Шпаргалка по дисциплине "Детская психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Детская психология".

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по дет.псих..docx

— 155.22 Кб (Скачать файл)

- игровые действия - предметные  и изобразительные действия, раскрывающие  роль;

- правила - регуляторы  выполнения роли.

32. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–7 ЛЕТ). РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ РЕБЕНКА

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая  целое, ребенок часто плохо схватывает детали.

Восприятие детей дошкольного  возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным  и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное  мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического  мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых  разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию  на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с  манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией  предметного мышления. Мышление ребенка  дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и  явления, которые он воспринимает или  представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений  и понятий входят лишь внешние  и часто вовсе не существенные признаки («бабочка – птица, потому что летает, а курица – это  не птица, потому что летать не может»). С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения  со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок  достаточно хорошо владеет устной разговорной  речью.

33.ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–7 ЛЕТ). РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЯ

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным  и устойчивым. Дети учатся управлять  им и уже могут направлять его  на различные предметы.

Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого  возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка  и его возможностями. Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может  удерживать до 8 секунд.

Для детей 6–7 лет интересны  сказки, головоломки, загадки, которые  способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами  развивается способность к произвольному  вниманию.

На развитие произвольного  внимания влияет развитие речи и способности  выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти  и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает  достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность  обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря  активному участию в играх, требующих  сознательного запоминания каких-либо предметов, действий,

слов, а также благодаря  постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений  старших.

Дошкольникам свойственно  не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное  запоминание. К механическому запоминанию  они прибегают лишь тогда, когда  затрудняются понять и осмыслить  материал.

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и  эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет  свои особенности. Для 3—5-летних детей  характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения  можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка  накапливается некоторый жизненный  опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения  имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение  скупо.

34. Сущность и содержание кризиса 7-ми лет. 

На  основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для  самого ребенка; 2) манерничанье; ребенок  что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой  конфеты": ребенку плохо, но он старается  этого не показать. Возникают трудности  воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение  переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно  не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осущСимптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится "симптом потери непосредственности" (Л. С Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент - ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности Это - внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности - удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях с взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам. Д Б Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст. Диагностика этого перехода -- одна самых актуальных проблем современной возрастной психологии. Этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школьному обучению.Ествляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность.

35. Социальная ситуация развития младшего школьника. Социальная позиция школьника..

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе возникает новая структура отношений. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется.

Система «ребенок - учитель» начинает определять отношения ребенка  к родителям и отношения ребенка  к детям, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни  условий в системах «ребенок - сверстники»  и «ребенок - родители». Впервые отношение  «ребенок - учитель» становится

отношением «ребенок - общество». Таким образом, ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит  в новую систему отношений  с окружающими его людьми. Свобода  дошкольного детства сменяется  отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в  связи с необходимостью учиться  в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение  требований к ребенку, даже в самой  доброжелательной форме, возлагает  на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний  и обязательная самоорганизация  создают изначально у ребенка  чувство одиночества, отчужденности  себя от близких - ведь он должен нести  ответственность за свою новую жизнь  и сам организовывать ее. Таким  образом, новая социальная ситуация ужесточает

условия жизни ребенка  и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка. Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании как в прежних формах отношений, так и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие чувства личности. Изменяется статус ребенка как в обществе, так и в семье: он ученик, ответственный человек. Усваиваемые школьником эффективные средства общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Должна быть сформирована социальная позиция школьника:

- Ребенок должен уметь  взаимодействовать со сверстниками,

- Выполнять требования  учителя, 

- Контролировать свое  поведение,

Социальная позиция школьника  налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.

 

36. Особенности психического развития личности младшего школьника.В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Личностная рефлексия. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст - завершение развития самосознания. Умственное развитие. 7 - 11 лет - третий период умственного развития по Пиаже - период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Отношения с взрослыми. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства. Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие детские коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность. Характерные особенности личности младшего школьника: Доверчивость, исполнительность. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Они не претендуют на самостоятельность и независимость, Повышенная восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает все новое, ему хочется научиться писать, читать, считать. Повышенная реактивность проявляется на уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому. Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию. Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее.

НОВООБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Самыми важными  новообразованиями в начальный  период школьной жизни являются произвольность, рефлексия и внутренний план действий.

С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения –  переходу к обучению в средних  классах.

Возникновение этих психических  качеств объясняется тем, что, придя  в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.

Ребенку следует научиться  управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей  и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для  достижения цели, избегая или преодолевая  возникающие сложности.

Изначально дети, решая  различные задачи, сначала обсуждают  пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т. е. формируется внутренний план действия.

Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и  аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных  умозаключений и рассуждений  ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.

Значимым является еще  одно новообразование – умение управлять  собственным поведением, т. е. саморегуляция поведения.

До того как ребенок  поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные  желания (бегать, прыгать, разговаривать  и т. д.).

Попав же в новую для  себя ситуацию, он вынужден подчиняться  установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время  урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.

С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это  требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.

Проблема перехода от младшего школьного к подростковому  возрасту.

 
Относительно  короткий период перехода от младшего школьного  возраста к подростковому  возрасту назьюается подростковым кризисом. В соответствии с периодизацией психического развития, 
предложенной JI.C. Выготским и в дальнейшем развитой Д.Б. Элькониным, в качестве кризисного периода рассматривается только переход от младшего школьного возраста к подростковому. 
В период подросткового кризиса взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке. 
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Сюда можно отнести и переход учащихся из начальной школы (9-11 лет) в среднее звено. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию. 
Однако этот уровень развития учащихся не одинаков. У кого-то он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других достигает едва допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться разного рода трудностями. 
Так что же происходит с детьми, что характеризует особенности психического и личностного развития школьников на стыке этих возрастов? Рассмотрим эти особенности, используя данные отечественной психологии, опираясь на работы Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. 
1. Мышление становится теоретическим (мышление в понятиях), что ведет к перестройке всех остальных психических процессов. Именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития к концу младшего школьного возраста. 
2. Развитие теоретического мышления способствует возникновению у учащихся рефлексии (самоанализа, размышления, самонаблюдения). Она является новообразованием данного возраста, изменяя познавательную деятельность учащихся, характер их отношения к окружающим и к себе. 
3 Новообразованиями данного возраста являются также произвольность и способность к саморегуляции. Произвольность характеризуется тем, что у детей завершается развитие произвольной памяти, внимания, мышления, произвольной становится организация деятельности. Способность к саморегуляции заключается в психологической готовности ребенка осваивать навыки саморегуляции и применять их на практике, стабилизируя свое эмоциональное состояние. 
Рефлексия, саморегуляция, произвольность проходят в это время только начальный этап формирования. В дальнейшем они закрепляются и усложняются, распространяясь не только на ситуации, связанные с учебной деятельностью, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка. Однако переход от саморегуляции, произвольного поведения, проявляющегося преимущественно в учебной деятельности, к таким ситуациям, где требуется решение нравственных проблем, к моральной саморегуляции поведения самим ребенком происходит именно на данном этапе. 
Изменяется отношение школьников к процессу обучения. Несмотря на то что учеба остается их основной деятельностью, она теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся. Учебная деятельность продолжает быть общественно оцениваемой, по-прежнему влияет на содержание и степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер личности учащихся, но ее роль и место в общем развитии детей существенно меняются. Это характеризуется снижением успеваемости, ослаблением мотивации учения и выходом на первый план общения со сверстниками. 
Если младший школьный возраст – это период начального знакомства с учебной деятельностью и овладения ее структурными компонентами, то к началу подросткового возраста учащиеся должны овладеть самостоятельными формами работы; это время развития интеллектуальной деятельности, познавательной активности, учебно-познавательной мотивации. Учение теперь может осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Но такой путь развития познавательной активности возможен лишь тогда, когда интерес к учению становится смыслообразующим мотивом (учение переходит из области «значений» в область «личностных смыслов»), другими словами, важно, чтобы ребенку было интересно на уроках и хотелось учиться.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Детская психология"