Шпаргалка по дисциплине "Детская психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Детская психология".

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по дет.псих..docx

— 155.22 Кб (Скачать файл)

29. Особенности психического развития ребенка в период раннего возраста. 

В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает  некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка  еще очень ограничен. Основной вид  деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная  деятельность, главный мотив которой  – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом  для ребенка служит взрослый, схема  социального взаимодействия такова: "ребенок – предмет – взрослый".  Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.  Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

30. Психологическое содержание кризиса 3-х лет. Для всех исследователей, изучавших кризис 3 лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений — упрямством, негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам». Как правило, говоря о кризисе 3 лет, в качестве его симптомов традиционно называют упрямство, негативизм, протест против близких взрослых, строптивость, стремление к деспотическому управлению окружающими. Анализ этой негативной симптоматики позволил исследователям выделить неудовлетворенность взаимоотношениями с взрослыми, стремление занять иную позицию в окружающем мире как причину возникновения этих проявлений. Результативная сторона деятельности становится для детей все более значимой, а фиксация их успехов взрослым — важным элементом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность совершаемого, что вызывает к жизни появление аффективных форм поведения, таких, как преувеличение своих достижений, попытки обесценить свою неудачу. Возрастает активность детей и в поиске оценки взрослого, совершенствуются средства этого поиска. В период кризиса 3 лет складывается личностное новообразование, проявляющееся как гордость за свои достижения.

31.  Психологическая характеристика дошкольного возраста.  

Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с  системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться  он может чувствовать соразмерность  с взрослыми. Но он понимает, что  взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз. В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);

способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к  чему-либо, т.е. развитие чувств);

в начале этого периода возникает наглядно-действенное  мышление, а к его концу оно  изменяется на наглядно-образное;

в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному  их принятию.

Младший дошкольный возраст – благодатная  пора для развития речи. Именно в  период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения. К 4-м годам малыш начинает активно  овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и  сложноподчиненных предложений. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный  вслух текст, способны пересказать  сказку или рассказ, построить рассказ  по серии картин, обосновывать ответы на вопросы. К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического  мышления детей. Они осваивают прием  сравнения и сопоставления сходных  и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы.  

Игра как ведущая  деятельность. 
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит  в том, что желания ребенка  отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. В каждой игре свои игровые  условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

- тема;

- Сюжет  - та сфера действительности, которая  отражается в игре. Сначала ребенок  ограничен рамками семьи и  поэтому игры его связаны главным  образом с семейными, бытовыми  проблемами. Затем, по мере освоения  новых областей жизни, он начинает  использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет  постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может  посвятить ей только 10-15 минут, а  затем ему нужно переключиться  на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов  подряд, а некоторые игры у них  растягиваются на несколько дней.

- роль (главная, второстепенная);

- игрушки,  игровой материал;

- игровые  действия (те моменты в деятельности  и отношениях взрослых, которые  воспроизводятся ребенком)

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим  процессом выполнения действий и  подчас забывают о результате - для  чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное - отношения  между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а  ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед  куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала  обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение.Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или  стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль  игры в развитии психики ребенка.

1) В  игре ребенок учится полноценному  общению со сверстниками.

2) Учиться  подчинять свои импульсивные  желания правилам игры. Появляется  соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".

3) В  игре интенсивно развиваются  все психические процессы, формируются  первые нравственные чувства  (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются  новые мотивы и потребности  (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В  игре зарождаются новые виды  продуктивной деятельности (рисование,  лепка, аппликация)

Теории  игры: 

Гросс: игра - это упражнения, определяемые инстинктами; Холл: игра - это инстинкты, в которых ребенок  отражает переживания прошлых поколений; Фрейд - игра - особая форма удовлетворения глубинных влечений; Адлер - игра - это  способ преодоления комплекса неполноценности. Выготский Л.С., Эльконин Д.Б - мотивы игры - стремление ребенка к самостоятельности и невозможности реализовать его в реальной деятельности, а только в вымышленной игровой.

Развитие сюжетно-ролевой  игры связано с расширением опыта  ребенка; развиваются основные структурные  компоненты игры - сюжет усложняется, становится богаче, разнообразнее; содержание - отражение действий в младшем  возрасте; отражение взаимоотношений  в среднем, отражение правил жизни - в старшем возрасте; роль -богаче, действия - разнообразнее; правила.

Влияние игры на психическое  развитие ребенка - развитие личности и освоение социальных ролей; развитие чувств; развитие волевой сферы (правила); развитие способностей; развитие речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Игра еще готовит ребенка к будущей учебной деятельности - умение слушать инструкцию и следовать ей.

Значение  игры для психического развития ребенка. Др. виды деятельности школьника. Их роль в развитии психических процессов  и личности ребенка.

Игра — не просто любимое  занятие детей, это ведущий вид  деятельности дошкольников. Именно в  ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка  к младшему школьному возрасту.

Велико значение игровой  деятельности в развитии мотивационной  сферы ребенка, сознательного желания  учиться. Именно в игре происходит переход  от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.Игра является и первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.

Игра создает и благоприятные  условия для организации движений дошкольника.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она  обладает наибольшими возможностями  для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения,

В игре формируются или  перестраиваются и частные психические  процессы. Значительно повышается в  условиях игровой деятельности, острота  зрения.

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Важная роль игры в развитии психических процессов ребенка  объясняется тем, что она вооружает  ребенка доступными для него способами  активного воссоздания, моделирования  с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

В процессе игры зарождаются  и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые  появляются элементы обучения. Использование  игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка».Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности.

Посильные поручения по хозяйству  формируют и укрепляют трудовые навыки и Прививают ребенку положительные черты характера: ответственное отношение к делу, заботу о товарищах. В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. В детских садах проводятся занятия по родной речи (обогащение словарного запаса) , по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия, подготавливающие детей к школе. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях музыке, рисованию, иностранному языку. Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения — готовят ребенка к школе.

Генезис игры в дошкольном возрасте

К концу раннего возраста возникает сюжетно-отобразительная игра (режиссерская) -это манипулирование ребенка игрушками, ребенок роль на себя не берет (3 года). Собственно-ролевая игра - ребенок берет на себя роль и отображает взрослых людей (конкретных людей) (4-х до 5-6 лет). Игры с правилами - бывает в жизни так или нет (связаны с обогащением личного опыта) (6 лет).

Сюжетно - ролевая  игра - включает компоненты:

- сюжет- сфера жизнедеятельности взрослых, которая отражается в игре (магазин);

- содержание - то, что выделяется  в качестве основного момента  деятельности взрослых(действия взрослых, взаимоотношения взрослых, правила жизни взрослых);

- роль - образ, который  ребенок реализует в игре через  действия;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Детская психология"