Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ .docx

— 117.05 Кб (Скачать файл)

В работах некоторых ученых человек рассматривался как система, для которой наибольшее значение имеет поиск и переработка  информации – получается нечто близкое  к компьютеру. На основе чего возникла так называемая «первая когнитивная  революция» – сравнивание протекания различных процессов у человека с подобными процессами в ЭВМ. «Вторая когнитивная революция» возникла в тот момент, когда ученых перестали удовлетворять результаты, которые они получали. Это послужило  зарождению в КП качественно нового направления, которое на первый план выдвинуло мысль о том, что  человек, выполняя определенную задачу, использует символические системы, в частности, язык. Минусом КП можно назвать то, что в ее рамках нет ни одной теории, которая объясняет познавательные процессы и их протекание, нет опоры на культурное развитие человека. Рассматриваются лишь механизмы протекания процессов.

 

 

 

 

11 билет. Представление о механизмах социализации

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: 1.Импринтинг(запечатление)- фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. 2.Экзистенциальный нажим- овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. 3.Подражание- следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае- один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. 4.Идентификация(отождествление)— процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. 5.Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие: 1.Традиционный механизм социализации(стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). 2.Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). 3.Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. 4.Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного пе реноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

 

12 билет. Место психологии в системе наук

Объектом исследования в  психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки  зрения предмета, можно рассмотреть  с различных сторон: как биологический  объект, как социальное существо, как  носитель сознания. Несмотря на это, человек  индивидуален. тРассмотрим основные науки, которые тесно связаны  с психологией и влияют на ее развитие. Прежде всего - это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.

Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким  проблемам относятся: взаимоотношения  людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. В приведенных выше науках можно  наблюдать переплетение различных  тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция  социального научения, которая разработана  социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные  психологами, находят широкое применение в социологии. Конечно же тесно  связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что  воспитание и обучение детей не может  не учитывать психологические особенности  личности. Еще одним предметом, с  которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками. Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками. Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов. Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

 

 

 

 

 

13 билет. Методология

Методология – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности. Уровни методологии социальной психологии:

1) общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях; 2) частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию; 3) методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.

 

14 билет. Методы социально-психологического исследования

Существуют различные  классификации социально-психологических  методов. Наиболее целесообразны следующие: 1. Методы феноменологизации и концептуализации – позволяют провести предварительную работу по выделению и систематизации интересующих социально-психологических феноменов и проблем. Выделение феноменов осуществляется в соответствии с социальными потребностями, а систематизация – путем соотнесения с имеющимися теориями. 2. Методы исследования и диагностики – наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения отвечают на вопросы: что наблюдать? как фиксировать? Эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление изучаемого феномена. Подразделяется на лабораторный и естественный. Последний предполагает создание искусственной модели действительности.

Что-либо выяснить о социально-психологических  явлениях, процессах можно, исследуя продукты деятельности отдельных индивидов  и групп (документы, сочинения, контрольные  работы, рисунки и т. п.).

Моделирование – конструирование модели, которая дает возможность представить, прогнозировать развитие событий.Методы исследования ориентированы на разностороннее рассмотрение какого-либо феномена, а диагностики – на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления. 3. Методы обработки и интерпретации данных. Чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего показателя и т. п.). Методы обработки дают числа, а интерпретации позволяют перевести их в психологические понятия и суждения. Для этой цели используют тесты и экспертные оценки. 4. Методы коррекции и терапии – позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей. Выделяют телесную терапию, арттерапию, психодраму и др. 5. Методы мотивирования и управления – это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование). 6. Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия (дискуссионные игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.). 7. Методы конструирования и творчества – позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового (решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства и т. д.).

 

15 билет. Мыслительная деятельность, её этапы и закономерности регуляции

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности. Этапы: 1.Сравнение — это одна из ключевых операций, осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, заключающаяся в установлении сходства и различия. Осуществляется операция непосредственно(воспринимая предметы одновременно) или опосредованно (путём умозаключения, используя косвенные признаки). 2.Анализ — логический прием определения понятия, когда его разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание ясным в полном объеме. Таким образом из частей целого можно мысленно создать его структуру. Вместе с частями предмета мы выделяем его свойства. Анализ возможен не только при восприятии, но и по памяти, то есть при представлении. 3.Синтез — способ собрать целое из частей или явлений, а также их свойств, как антипод анализа. Анализ и синтез всегда тесно взаимосвязаны между собой. 4.Абстракция — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Выделенная часть или свойство рассматриваются отдельно от других. При этом происходит выделение из информации отдельных частей или свойств. Так, оперируя термином «стол» мы представляем абстрактный стол без отдельных свойств, присутствующих у всех известных нам столов. Это конкретное понятие. От конкретных понятий можно совершить переход к абстрактным, то есть признакам и свойствам предметов и явлений: «мудрость», «яркость». При совершении процесса абстракции можно совершить ошибки 2 родов: 1) Усваивая определённые понятия трудно перейти от конкретных примеров к другой обстановке. 2) Абстрагирование от существенных признаков, в результате чего искажается представление.

Конкретизация — выделение частного из общего. При этом мы представляем конкретные предметы во всём их многообразии. 5.Конкретизация понятия «стол»: «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол».6.Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Чтобы избежать ошибки при индуктивном умозаключении необходимо знать, от чего зависит наблюдаемый нами факт или явление и установить, меняется ли это свойство, или качество, при единичных случаях, которые мы наблюдали. 7.Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

16 билет. Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (Д.Н. Узнадзе)

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых  не отражается в сознании человека -неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.  Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация — лишь "верхушка айсберга". Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.   В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса: - неосознаваемые механизмы сознательных действий, - неосознаваемые побудители сознательных действий, - надсознательные процессы. Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса:- неосознаваемые автоматизмы, - неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о "механической работе", "о работе, при которой голова остаётся свободной". Это состояние "свободной головы" и означает отсутствие сознательного контроля. Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо.  Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины: человек, слушающий музыку, может в такт покачивать головой или ногой; человек, работающий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями; если человек проявляет эмпатию, то его лицо приобретает выражение лица другого человека. К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится: - непроизвольные движения,  - тоническое напряжение, - мимику. С детства человек впитывает разного рода ценности: что такое хорошо и что такое плохо. Со временем к этим ценностям добавляются собственные стратегические соображения, которые тоже становятся для человека морально-этическими нормами. Школьник, например, может решить сам для себя, что должен учиться на одни пятёрки. Спортсмен может решить, что ему надо стать чемпионом страны. Всякое нарушение терминальных ценностей сопровождается неприятными, болезненными ощущениями.  Морально-этические ценности могут напрямую проявляться в сознании, но могут и косвенно управлять этим сознанием человека. 

 

17 билет. Общая характеристика познавательной сферы личности

Познавательные процессы– это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности это: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь. Основные характеристики: 1. Когнитивная сложность (комплексность) – количество независимых, то есть некоррелирующих друг с другом персональных конструктов. Ее высокий показатель так же, как дифференцированный когнитивный стиль, соответствует объективным, разносторонним и независимым суждениям человека о предметном, социальном мире, самом себе. 2. Устойчивость познавательных конструктов означает наличие их определенного соподчинения, иерархии. Если для когнитивно сложного человека мир многомерен, то для “устойчивого” – рационально постижим. 3. Активность (осознанность) индивидуальных средств познания и оценки произвольным и осмысленным содержанием их применения. Если полученные субъектом знания и критерии эмоциональных оценок присваивались без специального осознания, то и в дальнейшем они используются им пассивно, автоматически. Стремление как-то объяснить наблюдаемые события бывает подчас настолько велико, что люди ищут и находят закономерности даже в случайной последовательности явлений, хотя основания суждений возникают спонтанно и отчет об их источниках затруднен. 4. Субъективная значимость тех или иных когнитивных конструктов отражает степень их предпочтения в устойчивой познавательной сфере. Изменения субъективной значимости познавательных средств могут зависеть от возраста: так, при установлении связей между предметами на первый план выступают сначала их наглядные свойства, затем функциональные и, наконец, обобщенные характеристики. 5. Последовательность (непротиворечивость) познавательных средств восприятия и оценки окружающего мира есть их логическое и содержательное соответствие друг другу.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"