Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: теоретический анализ взаимопонимания в процессе межличностного общения.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть общение в системе межличностных отношений.
2. Провести теоретический анализ структуры общения.
3. Раскрыть на теоретическом уровне механизмы взаимопонимания в общении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………2-4
Глава 1.Особенности развития межличностных отношений, как психолого-педагогическая проблема………….5
1.1. Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен………………………………………5-9
1.2.Психолого-возрастные особенности развития межличностных отношений ………………………………10-13
1.3.Особенности развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте. ……………………14-16
Выводы по 1 главе. …………………………………………………………………………………………………….17
Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………………………………….18
2.1. Постановка проблемы и организация исследования………………………………………………………...18-20
2.2. Анализ результатов проведенных исследований……………………………………………………………21-23
Глава 3. Формирование и коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста………..24
3.1. Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников…………..24-38
3.2. Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников………...39-48
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………………………………………...50-52
Приложение……………………………………………………………………………………………………………53

Вложенные файлы: 1 файл

социальная психология.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Этот эпизод показывает динамику бессознательной работы над заболеванием. Конечно, дорогие читатели, вам сразу стало ясно, что образ дракона -- это болезнь, приступ. Долгое время он безнаказанно разрушал позитивную сферу жизни. Важно, что ребенок сам пришел к заклинанию и его форме. Это лишний раз подтверждает тот факт, что мы очень мало знаем о бессознательном и его возможностях, и, конечно же, иллюстрирует эффективность игры в песочнице.

Другой пятилетний мальчик имел серьезные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, а также общее недоразвитие речи. Входя в комнату, где были дети, он прятался в шкаф или под стол, стараясь скрыться от контактов. На песке он построил «Страну Зла»: в центре картины лежала большая ящерица, ее окружали пауки, змеи, скорпионы и другие существа, имеющие щупальца. Ящерица была хозяйкой страны, и не было силы и желания ее победить. На вопрос: «Хотел ли бы ты жить в этой стране?», мальчик ответил: «Ха! Да я в ней живу!» Когда ему было предложено сотрудничество с Добрым Волшебником, он указал на героя, который был не таким злым как все, с которым можно было договориться. Этим существом оказалась Крыса. Потихоньку, с помощью Крысы и помогающего ей Доброго Волшебника (его фигурка находилась за пределами песочного листа и принадлежала взрослому), мальчик «договаривался» с другими героями. Кого-то из них убивал (закапывая в песок или совсем убирая из ящика), а кого-то «перетягивал» на «свою сторону». Так продолжалось из занятия в занятие. Причем, когда следующая игра начиналась, он восстанавливал картину (правда, с меньшим количеством злых героев) и говорил: «Будем бороться со злом!» На шестую игру он сказал: «Все, строить нечего, рассказывать не о чем, Страны Зла больше нет. Это -- Добрая Страна!» Ящерица так и не ушла из песочного листа, но мальчик с ней «договорился». Через некоторое время родители ребенка отметили, что он очень изменился. Если раньше из него было не вытянуть ни слова, то теперь, приходя домой, он делился своими впечатлениями, рассказывал о друзьях -- они появились у него впервые в жизни. Самое главное, что мама сказала: «Такое впечатление, что мы теперь друг друга понимаем».

Дорогие друзья, совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных картин. Достаточно уже того, что вы выступаете организатором среды, где автор чувствует себя привычно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он -- Творец. Этим вы позволяете клиенту самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить «с самим собой». Если вы работаете с не говорящими детьми и взрослыми, язык песочной картины поможет вам глубже понять внутренние процессы этих людей.

По окончании игры автор протягивает руки над песочницей, собирает в воображаемый клубочек опыт песочной игры и прикладывает к сердцу. Затем САМ разбирает песочную картину. Таким образом на бессознательно-символическом уровне закрепляется приобретенный опыт.

Групповая форма.

Представим себе, что на занятие к психологу в первый раз пришла группа подростков -- 12 человек. Согласно правилам, первый сеанс посвящается диагностике. Но психологу известно, что среди группы есть человек, нуждающийся в особой помощи. Как организовать занятие, чтобы проработать и навыки позитивной коммуникации, и внутренний конфликт одного из участников? Приведем - пример.

Группа, о которой пойдет речь, состояла из девушек и одного юноши. Психолог, познакомившись с участниками занятия, предложил следующее: «Вы, дорогие друзья, Волшебницы и Волшебник. Вы многое знаете и умеете. И вот однажды вам захотелось найти такое место на Земле, где бы еще никто не жил. Вы отправились в путь, долго странствовали и, наконец, нашли такое место. Это была безводная пустыня. Посмотрите, вот она перед вами. Вы решили превратить пустыню в цветущую, страну и населить ее разными героями. Оглянитесь, у вас есть все, что для этого нужно. Уже зазвучала чудесная музыка, превращения начались».

Участники группы, демонстрируя СКК «сотрудничество», довольно быстро создали сказочную страну. Лишь молодой человек долго выбирал фигурки. Наконец, он выбрал три мужские оловянные фигурки (самурай, шотландец с волынкой, волшебник) и колокольчик. Все это он поместил в углу песочницы.

Когда началось обсуждение, девушки весело рассказывали о созданной ими стране. Молодой человек оказался последним. Он долго молчал, потом произнес: «Мне все это жутко не понравилось. Мне не хватало места. В этой стране страшное перенаселение. Какое-то глупое веселье...» Надо сказать, что такая обратная связь задела девушек и одна из них сказала: «Ну и что, нас много для одной песочницы, всем было тесно, но мы же нашли возможность приспособиться. Ты мог сделать то же самое!» Молодой человек не возражал, но чувствовалось, что происходящее затронуло в нем что-то важное. Ведущий, почувствовав это, сказал: «Дорогие Волшебницы! Вы совершили чудо. Действительно, место, где не ступала нога человека, оказалось небольшим. Но, несмотря на это, вы смогли создать цветущую сказочную страну. Этот опыт, по вашим словам, оказался полезным. Давайте протянем над песочницей руки, скатаем воображаемый золотой шар нашего опыта, и положим его к своему сердцу. Прекрасно! А теперь, если Волшебник ощутил себя «не у дел» в этой стране, давайте спросим его, хотел бы он что-либо изменить в ней?»

Девушки сказали: «Да каждая из нас хотела бы что-нибудь изменить, сделать по-своему! Почему именно он?!» Ведущий ответил: «Конечно, создание новой страны вместе -- это всегда компромисс. Кому-то легче идти на него, кому-то сложнее. Сегодня только один Волшебник заявил о том, что ему трудно. Давайте предоставим именно ему право изменения страны. Тем более, что все лучшее, что есть в ней, мы положили в свои сердца».

Молодой человек сказал: «Чтобы изменить эту страну, как мне надо, нужно все здесь переделать. Вы не обидитесь?» Девушки ответили: «Конечно, нам будет неприятно, но ладно, эта страна уже в нашем сердце. Переделывай!»

Молодой человек аккуратно разобрал песочную страну, разровнял песок. Девушки затихли и наблюдали с напряженным интересом. В центре песочницы юноша выстроил высокую гору. Вокруг нее располагался ров с водой. «Ты хоть бы мостик поставил», -- вздыхая, советовали девушки, но молодой человек не обращал на их замечания никакого внимания. На вершине горы расположились оловянные фигурки самурая, шотландца с волынкой и волшебника. В правом верхнем углу -- колокольчик. Автор довольно потер руки и произнес: «Вот теперь мне все здесь нравится!»

«Так до тебя же даже не добраться! В трудную минуту тебя не дозовешься!» -- возмущенно восклицали девушки. На что юноша, улыбаясь сказал: «А вы позвоните в колокольчик, я приду на помощь».

Девушки были задеты, поэтому говорили все одновременно. Выдержав паузу, ведущий спросил молодого человека:

-- А кто из героев придет на помощь?

-- Самурай! Он самый сильный, придет  и накажет обидчика.

-- А если самурай не справится?

-- Тогда ему поможет волынщик, он сыграет такую мелодию, что  все будут «плясать под его  дудку».

-- А волшебник может придти на помощь, если самурай и волынщик не справятся?

-- Нет, волшебник никогда не спускается. Это и не нужно. Самурай и  волынщик справятся.

-- Дорогие волшебницы, -- обратился  ведущий к девушкам, -- иногда нам  только кажется, что мужская натура  понятна. Однако если мы будем  более внимательны к внутреннему  миру нашего партнера, нам откроются  интереснейшие вещи. Так, например, благодаря нашему уважаемому  волшебнику мы видим, что мужская  натура может иметь три ипостаси: Воин (самурай), Творец (волынщик) и Мудрец (волшебник). Давайте примем это  к сведению и будем уважать.

-- Да, вот так, думаешь, что знаешь  человека, а он поворачивается... -- задумчиво сказали девушки.

Юноша протянул руки над песочницей, сделал символический шар и положил его к своему сердцу. Для него процесс был закончен. Однако теперь напряжение возникло у девушек. И самая активная из них сказала:

-- Я тоже хочу построить свою  страну. Можно? Участники группы  согласились.

Девушка создала в центре песочницы небольшой округлый холм. На холме лежала раскрытая раковина, из которой изящно «вытекала» красивая хрустальная подвеска, состоящая из нескольких секций. От холма расходились в разные стороны живописные лучи из ракушек и красивых камешков. Картина была прекрасна. Автор ее также была довольна. Девушки восклицали: «Как здорово!», «Это женская душа!» и пр. Один только юноша молчал. Автор картины спросила его: «Почему же ты молчишь?! Я же строила в ответ на твою картину!»

Молодой человек помолчал и сказал: «Ты меня извини, но мне это не нравится». «Как не нравится?! Почему?!» -- заголосили девушки. «Мне здесь скучно, -- ответил молодой человек. -- Все открыто, все известно, никакой тайны». «Какая тайна! -- возмутилась автор. -- Я же душу открыла, а тебе скучно. Вот все мужчины такие...» Обстановка нагнеталась. Похоже, группа девушек была готова выместить всю женскую обиду на молодом человеке. К его чести необходимо сказать, что он честно отстаивал свое мнение. Ведущий, выждав паузу, вмешался:

-- Скажите, -- обратился он к автору  картины, -- вы бы могли позволить  нашим Волшебницам и Волшебнику  внести изменения в Вашу картину?

-- Да, конечно, меняйте, что уж тут, если меня не понимают... -- ответила  девушка.

-- Дорогие друзья, -- обратился ведущий  к участникам группы, -- встав рано  утром с постели, мы несем внутреннюю  картину мира, некоторое состояние  окружающим людям. Бывает, они нас  понимают, но бывает, что и нет. Общение с разными людьми, даже  в течение дня, меняет наше  состояние. То есть каждый человек  что-то дарит нашему внутреннему  миру, изменяет его. Есть изменения, которые нам приятны, от них  улучшается настроение. Но есть  и такие «подарки», которые, наоборот, делают нам неприятно. Важно научиться  принимать хорошее и отрицать  дурное. Сейчас я предлагаю вам  внести изменения в эту песочную  картину. Сделаем так. Сначала вы  рассказываете автору о ваших  изменениях. Автор обдумывает ваше  предложение и выносит решение: принять или отклонить. Принимая  ваши изменения, автор говорит: «Большое  спасибо, думаю, мне это будет  полезно». Отклоняя ваши изменения, автор говорит: «Большое спасибо  за идею, я приму ее к сведению. Но сейчас мне не хотелось, бы менять мою картину таким  образом».

Участницы группы стали предлагать свои изменения, совершенствующие, по их мнению, песочную картину автора. Автор какие-то изменения принимала, какие-то отклоняла. Песочная картина в результате немного изменилась, однако ее центральная часть с раскрытой раковиной осталась неизменной. На протяжении этого действия юноша молчал, с любопытством наблюдая за происходящим. «Что же ты ничего не предлагаешь, тебе же больше всех не нравилось!» -- заметила автор картины молодому человеку. «Точно можно?» -- спросил юноша.

Получив согласие, он перевернул раковину и скрыл под ней хрустальную подвеску. Внимательно оглядев композицию, он вытянул из-под раковины маленькую секцию хрустальной подвески. «Вот теперь я доволен! -- удовлетворенно сказал он. -- Я могу ходить вокруг раковины, восхищаться красотой камня, и знать, что внутри есть гораздо больше!»

«Точно, в женщине должна быть загадка», -- зачарованно протянули девушки.

Еще некоторое время участники группы горячо обсуждали происшедшее. Потом поблагодарили молодого человека, протянули руки над песочницей, формируя Золотой шар приобретенного опыта...

Этот случай иллюстрирует процесс групповой сказочной песочной терапии. Вы видите, дорогие читатели, что ведущий следует за группой, гибко использует возникающие возможности, комбинирует групповую форму с индивидуальной. Мы сознательно «не навязываем» алгоритм групповой и индивидуальной работы, тем самым подчеркивая первостепенную роль импровизации.

Критерий

Интеллектуальная норма

Проблема интеллектуального развития

1. Время создания страны

Около 25 мин

До 60 мин

2. Динамика эмоционального состояния

От возбуждения к торможению, чувству покоя, иногда усталости

От торможения к возбуждению за тот же период времени. Для перехода от возбуждения к торможению необходимо больше времени

3. Сюжет

Имеется четкий связный сюжет, распределение ролей и функций между жителями созданной страны

 

Сюжет не четкий

4. Стиль ситуативной коммуникации

Чаще всего, что бы ни происходило, осуществляется переход к сотрудничеству или ассимиляции

При спонтанной игре чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, «параллельная игра»


 

 

 

Заключение

Таким образом, в ходе  исследования были выделены следующие выводы: 

  • Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов, влияющих на них. 

  • Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. 

  • Существуют три круга общения, которые характеризуют систему личных отношений в классе.

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте