Экспериментальная работа по изучению креативных способностей старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление креативных способностей старших школьников. Объект: креативность. Предмет: креативность в старшем школьном возрасте. Гипотеза: в старшем школьном возрасте креативные способности характеризуются своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……..….2
Глава 1. Теоретические основы проблемы креативности детей в старшем школьном возрасте
§ 1.1 Представления о креативности……………………………………..…6
§ 1.2 Психологические особенности старшего школьного возраста…………………………………………………………………………...16
§ 1.3 Развитие креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе……………………………………………………....19
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению креативных способностей старших школьников
§ 2.1 Диагностика креативных способностей старших школьников……………………………………………………………….……. .23
§ 2.2 Анализ результатов исследования креативности старших школьников………………………………………………………………………24
§ 2.3 Комплекс игр и упражнений на развитие креативности………...…..27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания:

      • открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;
      • стремление к самопознанию;
      • формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;
      • самоуважение;
      • становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"

 
§ 1.3 Развитие креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе

В настоящее время только очень ленивый или невероятно далекий от школы человек не ругает современное школьное образование за его чрезвычайную оторванность от жизни, скуку, царящую на уроках,, авторитаризм, игнорирование личности ученика и многое, многое другое. Иногда критика оказывается справедливой и вызванной искренним беспокойством за состояние нашей школы. Однако чаще всего критика носит скорее философский, а не конкретный прагматический характер. Вряд ли, сейчас, можно найти хоть одно учебное заведение, гордо называющее себя плохо произносимым термином "инновационное", которое бы не заявляло о внимании к личности ученика, о необходимости всемерно учитывать его индивидуальные особенности, способности, желания и стремления, об освобождении его "Я" от пагубного влияния учителей, только мешающих саморазвитию и самоопределению ребенка.

В наше время для новой инновационной школы начертаны два основных лозунга "Свобода" и "Творчество". Создается впечатление, что инноваторы просто присвоили себе право определять приоритетные направления развития школы, объявляя идеалы свободного творческого развития учащихся единственно истинными ценностями образования в демократическом обществе. При этом неким мистическим образом благодаря заботе о гуманизации образования оборачивается повсеместно его гуманитаризацией, нарушая тем самым все ту же свободу выбора ученика, его право на получение системного образования, право на присвоение не только художественно-образного видения мира, но и формирование научно-теоретического мышления.

Теоретики современной гуманистической школы считают, что наиболее важными результатами воспитания в инновационных школах должны являться воспитание активной, инициативной, развитой, раскрепощенной, доверяющей себе, уверенной в собственной правоте, жизнеспособной личности. Во всех бедах человечества виновата наука и научный, доказательный способ мышления о мире. От этого способа мышления ученика нужно уберечь, предоставляя ему возможность для самостоятельных и творческих поисков, насыщенных сложными эмоциональными переживаниями и способствующими нравственному развитию. Ребенка нужно воспитывать, приобщая его к искусству (живописи, музыке, танцам, драме, литературе), признавая и поощряя оригинальность любой его самостоятельной работы. Воспитание учащихся должно происходить на уровне подсознания через вызываемые эмоции, чувства и переживания, интуитивные озарения и внутренние импульсы.

Для современной школы не являются аргументом даже позиция Л.С. Выготского, одного из крупнейших психологов прошлого века: "Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества, хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее, навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм."  Борясь с творческим отношением к действительности, конструкторы современного образования создают специальные устройства "защиты от дурака" и вводят в обиход понятие функциональной грамотности как редкой в современных условиях интеллектуальной способности понять текст инструкции к какому-либо прибору. Из школьных программ и стандартов исчезла задача развития мышления учащихся. Если это слово и встречается в тексте, то непременно с прилагательным "творческое". Общество пытаются убедить в том, что научное, рациональное, доказательное мышление является чем-то вроде атавизма, а его обладатель не соответствует требованиям времени. Общество пытаются убедить в том, что развитие творческих способностей (креативности) детей является центральной проблемой и основной задачей современной гуманистической школы.

Ели оставить в стороне вопрос о вреде или пользе преподавания в школе высшей математики или какой-то иной бесполезной и угрожающей здоровью дисциплины (фонвизинский Митрофанушка, например, задолго до изобретения GPS был уверен, что при наличии пятачка на извозчика география - совершенно ненужная наука), то едва ли торжеством развития в детях креативности можно назвать ЕГЭ, введенный личными усилиями министра Фурсенко, несмотря на сопротивление множества экспертов.

Российское общество и без того живет по инфантильной митрофанушкиной логике: зачем выбирать себе власть - все равно назначат, зачем думать своей головой - за нас подумают, зачем что-то решать самим - за нас решат. И происходит так вовсе не от того, что в школе преподают лишние предметы. А потому, что, следуя установкам и предписаниям, даже ростки креативности, стоит им где-то ненароком вылезти тут же погибают.

Вывод

Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Но в одном они единодушны в том, что креативность и интеллект - не одно и то же.

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Так некоторые исследователи подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению креативных способностей старших школьников

 

§ 2.1 Диагностика креативных способностей старших школьников

 

Старший школьный возраст является благоприятным временем для подобной работы. Это связано со многими психологическими особенностями данного возраста. Старший школьник отличается естественной гибкостью восприятия, мышления, поведения, стремлением освободиться от стереотипов и стремлением к оригинальности. У старшеклассников велика тяга ко всему новому, необычному, нестандартному, правда, это стремление чаще всего носит неосознанный характер. Кроме того, в этом возрасте формируется “внутренняя позиция" личности, обуславливающая определенную структуру ее отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Личность старшеклассника еще окончательно не сформирована и открыта позитивным изменениям. Причем важное место в развитии личности в этом возрасте занимает фактор самовоспитания. Старший школьник осознанно может ставить перед собой задачи, выполнять их, то есть целенаправленно воздействовать на формирование собственных личностных качеств. Все это является хорошей базой для развития креативности личности.

Для изучения креативных способностей старших школьников мною взята выборка из 10 человек (2 мальчика и 8 девочек), учащихся 9, 10 и 11 классов в возрасте от 15 до 16 лет. Для изучения креативных способностей была разработана следующая диагностическая программа:

 

Название методики, автор

Цель методики

Исследуемый критерий

Творческий тест Торранса (вербальный)

Исследование творческой одаренности детей.

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления

Опросник креативности Джонсона

Изучение уровня развития творческого мышления

Творческое самовыражение

Тест Дж. Гилфорда и М.Салливена «Истории с завершением»

Оценка социального интеллекта

Измерение фактора познания результатов поведения


 

 

 

§ 2.2 Анализ результатов исследования креативности старших школьников

Таблица 1. Опросник креативности Джонсона

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

Уровень креативности

1

Алёна Б.

15

36

Очень высокий

2

Евгения К.

16

28

Высокий

3

Светлана Б.

16

27

Высокий

4

Максим Б.

16

20

Нормальный, средний

5

Артём М.

16

25

Нормальный, средний

6

Ирина М.

16

22

Нормальный, средний

7

Ирина А.

15

22

Нормальный, средний

8

Александра Д.

15

28

Высокий

9

Елена З.

15

30

Высокий

10

Юлия К.

15

28

Высокий


Рис.1

В результате проведения данного опросника было выявлено, что у современных старшеклассников преобладает высокий и очень высокий уровень креативности.

Таблица 2. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена "Истории с завершением"

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

Оценка по тесту

1

Алёна Б.

15

6

понижена

2

Евгения К.

16

8

понижена

3

Светлана Б.

16

9

понижена

4

Максим Б.

16

7

понижена

5

Артём М.

16

12

средневыборочная норма

6

Ирина М.

16

4

чрезвычайно низкая

7

Ирина А.

15

13

повышена

8

Александра Д.

15

14

высокая

9

Елена З.

15

13

повышена

10

Юлия К.

15

14

высокая


Рис.2

В ходе проведения данной методики было выявленно, что показатели социального интеллекта значительно сниженны и только небольшой процент старшеклассников имеет показатели выше норма или в ее пределах.

Таблица 3. Творческий тест Торренса (вербальный)

№ п/п

Имя

Возраст

Баллы

1

Алёна Б.

15

102,8

2

Евгения К.

16

112,3

3

Светлана Б.

16

123,5

4

Максим Б.

16

132,5

5

Артём М.

16

126,3

6

Ирина М.

16

94,2

7

Ирина А.

15

93,4

8

Александра Д.

15

138,6

9

Елена З.

15

93,7

10

Юлия К.

15

173,1


Рис.3

Проведя тест, было выявлено, что основной процент детей имеют весьма высокие показатели творческой одаренности. Способны креативно мыслить и решать поставленные задачи в короткие сроки и нестандартными способами.

Но все-таки есть учащиеся, имеющие средний показатель уровня креативности, которым следует развивать умение творчески мыслить, импровизировать, проявлять инициативу и стремление к достижению наилучших результатов. Отсюда следует, чтобы воспитать гармоничную личность необходимо развивать творческие способности и умение нестандартно подходить к решению любой проблемы.

 

§ 2.3 Комплекс игр и упражнений на развитие креативности

Данная программа рассчитана на пять дней. Основными целями являются развитие креативности, сосредоточенности, мышления и воображения.

Цель программы: развитие у старших школьников творческих способностей

Задачи программы: разработать комплекс игр и упражнений направленный на развитие креативности старших школьников.

Формы и методы проведения:

Информация о работе Экспериментальная работа по изучению креативных способностей старших школьников