Экспериментальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 01:28, реферат

Краткое описание

Общение – это трудоемкий процесс по разработке взаимной стратегии для взаимопонимания, взаимодействия, взаимообмена информацией, происходящий из необходимости взаимодействия и разработки контактов между людьми. В общении имеются три стороны, которые необходимо рассмотреть.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 37.19 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Общение – это трудоемкий процесс по разработке взаимной стратегии для взаимопонимания, взаимодействия, взаимообмена информацией, происходящий из необходимости взаимодействия и разработки контактов между людьми. В общении имеются три стороны, которые необходимо рассмотреть.

В западной психологии они рассматриваются как отдельные стороны общения, которые сводится к обмену, взаимодействию, либо межличностной перцепции, при этом связь всех этих сторон во взаимодействии не рассматривается, в то время как в Российской и Советской психологии рассматриваются со стороны единства общения и деятельности.

  1. Коммуникативная.

Связана со специфическим процессом проявления целей, интересов, намерений, между субъектами активного общения, что дает «толчок вперед» не только информации, но и пополнению тех знаний, умений, мнений, которыми люди обменивается в процессе общения друг с другом. Важными атрибутами коммуникативного общения являются всевозможные знаковые системы такие как: мимика, жесты, речь, интонации, паузы, и «контакт глаз». Одной из важнейших единиц для продуктивного общения является фактор понимания субъектами общения ситуации, в которой само общение происходит, а также желание одного из субъектов предоставить другому свои персонализацию, либо же для более продуктивного контакта желание повлиять друг на друга должно быть взаимным.

  1. Интерактивная сторона:

Является построением некой стратегии для взаимодействия между людьми. Со стороны западной социальной психологии рассматривается исключительно как «согласие» или «конфликт». В данном вопросе достигнуты довольно большие результаты, однако только со стороны предположения стратегии поведение партнера по общению, что в реальной жизни не всегда вероятно.

  1. Перцептивная:

Заключается в создании визуального портрета собеседника, включая предположение его психологических особенностей и вариантов поведения.

 

Экспериментальное общение.

Психологический эксперимент – взаимодействие испытуемого и экспериментатора, организованное экспериментатором целенаправленно на изучение психических особенностей испытуемого. Средство, благодаря которому происходит взаимодействие, является общение.

Испытуемый, обращаясь к экспериментатору, обладает собственными мотивами, жизненными планами, участия в эксперименте. Большое влияние оказывают на результаты эксперимента и исследования в общем, особенности личности испытуемого которые проявляются в процессе общения с экспериментатором.

Следует рассматривать психологический эксперимент как целостную ситуацию. Рассмотрим, как влияет ситуация тестирования на примере проявления интеллекта у детей (что было обнаружено еще в 20х годах прошлого столетия). В данной ситуации по началу психологи рассматривали результаты тестирования детей в независимости от исследования, при любой выборке, в любой стране и в любой момент времени, и пришли к выводу что ситуация и результаты зависят от социального статуса семьи, и наследственности интеллектуальных особенностей детей из элиты общества. Однако по прошествии времени советские психологи доказали обратный факт, если при тестировании детей использовать различные подходы при общении с испытуемыми из различных слоев общества как например, привычные для них речевые обороты, то разница в интеллекте детей из различных слоев общества будет отсутствовать, так же в процессе исследования они выявили более высокие показатели у детей из семей рабочего класса.

Важным фактором, влияющим на результат эксперимента, является влияние ситуации. Так, было выявлено, что большее влияние процедура эксперимента оказывает на детей, чем на взрослых. Психологи объясняют это особенностями детской психики:

1. Психологически взрослый для ребенка является более значимой фигурой, он может быть опасен, интересен, может как заслуживать доверие, так и нет, по этим причинам дети более эмоциональны и стремятся понравиться незнакомому взрослому, в связи с этим отношения со взрослым определяют отношение к эксперименту, а не наоборот.

2.  То, как проявляются  личностные особенности у ребенка, в большей степени зависит  от ситуации. В связи с этим  может возникнуть большой барьер, к примеру, если экспериментатор будет общаться с ребенком на непонятном ему научном языке, что будет не понятно ребенку и не позволит быстро включиться в эксперимент.

3. Дети являются обладателями  более живой фантазии, чем взрослые. В связи с этим экспериментатору  необходимо четко следить за  тем правильно ли понимает  его просьбы ребенок, с той  целью, чтобы последний не воспринимал  эксперимент как игру и не  увлекался собственными фантазиями, по той причине, что рациональное  восприятие происходящего является  одним из факторов оценки интеллекта  ребенка.

В 1933 г. С. Розенцвейг 1опубликовал аналитический обзор по изучению социально-психологических аспектов психологического эксперимента.

В данном обзоре Розенцвейг описал причины, которые искажают результаты эксперимента:

1. "Наблюдаемый, и отношение  к нему" - понимание испытуемым  человеком критерия принятия  решения при выборе реакции.

2. "Мотивация наблюдаемого" - испытуемый человек может действовать  во время эксперимента исходя  из своих принципов и амбиций, неправильно понимая смысл и  цель экспериментатора.

3. "Личностное влияние" - межличностные отношения между  испытуемым и экспериментатором  часто нарушают ход эксперимента.

В современном мире эти источники артефактов не имеют никакого социально-психологического значения, только социально-психологическую мотивацию.

Так как испытуемый участвует в эксперименте добровольно или принудительно, то это стимулирует к выработке нового поведения, являющимся причинами артефактов. Наиболее известные - это "эффект плацебо", "эффект Хотторна2", "эффект аудитории".

"Эффект плацебо" обнаружили  в медицине - испытуемый человек  считает, что медикаменты или  действия доктора помогают выздоровлению, в следствии чего у него  наблюдается улучшение здоровья. Данный эффект основывается на  самовнушении.

"Эффект Хотторна" - зародился на фабриках при проведении социально-психологических исследований. Каждый испытуемый считал, что его участие в эксперименте - это большое, личное внимание к нему со стороны экспериментатора. Испытуемые проявили себя во время эксперимента именно так, как хотел и ожидал организатор. Однако, если не озвучить или сказать ложную цель исследования, а также безразличное проведение инструктажа помогает избежать эффекта Хотторна.

"Эффект аудитории", а точнее "эффект социальной  фасилитации (усиления)" - обнаружил Р. Зайонц. Он выяснил, что любой наблюдатель изменяет поведение человека, который выполняет какую-либо работу. Один из самых доступных примеров для понимания - это спорт, например, во время обучения зритель будет смущать спортсмена, и его результаты будут намного ниже, чем на соревнованиях, когда его обучение завершено.

Были проведены дополнительные исследования, и выявлены зависимости:

1. Чем более значим  зритель для исполнителя, тем  большее влияние он на него  оказывает.

2. Новые умения и навыки  менее эффективны, чем старые  сенсомоторные и перцептивные перед значимым зрителем.

3. Увеличение количества  зрителей, важность соревнования  усиливают эффект как в лучшую, так и в худшую сторону.

4. Эмоционально стабильные  испытуемые в новых заданиях  не испытывают затруднений, в  отличии от "взволнованных" людей.

5. Внешний наблюдатель  повышает мотивацию у испытуемого. Следовательно, это либо повышает  продуктивность, либо вызывает срыв  деятельности, вызывая смену мотивации  у человека.

6. Мотивация участия в  исследовании и мотивация, возникшая  в ходе исследования при общении с экспериментатором - совсем разные, их нельзя путать и нужно уметь различать.

Ученые психологи полагают, что у испытуемого в процессе общения может возникнуть любая мотивация. М. Т. Орн3 полагал, что одним из основных мотивов, возникающих у испытуемого может быть социальное одобрение перед экспериментатором по той причине, что он хочет казаться ему положительным пытаясь таким образом помочь и подтвердить ту или иную теорию экспериментатора. В ряде случаев давая положительные ответы на вопросы экспериментатора стараясь показать себя с лучшей стороны для более высокой оценки его персоны. С другой стороны, зачастую испытуемые ведут себя наоборот, стараясь быть более эмоционально стабильными и не поддаваться ситуации эксперимента.

Некоторые исследователи считают, что ряд испытуемых заранее враждебно относится как к экспериментатору, так и к самой ситуации эксперимента, с той целью, чтобы исключить правильность гипотезы экспериментатора. Наиболее распространённой считается ситуация, когда взрослые испытуемые исключительно стремятся выполнять только инструкцию экспериментатора не взирая на возможные внутренние противоречия. Этот факт зависит исключительно от внутренней зрелости самого испытуемого.

Итог всем исследованиям и обсуждениям подвел психолог Л. Б. Кристансен. По его мнению, все формы само презентации испытуемого можно подвести под огромное стремление быть в своих же глазах намного лучше. Взрослые в процессе эксперимента стремятся быть более внимательными и ориентироваться в сложившейся ситуации эксперимента, обращают внимание на инструкции, стиль общения экспериментатора, его характерные черты, на те условия в которых проходит данное мероприятие и возможные отзывы которые могли оставить предыдущие испытуемые. Обращая внимание на все вышесказанное люди подверженные эксперименту строят «внутреннюю» модель данной ситуации, пытаясь сопротивляться воздействию экспериментатора, объясняя это тем, что влиять на человека без его согласия недостойно.

 

 

 

 

 

Интерактивная функция общения.

Интерактивная функция общения всегда определена особыми рамками, условиями - многое зависит от межличностных отношений людей, от ожидания результата и его пути достижения. Безусловно нужно уметь находить компромиссы, слышать своего партнера(ов), и прилагать максимум усилий для достижения цели. Особенность интеракции - это закрепление обмена информации и упорядочивание общих действий. Многосторонность структуры имеет разные описания.

 Теория социального  действия анализирует общение  между людьми начиная от постоянного  и заканчивая резкими изменениями  в общении межу людьми и  их поведении друг с другом. Иная точка зрения - это рассмотрение  взаимодействия, как процесса имеющего ступени развития (психологический, социальный и пространственный контакт; социальные отношения).

 Э. Берн4 в одном из своих анализов предложил разделять мысли участников процесса, ведь каждый человек имеет свой характер и жизненный опыт.

Три группы взаимодействия человека:

1. Позитивная (согласие и приспособление) -всегда положительно влияет на деятельность.

Для правильного функционирования данного процесса совместной деятельности необходимо:

1.Разделить процесс между всеми участниками.

2. Заставить каждого участника  идти своим уникальным рабочим  путем.

Необходимо отметить, что результат каждого человека будет синхронизирован с результатами коллег за счет развития межличностных отношений.

2. Состязательная (конкуренция) - вызывает соперничество между коллегами, отделами организации или фирмами. Функционирование данного процесса достигается за счет внутренней борьбы между сотрудниками для продвижения вверх не только по карьерной лестнице, но и для удовлетворения некоторых моральных потребностей - будь то материальное вознаграждение, либо формирование имиджа незаменимого сотрудника.

3. Негативная (конфликт) - всегда  создает препятствия для продуктивной  работы.

В основе находятся два признака:

1. Конфликтные действия

2. Психологический антагонизм.

Как правило, в конфликты присоединяются люди, нагнетающие обстановку новым высказываниями и защитами своих идей и интересов. В подобных ситуациях следует найти самоконтроль, перестать критиковать, выслушать собеседника, найти причины конфликта и попытаться решить проблему придя хотя бы к малейшему компромиссу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О пользе умения слушать.

Подумаем о той ситуации, когда идет беседа между двумя людьми, но один из собеседников слушает отведя глаза в сторону. Первой мыслью будет что вам не уделяют достаточного внимания в данной беседе и то что вы говорите не интересно вашему собеседнику, что приведет вас к желанию прекратить этот разговор. Так же может возникнуть и масса других мыслей, таких как, возможно вы отвлекаете собеседника от своих мыслей, или ситуация не подходящая, или что данное поведение вашего оппонента вполне для него характерно.

Информация о работе Экспериментальное общение