Шпаргалка по дисциплине "Детская психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Детская психология".

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по дет.псих..docx

— 155.22 Кб (Скачать файл)

Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в выборе идеала являются не личностные качества человека, а наиболее типичное его поведение, поступки. Так, например, он хочет быть похожим на человека, часто помогающего другим. Старшие подростки чаще не хотят быть похожими на конкретного человека. Они выделяют определенные личностные качества людей (нравственные, волевые качества, мужественность для мальчиков и т. д.), к которым стремятся. Чаще всего идеалом для них выступает человек, который старше по возрасту.

Развитие личности подростка  достаточно противоречиво. В этот период дети в большей степени стремятся  к общению со сверстниками, формируются  межличностные контакты, уподростков возрастает желание быть в какой-то группе, коллективе.

В это же время ребенок  становится более самостоятельным, формируется как личность, иначе  начинает смотреть на окружающих и  внешний мир. Эти особенности  психики ребенка перерастают  в подростковый комплекс, в который  входят:

1) мнение окружающих по поводу их внешности, возможностей, умений и т. д.;

2) самонадеянность (подростки достаточно резко высказываются в отношении других, считая свое мнение единственно верным);

3) полярные чувства, поступки и поведение. Так, они могут быть жестокими и милосердными, развязными и скромными, могут быть против общепризнанных людей и поклоняться случайному идеалу и пр.

Для подростков также характерна акцентуация характера. В этот период они очень эмоциональны, возбудимы, их настроение может быстро меняться и т. д. Эти процессы связаны с формированием личности, характера.

39 ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РАННЕЙ ЮНОСТИ

Юность – это один из этапов развития человека, его жизни. Четких установленных границ юности нет. По мнению одних ученых, она  наступает с 11–12 лет, по мнению других – с 16–17 лет.

Существует определенный стандарт, которого все придерживаются. Он определяет границы юности следующим  образом: ее начало – 16–17 лет, а окончание  – 20–23 года.

Юношеский период отличается от всех остальных ощущением свободы  выбора.

Сложность определения нижней границы юности заключается в  том, что не все проходят одинаковые этапы обучения.

Некоторые, заканчивая 9 классов  школы, уходят в колледжи, лицеи, училища, кто-то начинает работать, кто-то переводится  на вечернюю форму обучения. Их социальная ситуация изменяется раньше, чем у  других, влияя на жизненные установки, мировоззрение и личность в целом. Их период юности наступает раньше, так же как и кризис развития, который проходит у них в 15 лет.

Те дети, которые остаются в школе и заканчивают 11 классов, вступают в юношеский период позже.

Их социальная ситуация не изменяется до 17 лет, когда они также  переживают кризис развития, вставая  на пути выбора своей дальнейшей деятельности.

Тех, кто тяжело переживает юношеский кризис, отличает появление  страхов, повышенной тревожности, беспокойства. В это время они решают, чем  будут заниматься в дальнейшем, при  этом боясь совершить ошибку.

Еще одними пугающими факторами  выступают новая социальная обстановка, новые требования и правила. У  юношей это время усугубляется вопросом об армии, который в этот период встает особенно остро.

Но даже тот, кто относится  к изменению ситуации оптимистично, все же сталкивается с некоторыми сложностями. Прежде всего они касаются адаптации, принятия и усвоения новых требований.

В этот период большое значение имеют поддержка и помощь семьи. Взрослые могут давать полезные и  ценные советы, помогать в освоении новых социальных условий и правил. Важно, чтобы взрослые не настаивали на собственной точке зрения, оставляя право выбора за молодыми людьми.

При этом молодые люди должны четко осознавать свою ответственность  за правильность выбора, от которого, возможно, будет зависеть вся их дальнейшая судьба.

ЮНОШЕСКАЯ ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ. САМООЦЕНКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Юношеский возраст характеризуется  большим стремлением к дружеским  отношениям и любви.

Дружба юношей и девушек  отличается более глубоким и устойчивым характером, чем у подростков. Значимым становится стремление к эмоциональной  теплоте, искренности. Возникает желание  поделиться с другом чем-то личным. Достаточно характерным является то, что юноши пытаются идеализировать дружбу и своих друзей.

В то же время они достаточно требовательны по отношению к  ним. У юношей может возникнуть ощущение в недостаточной близости с друзьями.

Для юношеского возраста, так  же как и для других, характерно желание завязывать дружеские отношения  с людьми своего пола. Но взаимоотношения  девушек и юношей несколько меняются. Их общение становится более активным. В этот период возникает желание  испытать новые глубокие чувства.

В ранней юности делятся с  другом своими переживаниями, ощущениями, планами и т. д. Позже его заменяет любимая или любимый.

В это время юноша или  девушка могут раскрыться полностью  как личность, испытывая духовную и сексуальную близость. Для этого  возраста потребность в любви  – это желание быть понятым, ощутить  эмоциональную привязанность и  тепло, духовную близость.

То, как юноши выстраивают  свои отношения, учатся проявлять нежность и заботу, скажется на их дальнейшей жизни.

Особенностью юношеского возраста является стремление к достижению поставленных целей в будущем. Это  положительно влияет на становление  личности.

Уровень самооценки и уверенность  в собственных силах определяют то, насколько велики будут жизненные  планы. Самооценка учеников 10-го класса достаточно стабильна, отличается высоким  уровнем и сравнительной устойчивостью. В это время они не так сильно обеспокоены выбором будущей  профессии, оптимистично настроены, верят  в собственные способности и  возможности.

Ситуация резко меняется в выпускном классе. В это время  можно выделить следующие группы:

1) дети, чья самооценка возросла. Они не могут реально оценить ситуацию, их желания и стремления смешиваются с реальностью;

2) дети, чья самооценка несколько понижается. Однако юноши вполне адекватно воспринимают реальность, соотнося свои возможности и способности с уровнем своих притязаний;

3) дети, чья самооценка резко падает, так как они осознают, что их запросы и стремления слишком велики и не соответствуют их способностям и возможностям. Несмотря на это, в юношеский период происходит стабилизация личности. Юноши в большей степени готовы принять себя, формируется самоуважение.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ  ЮНОСТИ

Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как  личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины  и мужчины. Юношеский период –  это своеобразный переход от детства  к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:

1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их. У них появляется больше возможностей, которые они чаще всего способны реализовать;

2) понимание своего индивидуального единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других;

3) формирование нравственного самосознания. Юноши придерживаются установленных нравственных норм. В своем развитии нравственное сознание достигает значительного уровня. Нормы, которых придерживаются юноши, достаточно сложны по своей структуре и индивидуальны. Они затрагивают все стороны жизни, в том числе общение и деятельность;

4) дифференциация половых ролей. В этот период происходит осознание себя как мужчины (или женщины). Вырабатываются новые формы поведения, свойственные определенному полу, которые достаточно гибки. При этом еще может наблюдаться инфантильность в поведении с некоторыми людьми;

5) самоопределение в будущем, выбор профессии. Юноши осознают свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются в разнообразии выбора. Индивидуальные возможности и способности здесь проявляются значительнее. Время самоопределения чаще всего не имеет значения для дальнейших достижений. Чем раньше сделан выбор, тем больше времени на его подготовку;

6) окончательное становление социальных установок (общей системы в целом). Это

имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;

7) своеобразие акцентуации характера. Подобные проявления характерны только для юношеского возраста. Следует отметить, что некоторые черты характера могут быть достаточно противоречивыми. Но к окончанию школы акцентуация характера проявляется не так ярко, становится менее заметной;

8) появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. Это также является важным моментом, так как происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность.

 МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ВЕДУЩИЙ  ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСТВА

Мировоззрение – это собственное  восприятие мира человеком, составление  суждений о нем в целом и  его принципах, это совокупность человеческих знаний.

Мировоззрение начинает свое становление еще в подростковый период. Юность выступает его основным этапом формирования, так как в  этот период происходит активное развитие когнитивных и личностных способностей и возможностей. Ученики старших  классов еще не достаточно цельно воспринимают окружающий мир, их мировоззрение  ненадежно и малосодержательно.

В юном возрасте кругозор значительно  расширяется, обогащаются умственные возможности, появляется интерес к  теоретическим знаниям и желание  систематизировать конкретные факты. В этот период возникает вопрос о  смысле жизни. Чаще всего это общее  желание понять свое предназначение.

В это время взгляд на окружающий мир в большей степени подчинен личностным потребностям. Молодые люди пытаются сориентироваться в этом мире, найти себя, свое место в жизни. Они стоят перед важной задачей  выбора профессии, от которого зависит  в дальнейшем положение в социуме.

Становление научного мировоззрения  обусловлено желанием и его активностью, стремлением самостоятельно приобретать  новые знания и, конечно, умственным развитием.

Учебно-профессиональная деятельность является ведущей в этом возрасте. Желание найти себя, определиться в своем будущем порождает  у молодых людей стремление к  знаниям, к учению. Меняются их мотивы. Стремления совпадают с возможностями.

Иными словами, в этот период они готовы и способны воспринимать новую для себя информацию и получать ее с помощью самых разнообразных  видов обучения.

Это касается и теоретических, и практических знаний. Происходит формирование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Это обусловлено тем, что молодые люди подчиняют стремление к знаниям собственным целям и планам.

Они выбирают наиболее значимые для себя направления. Их учебно-профессиональная деятельность направлена в первую очередь  на социализацию, темпы которой могут  увеличиться благодаря таким  параметрам как:

1) определенность планов на будущее, понимание смысла жизни;

2) отношение к труду (как к умственному, так и кфизическому). Готовность и способность овладеть определенной профессией;

3) заинтересованность в выборе своей профессиональной деятельности, обусловленность стремлений, мотивов;

4) формирование чувства долга и ответственности, желание услышать похвалу и одобрение.

40.  Профессиональное самоопределение в юности. 
Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:

1) субъект  выбора, то есть тот, кто выбирает;

2) объект  выбора - то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность  выбора профессии. Это объясняется  тем множеством характеристик, которыми они обладают. [10, стр. 89]

Выбор профессии - это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Личностные предпосылки самоопределения.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Детская психология"