Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: теоретический анализ взаимопонимания в процессе межличностного общения.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть общение в системе межличностных отношений.
2. Провести теоретический анализ структуры общения.
3. Раскрыть на теоретическом уровне механизмы взаимопонимания в общении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………2-4
Глава 1.Особенности развития межличностных отношений, как психолого-педагогическая проблема………….5
1.1. Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен………………………………………5-9
1.2.Психолого-возрастные особенности развития межличностных отношений ………………………………10-13
1.3.Особенности развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте. ……………………14-16
Выводы по 1 главе. …………………………………………………………………………………………………….17
Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………………………………….18
2.1. Постановка проблемы и организация исследования………………………………………………………...18-20
2.2. Анализ результатов проведенных исследований……………………………………………………………21-23
Глава 3. Формирование и коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста………..24
3.1. Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников…………..24-38
3.2. Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников………...39-48
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………………………………………...50-52
Приложение……………………………………………………………………………………………………………53

Вложенные файлы: 1 файл

социальная психология.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

- определив положение каждого  ребенка в группе и его социометрический  статус можно проанализировать  структуру межличностных отношений  в этой группе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III Формирование и коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Глава 1. Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников.

Процесс становления внутреннего мира ребенка, по мысли В.В.Розанова, начинается там, где начинается любовь, где возникает привязанность, где взгляд маленького человека, неопределенно блуждающий повсюду, на чем-либо останавливается и уже не может отойти от него. При этом объектом привязанности может стать все. В нашем случае им может стать мир игровой культуры или просто мир игры.

Умение играть – это обязательно показатель культуры, как личности, так и общества в целом. Для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, общественных отношений и культуры. Мир игровой культуры – это суть мира детства, проникновение в него необходимо для познания и воспитательного воздействия на душу ребенка.

Во многих источниках выделяют такую функцию игры, как формирование межличностных отношений.

В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств (Акслин)

Игра это произвольная внутреннемотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет (Ленгрет).

Важно в игре то, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать свое собственное «Я»

В игре ребенок постоянно обращается к своему прошлому, постоянно переориентируя себя к настоящему в процессе игры (Фрэнк)

Ребенок непрерывно открывает себя, пересматривая свой образ «Я», свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром.

Игры детей вовсе не игры и правильнее смотреть на них, как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста (Монтень)

Игра влияет на развитие личности ребенка. Именно здесь ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Через игру ребенок узнает те характеристики личности, которые ложатся в основу структуры его самосознания. Он притязает на признание в игровых ролях, он берет на себя роли, соответствующие его полу, он представляет в игре самого себя малышом и проецирует себя в будущем, он осваивает игровые права и обязанности.

В игре среди сверстников потребность в признании получает развитие на принципиально новых основаниях: если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты соревнования и взаимной поддержки.

В игре и отношениях по поводу игры отрабатываются притязания ребенка. Потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны ребенок стремится "быть как все", а с другой – "лучше, чем все". Эта мотивация определяет сами достижения ребенка и развитие его как личности.

 

 Дети ориентируются на достижения сверстников. Поэтому мотив "быть как все" в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же самое время ребенок в игре притязает и на то, чтобы "быть лучше, чем другие". Он начинает борьбу за высокий статус и роль в игре. Эти притязания не открыты свободному наблюдению. Притязая на ту роль, которая имеет для него значение, ребенок  уже может осознавать реальные возможности реализации этого притязания. Однако притязания ребенка в большинстве случаев все-таки не зависят от его статуса в группе и от его реальных возможностей руководить играющими сверстниками. Он часто стремится быть успешнее, чем другие, быть впереди, или, по крайней мере, не уступать успешному. Это, конечно, не обязательно для всех детей, но все-таки подавляющее число проявляет выраженное стремление не уступать лучшему, состязаться с ним.

 

 Дети открыто обнаруживают притязание на лидерство в игре лишь в том случае, когда они уверены в успехе. Свои притязания на главную роль, на лидерство среди других ребенок обнаруживает в благоприятных для себя условиях. Открыто заявить о своем желании взять ту или иную роль ребенок может себе позволить, если он надеется на успех, если у него есть ощущение возможности получить эту роль.

Дети уже знают, что такое риск, знают, как становится трудно, когда сверстники отвергли твои притязания. Притязания на признание в игре развивают личностные качества: учат сдержанности, рефлексии, воле к победе.

В младшем школьном возрасте зарождаются и развиваются различия в притязании на роль в зависимости от половой принадлежности ребенка. Дети группируются в игры по признаку пола. Мальчики играют в охоту, в строительство, в солдатиков. Они любят совместные игры, в которых каждый стремится утвердить себя в смелости, ловкости, силе. Девочки играют в дочки-матери, в больницу, в детский сад, в школу. Они проигрывают эмоциональные отношения, которые возникают между людьми, они сопереживают слабому, больному, нуждающемуся в любви и поддержке. При всей дифференциации, конечно, все они – и мальчики и девочки – могут выяснить отношения с помощью слез и драки. При этом мальчик может проявить чувствительность, а девочка – драчливость и стремление  к преодолению трудностей. Но главное, что возникает в игре, - тенденция к выбору игры в зависимости от пола ребенка.

Одиночные игры детей чаще всего определены полом ребенка. Мальчик стучит молотком, "строит" дома и гараж, "водит" машину, "крадется" с луком за медведем или волком. В своем воображении он вступает в схватку со злодеем и побеждает его. Девочка убирает в кукольном уголке, "лечит" больного мишку, уговаривает дочку быть умницей. В своем воображении она добрая мама, которая с любовью растит своих детей.

Игра определяет половой идентификации ребенка. Игра позволяет ребенку ознакомиться с предстоящей ролью мужчины или женщины, реализовать свои природные задатки, учит осознавать себя как мальчика или девушку и проецировать себя в будущее.

Развитие личности ребенка зависит не только от характера взаимоотношений с взрослыми, но и от влияния сверстников. Симпатия к другому человеку переходит в потребность общения с ним.

Потребность межличностных отношений со сверстниками развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности детей в игре, а так же по поводу игры.

Сверстники влияют друг на друга. Именно в условиях межличностного контакта ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаюсь с желаниями и правами сверстника. Но именно так ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам останется в проигрыше. Отношения по поводу игры и отношения игры выступают в действительности как школа социальных отношений.

В игре, взяв на себя какую-нибудь роль, ребенок берет на себя и соответствующие правила. Обязанности по отношению к окружающим – это то, что ребенок считает необходимым исполнять, исходя из своей роли. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых берут на себя другие участники игры.

Взяв на себя какую-либо роль, ребенок обязан вести себя по правилам игры и никак иначе. Если он нарушает правила и делает это постоянно или достаточно часто, то по отношению к нему будет определено детское общественное мнение. Это мнение четко и сурово оценивает несостоятельность, недисциплинированность нарушителя и выносит свой приговор.

Для каждого ребенка значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих.

В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей. Беря на себя роли взрослых, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, - симпатию, сочувствие, уважение и другие. С симпатией, покровительством, нежностью ребенок относится ко всем, кто изображает в игре маленьких; старается выразить вежливость тем, с кем он на равных.

Следует отличать зависимости по поводу игры с правилами и отношения подчинения сверстникам, когда мнение самого ребенка не совпадает с мнением группы. Такое подчинение мнению большинства называют конформностью. Детская конформность выступает как механизм включения ребенка в группу сверстников при наличии слабой способности аргументировать и противостоять другим вопреки своим знаниям. Способность проявить волевые качества, регулировать свою деятельность, активно исполнять задуманное, противостоять другим в случае уверенности в своей правоте и есть самостоятельность – важнейшее социальное качество человека.

В большинстве игр роли неравноценны. Имеются главные роли и второстепенные. Поскольку главные роли наделены наибольшим социальным престижем, они обычно наиболее привлекательны для большинства детей.

Среди младших школьников обязательно есть те, которые могут придумывать и организовывать игры руководить распределением ролей, подсказывать другим детям нужные для игры действия. Это лидеры.

Они же, как правило, выполняют главные роли, хотя могут и уступить, дать другому ребенку ту роль, которую он сам хочет взять. Но при этом они все равно в действительности руководят всем ходом игры.

 

 Лидер – это тот, кто ведет за собой всю группу. Лидером в игре может стать ребенок, пользующийся в группе наибольшей популярностью, любовью, отличающийся умением договориться со сверстниками, учесть их желания, уладить возможные недоразумения. Это истинный лидер.

Но лидером может стать и агрессивный, более сильный ребенок, стремящийся командовать, распоряжаться, прибегая к физической расправе. Это агрессивный лидер

Также есть в группах и отвергаемые дети, так называемые непринятые. Сюда относятся, прежде всего, такие дети: неопрятные дети, вызывающие брезгливое отношение; дети, отстающие в сообразительности, плохо владеющие нужными для игры действиями, отличающиеся медлительностью; капризули, плаксы, задиры, вредные, те, кто не в состоянии доиграть до естественного конца сюжета, и другие дети, которые затрудняют нормальные игровые отношения. Они – источник конфликтов и напряжений, источник эмоционального дискомфорта.

Игровые отношения – суровые отношения правил. Только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет им нравиться и будет ими принят.

Особенность игровой деятельности в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом).        

Связь игры с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, потребность детей в самоутверждении и самореализации, а это в свою очередь обеспечивает педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности.

Активное внедрение в научную практику игровых методов связано с общими социокультурными  процессами, направленными на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений.

Игровые методы  широко применяются в учебных и исследовательских целях, в проектных разработках, при коллективной выработке решений и так далее.

Игра — это широкое понятие, которое охватывает раз личные формы активности. Это сложная и многоплановая деятельность, имеющая большое значение для жизни и раз вития субъекта этой деятельности, представляющая большой познавательный и практический интерес для самых различных областей науки. Известно, что игровая активность встречается уже у не которых высших животных, но между игровой деятельностью человека и животного существует принципиальное различие. Активность человека имеет сознательный характер в отличие от инстинктивного поведения животного. Игровая деятельность человека — это сознательный акт, для животного — это проявление инстинкта. Для полноты отличительной характеристики игровой активности человека аналогичного проведения, свойственного животным, необходимо подчеркнуть, что человеческая деятельность осуществляется свободно. Игровая имитация — это всегда свободная игровая активность человека как субъекта деятельности. Мотивы игры рождаются в самом субъекте, из его внутренних социальных и культурных потребностей, а не из каких-либо биологических или физиологических факторов. Человек способен сознательно и свободно выбирать между игрой и не игрой.

Главная особенность игры в сравнении с другими вида ми человеческой деятельности заключается в том, что взаимосвязь субъекта и объекта деятельности носит условный, символический характер. Однако эта условность не умаляет значения игровой деятельности. Основная сфера приложения человеческой активности — реальная, а не условная, но если взять человеческую культуру в целом, то в ней всегда будут содержаться игровые феномены, без которых невозможен процесс воспроизводства человека.

Существует еще одно отличие игровой деятельности. Игра всегда ведется ради процесса игры, то есть деятельность осуществляется ради самого процесса, а не ради достижения каких-то результатов. И мышление индивида по поводу игровой деятельности имеет рефлекторную природу, т.е. направлено не на цель, а на пути достижения этой цели. В современном научном знании можно выделить три основные точки зрения на игру.  

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте