Экспериментально – психологическое исследование интуитивности в профессиональной деятельности следователей ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 11:02, реферат

Краткое описание

Важно отметить то, что все большее количество вопросов повсе-дневной жизни и деятельности сотрудников решается не организационными и финансово-социальными мерами, а уровнем их психологической под-готовки, степенью развитости психологических качеств.
Дефицит информации и времени, а иногда и реальная угроза безопасности самой жизни способствуют тому, что зачастую решения принимаются интуитивно. В связи с этим возникает ряд вопросов.
1. Как измерить уровень интуитивности, и какой применить метод для данной операции.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к проблеме интуиции и интуитивности в зарубежной и отечественной психологии
1.1. Общетеоретические подходы к проблеме интуиции и интуитивности…………………………............................................
1.2. Психологические и социально-культурные условия возникновения и функционирования интуитивности……………
Глава 2. Экспериментально – психологическое исследование интуитивности в профессиональной деятельности следователей ОВД
2.1. Интуитивность в структуре личности следователя…...
2.2 Исследование интуитивности в структуре свойств личности следователя……………………………………………...
2.2.1.Планирование и процедура.
2.2.2.Результаты и обсуждение
2.3. Выводы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом для сайта .1 .doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Важной является проблема принятия решений в обстановке неопределенности, которая, как правило доминирует в следовательской деятельности. В этой связи представляет интерес исследование Желателей Д.В.43 При умеренно благоприятной ситуации более   развитым является единство интуитивно – рационального44. Этот подход пытается дать объяснение типологии интуитивно-рационального. М. Микалко  приводит также несколько приемов, с помощью которых может формироваться интуиция.45 Не менее интересной представляются и мысли М. Коноваленко М. о роли и месте интуиции в практической деятельности.46 Согласно этой концепции эффективность интуиции зависит от «зрелости последовательностей». Это не значит, что зрелость определяется в категориях возраста. Она лишь подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленные цели.

Отечественная психология до последнего времени исходила только из методологической концепции социально-исторической обусловленности явлений интуиции, допуская эти явления лишь в некоторых сферах деятельности. При такой методологической предпосылке зрения нуждалась в обогащении общемировыми подходами.

Операционально нормы интуиции были представлены наборами качеств, отражавшими определенные реалии исследуемых людей. Оказалось, что среди норм-качеств, реализация которых способствовала формированию и развитию интуитивности, фигурировали такие, в частности, характеристики, как импринтинг, опирающийся на волю и интуицию. Такой точки зрения придерживается И.А. Васильев47.

Исследователи выявили, что именно вышеназванные характеристики образуют, как можно думать, организационно-управленческую составляющую ценностного вклада деятельности работника следовательских органов, успешности его деятельности. Управление ситуациями в сложной следовательской работе требует определенного развития интуиции у соответствующих работников, создает необходимый для успеха в работе эмоциональный настрой.

Изучение интуиции направлено также на разработку методов эффективного и отбора работников следовательских органов. Эффективные пути решения проблем интуиции и интуитивности заключаются в комбинированном подходе к данным проблемам.

 

1.2. Психологические и  социально-культурные условия возникновения и функционирования интуитивности.

Конкретное исследование проблемы интуитивности сопряжено со значительными трудностями, в силу недостаточной разработанности приемов ее анализа, слабой разработанности категориального аппарата, отсутствия строго психологического подхода к этой проблеме.

Различные подходы к этой проблеме фактически означают свою неэффективность каждого подхода в отдельности. На наш взгляд на данном этапе развития психологической науки наиболее продуктивным является подход к интуитивности как к свойству личности, так как именно в личности происходит сочетание социального и индивидуального, внешнего и внутреннего, рационального и иррационального, субъективного и объективного.

Понимая интуицию, как процесса получения, выработки знания без этапа логического вывода48, целесообразно предположить, что эти знания постоянно формируются и вырабатываются на подсознательном уровне. В то же время их использование зависит от возможностей извлечения и осознавания. Условия извлечения знания из сферы неосознаваемого  и перевод их в осознаваемый вид зависят от особенностей личности. В функциональной, структурно – динамической модели личности, по всей вероятности, сферой действия механизма рационализации является подструктура познавательных психических процессов.

Для того, чтобы понять процесс возникновения интуитивности, необходимо рассмотреть две группы условий возникновения интуитивности. Первая группа – психологические. Они описывают специфику протекания творческих процессов мышления с точки зрения самого субъекта входят следующие характеристики:

  • непосредственность, когда проблема с точки зрения субъекта решается как бы сразу.
  • редуцированность, когда процесс поиска решения направлен на формирование целостного образа или ключевого понятия.
  • свернутость процесса познания, когда осознается и остается в памяти  не весь ход, а лишь окончательный вывод.

Такой феноменологический подход к интуитивности лишь фиксирует ее, но не дает понимания внутреннего процесса ее существования.

С точки зрения внешних условий для формирования и функционирования интуитивности следует выделить:

  • опосредованность, то есть необходимость овладения определенной суммой знаний, которые создают возможность для проявления интуитивности.
  • сознательный напряженный поиск возможных решений проблемы.
  • объективизация полученных решений в общепринятой форме.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что с точки зрения современной науки все интеллектуальные способности, в том числе и интуитивность являются продуктом как природного так и социального компонента. Социальная среда формирует у личности определенный, типичный для данного общества, данной эпохи способ мышления. К условиям этой среды можно отнести всеобщие исторические факторы.

Большое значение имеет ситуация в стране, наличие конкретных школ и стилей мышления. Вместе с тем значительное влияние имеет и  непосредственная данность. Однако необходим учет и индивидуальных различий в развитии интеллектуальных, в том числе и интуитивных способностей. Основа способностей заключена в человеческой деятельности, в результате которой происходит интериоризация окружающего мира и экстериоризация способностей человека в окружающем мире. Логично предположить, что интуитивные способности представляют собой синтез социально приобретенного и природного. В этом можно согласиться с Е.А. Науменко49. Каждый человек в различной форме и качестве обладает интуитивностью. Вместе с тем существует возможность ее развить при определенных условиях. Среди этих условий можно выделить следующие:

  • Во – первых, это деятельность по решению творческих, но достаточно типичных задач;
  • Во вторых, развитие теоретического мышления;
  • В третьих, умение обобщать различные факты и явления;
  • В четвертых, способность к ассоциативному мышлению;

Можно утверждать, что интуитивность формируется на основании опыта мышления, но в то же время она сама совершенствует мышление.

Уровни интуитивности, их развитость зависят от интеллекта, функционирующего в структуре личности, хотя, видимо, необходимо говорить о некоторых сторонах интеллекта50. Это такие стороны как способность к обучению, способность к абстрактно – логическому мышлению, способность к адаптации.

Интуитивность тесно связана с развитием внутренней речи человека. По мнению Л.С. Выготского внутренняя речь состоит из одних предикативных предложений. «Предикативность является основой и единственной формой внутренней речи, которая вся состоит с психологической точки зрения из одних сказуемых»51.

По мнению Б.Г. Ананьева52 во внутренней речи употребляются не только предикативные, но и субстантивные предложения. Все зависит от того, осознан предмет речи или нет.

Если предмет известен, то внутренняя речь предикативна, если нет – субстантивна. Причем внутренняя речь оперирует сокращенными формами слов, здесь вполне достаточны намеки на слова, чтобы было ясно, в чем дело. Фонетика внутренней речи сводится к минимуму. Некоторые исследователи, например, М.И. Панов53 на сегодняшний момент поддерживают идею о существовании двух фаз внутренней речи: внутреннего говорения и собственно внутренней речи. Для называния второй фазы используются различные понятия: единство осознанного и неосознанного, уровень общих смыслов, этап перехода от значений к смыслам и обратно и другие. Осознавание обеспечивается понятиями, сигналами, знаками. Неосознаваемые же явления относятся к образной или эмоциональной сфере, не получают выражения в знаках. Выдающихся творческих результатов можно достичь, если использовать для развития интуитивности индивидуальные знаки – символы.

Таким образом, для интуитивности характерно наличие в структуре личности следующих компонентов, которые не поддаются формализации:

  • Система индивидуальных умственных действий, формирующихся на базе обобщения опыта мышления и позволяющая вести эффективный исследовательский поиск в проблемных ситуациях.
  • Своеобразные, индивидуальные знаки – образы внутренней речи, обеспечивающие внезапность появления внутренней интуитивной идеи.

С точки зрения вероятностного результата интуитивности можно выделить «глобальную» и «местную» интуитивность. В следовательской работе большее значение имеет вторая, так в абсолютном большинстве случаев следователь имеет дело с расследованием конкретного преступления. Но могут быть и очень сложные расследования со многими фигурантами.

Для решения задач, возникающих в ходе следовательской деятельности безусловно необходимы как интуитивность так и систематическое мышление. Во многих случаях интуитивность может не осознаваться в полной степени носителем данного качества, так как интуиция совершает свою работу одновременно с логическим мышлением, она включается очень часто тогда, когда логическое мышление не может дать ответа на поставленную проблему. В конечном итоге всегда встает вопрос об истинности интуитивных догадок, и проверены они могут быть только логическим путем и практикой. В ряде случаев интуитивность может оказаться ложной.

Интуитивность может быть закреплена в структуре личности на ценностном уровне. Осуществление на практике определенных рекомендаций по регулированию качеств интуитивности  происходит, когда у исполнителей помимо понимания необходимости тех или иных действий, есть понимание своей компетентности.

Выводы:

1.Проблема интуитивности как  черты личности, является одной из сложнейших в психологии и глубоко изучается в различных психологических школах в нашей стране и за рубежом.

2.Интуитивность как свойство  личности проявляется в разной  степени в структуре личности.

3.Интуитивность тесно связана с развитием внутренней речи.

4.Уровень интуитивности связан  с уровнем развития интеллекта, интуитивность проявляется в ходе решения творческих, нетипичных задач.

 

 

 

Глава 2. Экспериментально – психологическое исследование интуитивности в профессиональной деятельности следователей ОВД

2.1. Интуитивность в структуре  личности следователя.

Несмотря на свою значимость, проблема интуиции в деятельности следователей, в прямой постановке исследовалась недостаточно.

Формальная сторона деятельности следователей требует развитой способности точно прогнозировать ситуацию и выполнять определенный алгоритм действий. Имеющиеся профессиограммы следователя представляют собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости.

  В.Л. Васильев уделяет особое значение  поисковой деятельности, так как  «сущность ее заключается в  вычленении из окружающей среды  криминалистически значимой информации, которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления». Вместе с тем в реконструктивной деятельности он выделяет: память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуицию.54

 На основании имеющихся в  психологической литературе сведений, мы пришли к выводу, что интуитивность формируется в личностном пространстве, она является элементом структуры личности, содержательным элементом. Одновременно мы понимаем интуицию как процесс получения и выработки знания без этапа логического вывода. Интуиция существует в сфере познавательных процессов, которые интеллект обуславливает, не будучи ни мышлением, ни памятью, ни восприятием по своей психологической сути.

Эмпирической базой проводимого исследования являлось изучение личностных свойств сорока пяти следователей ГСУ УВД N. Первоначально были выдвинута гипотеза:

1.Интуитивность значимо связана  с комплексом личностных свойств  следователя.

2.2. Исследование  интуитивности  в структуре свойств личности  следователя

2.2.1.Планирование и процедура

Цель исследования: провести изучение и выявление интуитивности в структуре свойств личности следователя.

Задачи:

1.Обосновать выбор диагностических  методик, позволяющих исследовать  структуру личности следователя  и интуитивность, как свойство  личности.

2.Провести исследование  по выявлению  структуры личности и уровня  интуитивности у сотрудников  ГСУ ГУВД N.

3.Провести обработку и анализ  полученных результатов.

Гипотеза исследования: интуитивность значимо связана с комплексом личностных свойств следователя.

В данной работе структура личности рассматривается как совокупность свойств личности, а интуитивность как свойство личности.

Независимая переменная: уровень интуитивности.

Зависимая переменная: значимость связи интуитивности и структуры свойств личности следователя.

Информация о работе Экспериментально – психологическое исследование интуитивности в профессиональной деятельности следователей ОВД