое может возникнуть в мире человеческих отношений, поэтому  формирование эстетических чувств неразрывно связано с нравственным развитием  ребенка. Мы говорим: «красивый поступок», «прекрасная душа». В этом отношении  незаменима роль художественной литературы.

Ведь не только положительные  персонажи вызывают эстетический отклик у ребенка, глубокое впечатление  оставляют и отрицательные, заставляя при этом переживать чувства негодования, отвращения. Эстетическое чувство включает отношение к полярным проявлениям в жизни и в искусстве: прекрасным и безобразным, возвышенным и комическим.

Чувство комического  возникает тогда, когда ребенок  сталкивается с чем-то неожиданным, несуразным:  смешные жесты какого-либо кукольного персонажа, несоответствие в одежде (сестренка надела мамин  фартук, он ей «до пят», а братишка смеется: «Вот так оделась!»), шутка, несоответствие в поведении людей («Рассеянный с улицы Бассейной»). Появление и усложнение чувства комического говорит также и о развитии интеллектуальных способностей детей, накоплении ими новых знаний об окружающем мире.

Наиболее яркие  интеллектуальные чувства – удивление  и любознательность. Эти чувства  возникают уже на пороге дошкольного  детства и отражают отношение  ребенка к новым фактам реальной действительности, которые каждодневно  открываются перед ними. Удивляется, что взрослый смог построить «Во! Какую высокую башню из кубиков» («А у меня почему-то разваливается»). Удивляется, что белка так хорошо может перепрыгивать с дерева на дерево. Удивляется, что можно на велосипеде проехать на одном колесе («Как мой брат»). Чувство удивления, возникающее как естественная реакция на новизну, благодаря поддержке взрослого («Это действительно интересно!», «И правда, как это удивительно!», «Сколько нового мы сегодня узнали!»), является началом любознательности ребенка. Важно также учесть, что именно взрослый помогает дошкольнику научиться осмысливать воспринимаемый им мир, ставить вопросы, а значит, испытывать чувство сомнения по отношению к знаниям, которые получены от взрослых. Интересны эксперименты, проведенные в связи с этим Е.В.Субботским. Ребенку задали вопрос: «А ты всегда согласен с тем, что тебе говорят, или не всегда?» Дошкольники 4-5 лет почти всегда согласны со взрослыми. В 7-13 лет возникают сомнения, причина которых – в противоречивых высказываниях взрослых. Детей также спрашивали о существовании объектов, среди которых был стол, слон, гиппопотам, слонопотам и кентавр. Все дети, в том числе и младшие дошкольники, не сомневаются в том, что стол, слон и гиппопотам существуют («Я же его вижу», «Если по нему ударить кулачком, он трещать будет»). Многие дети все же старались удостовериться: стучали по столу, трясли, трогали на ощупь. На вопрос: «Почему не существует кентавр?» малыши 4-5 лет отвечали просто, что «таких не бывает». Старшие уточняли, что не бывает в жизни, но существуют в сказках и мультиках. Взрослый говорит, что у него в кармане зажигалка, но, возможно, ее там нет. В 4-5 лет дети не сомневаются: зажигалка в кармане. Если взрослый говорит, стало быть, так и есть, однако шестилетние дети предлагают: «Надо проверить». Следовательно, с умственным развитием ребенка возникают и новые переживания, которые, в свою очередь, начинают стимулировать познавательную активность дошкольника.

Благоприятные условия  для возникновения разнообразных  эмоций и развития чувств создает  деятельность ребенка. Обратим внимание на особую группу эмоциональных переживаний, непосредственно связанных с  деятельностью, так называемые праксические чувства (чувства, вызванные ее успехом и неуспехом, трудностями в осуществлении и завершении).

Дети по-разному  реагируют на различные ситуации, связанные с деятельностью. Одни, по мере того как не справляются  с заданием, становятся пассивными, вялыми, безразличными, их действия –  однообразными, непродуктивными, они  отказываются продолжать работу. У других под влиянием неудач возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности, с элементами агрессивных реакций, адресующихся трудному действию, предметам (ребенок бросает детали, сгребает их в кучу, монотонно повторяет: «Я не могу… А я все равно не буду пробовать»). Неприятные переживания, связанные с деятельностью, могут сохраняться долго. Дети начинают чувствовать неудовлетворенность в своих силах, бояться нового задания. Наблюдения Д.Д.Кошелевой показали, в частности, и такую закономерность: успех в деятельности вызывает яркие положительные переживания, но они могут не проявляться бурно, а неуспех у этих же детей вызывает, наоборот, резкое проявление неудовлетворенности. В подобных случаях взрослый должен помочь ребенку направить эмоции в познавательное русло (почему не получается, где причина?). ситуация успеха или неуспеха в деятельности, а следовательно, и сопутствующие им переживания ребенка являются чрезвычайно важными для развития многих личностных параметров: самооценки, мотивов его действий и поступков, отношения к сверстников и т.д.

Таким образом, в  период дошкольного детства значительно  обогощается содержание эмоциональной сферы ребенка. И, несмотря на многие типичные ее особенности, такие как яркость и непосредственность переживаний, господство чувств во всех областях его жизни, эмоциональная сфера каждого дошкольника своеобразна. В связи с этим стоит рассмотреть вопрос эмоционального неблагополучия детей.

Эмоциональные нарушения  можно условно разделить на две  основные группы (А.Д.Кошелева). В основе этого деления лежат те сферы жизни, в которых прежде всего проявляется эмоциональное неблагополучие: сфера взаимоотношений ребенка с другими людьми и собственный мир его переживаний. эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми, может приводить к соответствующему поведению.

Первая группа –  это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. В конфликтных ситуациях со сверстниками эмоции возбудимых детей выражаются очень бурно: в громком плаче, отчаянной обиде, вспышках гнева, но отношение их к сверстникам в целом доброжелательное.

Вторая группа –  дети преимущественно легко «тормозимые», с устойчивым негативным отношением к общению. Они избегают общения, но издалека все же следят за событиями  в группе. Вот пример из наблюдений В.С.Мухиной. «Андрюша тоже участвует в игре, но… глазами. Смотрит на детей, правильно оценивает ситуацию развертывающихся отношений , хмурится, когда возникает угроза ссоры, смеется, когда дети веселятся. Но стоит взрослому или детям позвать его играть, как он строптиво машет рукой и отворачивается, будто его это вовсе не интересует». А.Д.Кошелева подметила и другие особенности поведения детей рассматриваемой группы. «Эмоциональное неблагополучие Тони выражено желанием и стремлением поступать наперекор требованиям взрослых дома и в детском саду. Ей свойственно отрицать достоинства детей. Неудовлетворенность отношениями выражена злостью, слезами. Для девочки характерно неожиданное возникновение эмоционального дискомфорта, переходящее затем в стойкое состояние раздражительности, «дурного» настроения. Часты вспышки агрессивности». Формы проявления детской агрессивности различны и зависят от отношения к ним родителей или воспитателей. К открытой форме агрессивности взрослые, как правило, относятся нетерпимо, поэтому уже в двухлетнем возрасте появляются символические формы агрессивности: нытье, фырканье, упрямство, плач, визг, шлепки. К четырем годам фрустрация вызывает неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат, хотя можно наблюдать такие ситуации, когда и девочки прибегают к физической агрессии, иногда срывая свой гнев на игрушках.

Острая восприимчивость  и впечатлительность ребенка  могут привести к многочисленным страхам (третья группа детей с эмоциональным  неблагополучием). Страх можно определить как эмоциональное состояние, которое  появляется в случае осознания человеком  надвигающейся опасности. Испытывают страх и нормально развивающиеся  дети, причем уже в младенческом возрасте, когда сталкиваются с неожиданным предметом, животным. Позже у них обнаруживается боязнь темноты, страх, переживаемый в отсутствие родителей. В конце раннего возраста появляются конкретные страхи: предметов, существ, явлений. В этот период отмечают существование строгой зависимости между интеллектуальным уровнем и страхами: чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает, то есть в данном случае страх несет защитную функцию, связан со способностью ребенка предвосхищать последствия определенных ситуаций. В процессе обучения диапазон конкретных страхов очень быстро расширяется. Так, в результате ассоциаций с белым халатом врача малыш может испугаться, например, парикмахера, если он тоже в белом халате; если ребенок не очень любит умываться, он может бояться воды вообще. Начиная с трех лет количество конкретных страхов уменьшается: ребенок способен распознать степень опасности ситуации (лев на картинке уже не страшен). Начинается период символических страхов. Например, страх темноты в большей степени относится именно к символическим страхам. Темнота создает для ребенка ситуацию, аналогичную одиночеству, а, кроме того, в темных углах комнаты рисуются благодаря воображению различные неведомые существа.

Величайший страх  испытывают дети, когда им кажется, что родители их не любят. Особенно усиливается это состояние ребенка, если мама или папа угрожают непослушному малышу: «Иди быстрее, или я оставлю  тебя здесь!» Дети боятся смерти своей  собственной и близких людей. Конечно, ребенок будет бояться и того, чем пугают его взрослые: «Придет дядя и посадит тебя в мешок!» Дети испытывают страх и перед телесными недостатками. В частности: Б.Спок выделяет период подобных страхов: от 2,5 до 5 лет. Если ребенок видит калеку, он спрашивает, что случилось с этим человеком и может ли это случиться с ним тоже.

Связано со страхом  и состояние тревоги. Оно возникает в том случае, если ситуация, чреватая опасными последствиями, не очень определена. Тревогу, как и страх, испытывают все люди. При нормальном эмоциональном развитии ребенка страх и тревога достаточно легко поддаются воздействию взрослого и снимаются. Если ребенок боится засыпать в темной комнате, можно открывать дверь комнаты, использовать ночник, избегать чтения слишком волнующих историй перед сном. Учитывая страх одиночества, разлуки нужно заранее предупреждать ребенка о том, что мама или папа будут какое-то время отсутствовать, объяснив причину. Однако Х.Дж.Джайнотт вполне убежден, что не следует защищать ребенка от отрицательных переживаний, например, от боли и горя при вести о смерти. Бывает так, что если умирают любимая рыбка или черепаха, родители стараются незаметно заменить их новой. «Нельзя лишать ребенка права на страдание, на скорбь. Горечь утраты пробуждает в нем человечность, облагораживает его характер», - пишет Х.Дж.Джайнотт. Пусть ребенок выразит свое горе, свой страх и мрачные фантазии.

Однако страх и  тревожность могут занимать и  чересчур значительное место в эмоциональной  жизни ребенка, который начинает впадать в состояние тревоги  или страха слишком часто и  без видимых причин. В этом случае мы и говорим об эмоциональном неблагополучии ребенка. Повышенная тревожность и пугливость детей проистекают от многих причин. Это может быть особая чувствительность нервной системы. Наиболее же серьезный источник – это конфликтная атмосфера в семье. В таких семьях дети переживают очень сильно, беспредметные неопределенные для них самих страхи и тревогу. В большинстве случаев эти ощущения связаны с неудовлетворительностью потребностей ребенка в любви близких, ласке, доброжелательности, с отсутствием чувства безопасности. С этой точки зрения, фактор опасности присутствует не только в конфликтных семьях, но также и в семейной среде, где малыш окружен чрезмерной заботой. Излишнее оберегание со стороны взрослых создает у него установку на постоянную опасность, таящуюся в окружающем мире. Одной из причин повышенной тревожности может выступать и несоответствие требований к ребенку и его возможностей: становится устойчивым опасением потерпеть неудачу в чем-то.

Очевидно, что главным  фактором гармоничного развития эмоций и чувств ребенка является семья. В то же время и педагогу, работающему  с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить, что состояние эмоциональной  сферы ребенка важно не только само по себе. Чувства постепенно перерастают  в черты личности, становясь мотивами поведения и свойствами характера, поэтому так важно управлять  играми детей, формированием их взаимоотношений, развитием их деятельности и общения

Но не только содержание эмоциональной сферы ребенка  претерпевает изменения в период дошкольного детства: становится иной экспрессивная сторона эмоций и  чувств. Во-первых, ребенок усваивает  «язык» чувств. Он учится с помощью взглядов, мимики, улыбок, жестов, позы, движений, интонаций голоса выражать свои переживания. Во-вторых, ребено-дошкольник уже может словами объяснить свое состояние, хотя в этом смысле возможности его и ограничены. Он говорит: «Мне больно!», «Я обиделся», «Мне приятно», «Я радуюсь», «Я очень огорчен», «Я скучаю», «Мне жалко». Это свидетельствует об интеллектуальном, речевом развитии ребенка, об ином уровне осознания им своего внутреннего мира. В-третьих, ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств – происходит развитие не только представлений о том, как нужно вести себя в определенной ситуации, но и начинает свое развитие воля.

Информация о работе Эмоциональное развитие дошкольника