Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: теоретический анализ взаимопонимания в процессе межличностного общения.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть общение в системе межличностных отношений.
2. Провести теоретический анализ структуры общения.
3. Раскрыть на теоретическом уровне механизмы взаимопонимания в общении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………2-4
Глава 1.Особенности развития межличностных отношений, как психолого-педагогическая проблема………….5
1.1. Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен………………………………………5-9
1.2.Психолого-возрастные особенности развития межличностных отношений ………………………………10-13
1.3.Особенности развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте. ……………………14-16
Выводы по 1 главе. …………………………………………………………………………………………………….17
Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………………………………….18
2.1. Постановка проблемы и организация исследования………………………………………………………...18-20
2.2. Анализ результатов проведенных исследований……………………………………………………………21-23
Глава 3. Формирование и коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста………..24
3.1. Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников…………..24-38
3.2. Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников………...39-48
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………………………………………...50-52
Приложение……………………………………………………………………………………………………………53

Вложенные файлы: 1 файл

социальная психология.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………2-4

Глава 1.Особенности развития межличностных отношений, как психолого-педагогическая проблема………….5

1.1. Межличностные отношения как  психолого-педагогический феномен………………………………………5-9

1.2.Психолого-возрастные особенности  развития межличностных отношений  ………………………………10-13

1.3.Особенности развития межличностных  отношений в младшем школьном  возрасте. ……………………14-16

Выводы по 1 главе. …………………………………………………………………………………………………….17

Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………………………………….18

2.1. Постановка проблемы и организация исследования………………………………………………………...18-20

2.2. Анализ результатов проведенных исследований……………………………………………………………21-23

Глава 3. Формирование и коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста………..24

3.1. Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников…………..24-38

3.2. Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников………...39-48

Заключение…………………………………………………………………………………………………………….49

Список литературы………………………………………………………………………………………………...50-52

Приложение……………………………………………………………………………………………………………53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы - это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимания.

Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Развитие человека, его социализация начинается именно с общения. Благодаря общению личность усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свои убеждения, принципы, идеалы. Проблема в том, что в настоящее время построения системы межличностного взаимопонимания затруднена из-за разрушения традиционных ценностных основ общества, смешением представлений о добре и зле, утратой нравственности и искажением ее роли в современном обществе. Неограниченный рост материальных ценностей общества приводит к обесцениванию духовных ценностей, уменьшению их роли в общественно-историческом процессе, а соответственно и к примитивазации межличностного общения, что нарушает внутреннюю духовную взаимосвязь индивидов, препятствуя возникновению глубокого взаимопонимания, что порождает бесчисленные конфликты во всех сферах общества. В связи с этим можно говорить о высокой значимости общения в жизни современного человека. При этом качество межличностного общения напрямую зависит от уровня достигнутого взаимопонимания. Примитивизация межличностного общения, сведение его к простой передаче информации ведет к обеднению духовного мира человека, к его обесцениванию как личности. Отсутствие взаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми, или даже к глубокому нравственному конфликту внутри самой личности. Именно поэтому в настоящее время проблема взаимопонимания в межличностном общении является актуальной.

О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить в различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир, их ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей и т.д. Этим не исчерпывается всё многообразие смысловых значений, характеризующих сам термин «взаимопонимание». Если исходить из этимологического значения самого понятия взаимопонимания, то можно утверждать, что взаимопонимание – это такой случай понимания одного человека другим, когда оно носит взаимный, обоюдный характер.

Условием же такого взаимопонимания, видимо, является не только понимание другого человека, но и понимание его отношения к себе или к другим людям как к партнёрам по общению и, наконец, понимание самих отношений, складывающихся и развивающихся между общающимися людьми.

Не менее важным условием взаимопонимания является принятие способов понимания партнёрами друг друга, их согласие во взглядах на их отношение друг к другу. Без выполнения названных условий вряд ли взаимопонимание будет достаточно глубоким и устойчивым. На то обстоятельство обращает внимание А.А. Бодалев: «Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создаёт систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определённой социально-групповой принадлежности».

Целью данной работы является: теоретический анализ взаимопонимания в процессе межличностного общения.

В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть общение в системе  межличностных отношений.

2. Провести теоретический анализ  структуры общения.

3. Раскрыть на теоретическом  уровне механизмы взаимопонимания  в общении.

4. Изучить коммуникативные барьеры  в общении.

5. Систематизировать основные правила  предотвращения конфликтов и  некоторых барьеров общения.

Объектом исследования: является межличностное общение.

Предмет исследования: взаимопонимание в межличностном общении.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ, метод теоретической обработки литературы.

Гипотеза: уровень развития механизмов понимания и способность преодоления коммуникативных барьеров оказывают влияние на взаимопонимание в межличностном общении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы: для составления рекомендаций по повышению уровня понимания в межличностном общении, преодолевать коммуникативные барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения. На мой взгляд, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности развития межличностных отношений, как психолого-педагогическая проблема.

1.1. Межличностные  отношения как психолого-педагогический  феномен.

В современной отечественной психологии проблема межличностных отношений начала исследоваться сравнительно недавно (с конца 50-х – начала 60-х г.г. XX века). Первые исследования по данной проблеме были сделаны А.Ф. Лазурским в начале XX столетия. Он рассматривал всю совокупность отношений личности к внешним ее объектам, к среде, к социальной деятельности и отдельным ее сторонам, социальной группе, государству и т.д. Лазурский обозначил как экзопсихику[1] [C. 241].

 

  Прогрессивная сторона учения А.Ф. Лазурского об отношениях состоит в следующем: отношения характеризуют психическое содержание личности, а также личность с точки зрения ее активного взаимодействия с окружающей действительностью; отношение выступает как широкое общение, т.е. не к конкретному предмету или явлению, а к определенной категории явлений или к стороне действительности; отношения личности характеризуют психику в целом, определяя содержание всех сторон, самых разных процессов и мотивов, чувств и эмоций, воли, представлений, мышления, интересов, потребностей, влечений, в характеристиках психологического содержания главное значение приобретает социальное содержание личности; отношения имеют определенную субъективно-эмоциональную направленность, которая свидетельствует об эмоциональной реакции человека на определенные объекты; отношения личности рассматривается как стойкие, привычные, хорошо укрепившиеся категории[2].

 

  В своих работах А.Ф. Лазурский отмечает, что индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, вроде особенностей его памяти, воображения, внимания и т.п., но в не меньшей степени и его отношениями к окружающим его явлениям, тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен, т.е. его экзопсихическими проявлениями.[С. 244]

А.В. Петровский предлагает концепцию межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы: эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой; и глубинные образования малой группы, характеризующиеся совместной деятельностью и общими целями [15, c. 160] .

Н.Н. Обозов считает, что межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия [20, c. 191] .

Расширенное понимание системы межличностных отношений мы находим у В.Б. Ольшанского, который включает в эту системы социально-перцептивные процессы и аттракцию, и процессы взаимовлияния людей и ролевые отношения. В.Б. Ольшанский различает в межличностных отношениях инструментальные, функциональные отношения и экспрессивные, эмоциональные.

Я.Л. Коломинский включает в систему межличностных отношений в малой группе, как личные, так и деловые, Т.Е. Конникова добавляет к этим двум компонентам еще и третий - подсистему гуманистических отношений. При этом личностные отношения понимаются здесь как складывающиеся в группе стихийно, а гуманистические отражают результат взаимодействия первых двух компонентов системы [16, c.26] .

Межличностные отношения людей - это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.

Межличностные отношения возникают и складываются, прежде всего, на основе чувств, эмоционально-личностных отношений друг к другу. Различают две группы таких чувств:

  • конъюнктивные, к которым относятся чувства, сближающие людей, объединяющие их, вызывающие желание сотрудничать и готовность к совместным действиям;

  • дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, вызывающие нежелание сотрудничать.

Поэтому межличностные отношения представляют собой систему избирательных связей, устанавливающихся между людьми в форме чувств, суждения и обращения друг к другу.

В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация [2, c. 108] .

Адекватность взаимопонимания представляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Идентификация во взаимопонимании представляет собой отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. Здесь проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждого из них.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д. Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается симпатией - эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает невербальные средства общения и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.

Широкий диапазон явлений, охватываемых межличностными отношениями, представлен Н.Н. Обозовым в трех основных группах:

  • восприятие и понимание людьми друг друга;

  • межличностная привлекательность;

  • взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое) [6, c. 34].

Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют симпатии - антипатии, привлекательность - непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжения - отталкивания.

Зарубежные психологи изучали сплоченность группы.

Сплоченность групповая - характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе. Исследования сплоченность группы начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Ее изучение опиралось на понимание группы как психологической общности, основанной на системе эмоционально-межличностных связей (Л. Фестингер). Сплоченной считалась такая группа, к которой "сильно притягиваются" ее участники. Сплоченность группы интерпретировалась также как привлекательность и полезность группы для индивида (Д. Картрайт, А. Зандер)[ 431 с].

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте