Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_otvety.docx

— 527.79 Кб (Скачать файл)

 

6. Восприятие. Общая характеристика восприятия. Основные виды, свойства и закономерности восприятия  
 
Восприятие- это целостное отражение предметов и явлений в объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чув-в.(отражение реальности в форме предметов) 
 
Понятия ОЩ-я и Воспр-я взаимосвязаны м/у собой, но главным отличием Воспр-я от ОЩ-я явл-ся предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его св-в(целостное отображение предмета). 
 
Воспр-е вкл-ет в себя ОЩ-е (и основывается на нем), а также такие психич-ие пр-ссы как память и мышление. Отсюда: Воспр-е- это перцептивная сис-ма ч-ка(воспринимающая). 
 
^ Классификация Воспр-я. Виды: (какой образ форм-ся) 
 
А) по приоритетной модальности(какой анализатор)  
 
-Мономодальный(зрит, слух, осязат, обонят, вкусовое Воспр-е) 
 
-Полимодальные образы. 
 
^ Б) по форме сущест-ия материи: 
 
-Воспр-е пространства 
 
-Воспр-е времени 
 
-Воспр-е движения  
 
Все люди различаются по своим интересам и установкам---сущ-ют индивид-ые различия в Воспр-ии: 
 
Типы различий(как формир-ся) в Воспр-ии: 
 
1)синтетический(целостное Воспр-е- общее предст-е о предмете) или 2)аналитический тип(детализирующее Воспр-е- выделение деталей и подробностей) 
 
3)объяснительный(объяснение увиденного или услышанного в форме причинно-следств-х связей) и 4)описательный тип(факты без сути) 
 
5)объективный(форм-ие образа в форме стандартных признаков) и 6)субъективный тип(оценочные признаки; привнесение своего) 
 
^ По хар-ру наблюдения: 
 
1 непризвольный тип(непреднамеренный) (спонтанный сплошной)- не конкретизируется объект восприятия (пример: идя по улице мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов и др) 
 
2 произвольный тип(преднамеренный)- в соответствии с конкретно-поставленной задачей, требующее волевых усилий.(пример: слушание доклада,просмотр тематической выставки и др) 
 
^ Св-ва Воспр-я: 
 
1 предметность Воспр-я- отражение в реальности формы предметов, в форме целостных завершенных стр-р. Предметность форм-ся на основе движений, обеспечивающих контакт с предметом. 
 
2 целостность Воспр-я- образ восприятия складывается на основе обобщения инф-ции об отдельных св-вах и харак-ках предметов. (в ряде случаев тем или иным св-вом предмета мы можем принебречь) 
 
3 структурность- проявляется в том, что воспринимая объекты и явления мы воспринимаем (или оцениваем) абстрагированную стр-ру, кот форм-ся в течение некоторого времени. («Угадай мелодию») 
 
4 константность- относит-ное постоянство некоторых св-в объектов и явлений при изменении условий их восприятия. Константными оказываются: форма, размеры предмета, цвет и в ряде случаев- расстояние.(движущийся в небе самолет) 
 
5 апперцепция- историчность восприятия- зависимость Воспр-я от предыдущего опыта Л-ти, в общем и целом зависимость образа Воспр-я от субъекта, от общего содержания его (субъекта)психической жизни. 
 
6 осмысленность- мы воспринимаем реальность в форме наименований, т.е. осмысленно.( Перцептивные образы имеют определенное смысловое значение) 
 
7 активность( избирательность Воспр-я)- в момент Воспр-я часть объектов реальности будут выступать фоном нашего восприятия (проблема: фигура- фон)  
 
(объемное плоскостное изображение) 
 
 
*16. Понятие о восприятии 
 
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.  
 
 
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя.  
 
 
Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям.  
 
 
Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее - формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.  
 
 
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.  
 
 
Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.  
 
 
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.  
 
 
В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).  
 
 
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.  
 
 
Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность - наблюдение.  
 
 
Наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.  
 
 
Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.  
 
 
Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.  
 
 
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.  
 
 
17. Основные свойства восприятия 
 
Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.  
 
 
Свойства восприятия:  
 
 
Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие - система перцептивных действий, которыми надо овладеть.  
 
Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия - не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.  
 
Структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.  
 
Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.  
 
Избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.  
 
Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: "Что это такое?"  
 
 
Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

7. Понятие о памяти Функции и теории памяти

Познание действительности невозможно без восприятия информации, поступающей извне Эту информацию нам предоставляют выше рассмотрены  психические процессы: ощущение и  восприятие Однако образы внешнего мира, возникает ають в коре головного мозга, не исчезают бесследно Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и состав ае сущность процесса памятью'яті.

Память является одним  из пяти познавательных процессов и  мощным орудием интеллекта человека

Древние греки  считали Богиню памяти Мнемозину  матерью девяти муз, которые были покровительницами все известным  в то время наукам и искусствам Имя этой богини дало название памяти

В психологической  литературе, когда речь идет о памяти, используются выражения: \"мнемическая направленность\", \"мнемические действия\", \"мнемическая деятельность\"

Память - это психический процесс отражения опыта человека путем усвоения, сохранения и последующего воспроизведения обстоятельств его жизни и деятельности

Благодаря памяти расширяются  познавательные возможности человека Память как познавательный процесс  обеспечивает целостность и развитие личности

Единицами работы памяти является представление - образы ранее воспринятых  предметов, явлений, мыслей или фантазий человека Именно через представление  память имеет тесную связь с другими  познавательными процессами (ощущениями, сп приемом, мышлением и воображением), которые дают основу для запоминания и последующего воспроизведения информацииї.

Данный познавательный процесс  характерен для всех живых существ, однако нужно различать:

- так называемую генетическую  память, держит и разворачивает  информацию через гены, наследственность  и проявляется через инстинкты

\"Человек, который  был бы лишен памяти, постоянно  находилась бы в состоянии  новорожденного\"

И М Сеченов

- индивидуальную память которая развивается в ходе жизни существа и проявляется через навыки и другие интеллектуальные формы поведения Именно она попадает в поле зрения психологии

Назначение памяти человека трудно переоценить Можно говорить о ряде базовых функций памяти, характерные для психики человека

Рис 231 Функции  памяти

Память - это сложный познавательный процесс, толкование механизмов работы которого в науке не имеет единодушия Существует ряд теорий функционирования памяти, которые по-разному объясняют  работу этого познавательного процессу.

Рис 232 Теории памяти

Виды памяти, их особенности

Память - богатый в своих  проявлениях познавательный процесс, поэтому наука насчитывает несколько  классификаций видов памяти, совершенных  по различным признакам

зависимости от того, что  именно человек запоминает и воспроизводит, различают четыре вида памяти: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую

Рис 233 Виды памяти

Образная  память выражается в запоминании образов, представлений конкретных предметов, явлений, их свойств, наглядно данных связей между ними

зависимости от того, какими анализаторами  человек воспринимает объекты во время  их запоминания, образная память бывает зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и т.д. Довольно часто эти виды памяти работают комбинированных  Ован: так, образ определенного человека представляет собой сочетание работы зрительной, слуховой и обонятельной памятьюі.

Двигательная  память проявляется в запоминании и воспроизведении человеком своих движений и их сочетаний

Двигательная  память является основой  для формирования различных умений и навыков, усвоение устной и письменной речи, комплексов движений и т.д. Со временем многое из содержания этого вида памяти приобретает неосознаваемого  характ теру, чтобы избегать излишнего психической нагрузки Да, мы умеем ходить, писать автоматизирован благодаря двигательной памятьюті.

Эмоциональная память заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих эмоций и чувств

Это один из самых ранних видов  памяти, начинает свою работу еще в раннем детстве Воспоминания детства чаще всего  связаны с глубокими  переживаниями общем  яркие, эмоционально насыщенные события  статью во храниться  в памяти человека очень долго Следует  отметить, что запоминается прежде всего эмоционально окрашенная информацииція.

Словесно-логическая память заключается в запоминании мыслей, понятий, суждений, умозаключений, отражающие существенные связи и отношения предметов и явлений, их общие свойства

В отличие  от образной, двигательной и эмоциональной  памяти, которая есть и у животных, словесно-логическая память является специфически человеческой памятью  на мысли, суждения, закономерности Словесно-логическая память тесно связанного связана с речью  и мышлением человека Она формируется вместе с ними и достигает своего заключительного вида позже двигательную, эмоциональную и образнуюну.

Другая  классификация видов  памяти опирается  на признак длительности сохранения информации и имеет следующие виды: кратковременная, долговременная, оперативная

Кратковременная память удерживает информацию в течение очень незначительного времени (доли секунд), ее задача - дать возможность психике решить дальнейшую судьбу информации, поступившей к мозгу - забыть ненужное или запомнить что-то а некоторое ча.

Долговременная  память сохраняет информацию в течение значительных отрезков времени, иногда всей жизни человека В нее поступает материал из кратковременной памяти, который не находится там в неизменном виде, а непрерывно перетворюеть ься: обобщается, классифицируется, объединяется в смысловые группыи.

Оперативная память нужна для выполнения человеком определенных текущих операций и содержание информации при них Так, синхронный переводчик содержит слова, услышанные от иностранца, пока не переведет их, потом забывает

При кратковременном  запоминании воспроизведение  материала происходит в той \"фотографической\" форме и последовательности, в которой он воспринимался, поскольку нет  времени на переработку  информации

Следующая классификация обладает признаком для  распределения видов  памяти активность сознания и делится на: непроизвольную и произвольную

Непроизвольная  память -

o память, в которой человек  запоминает и воспроизводит  информацию, не прилагая  для этого волевых  усилий, а опираясь  на интерес, значимость  такой информации

o (в  развитии предшествует  произвольной)

Произвольная  память -

o в ее  работе четко поставленная  цель, прилагаются  соответствующие  волевые усилия  для запоминания,  сохранения и воспроизведения  информации

Виды  памяти человека можно  устанавливать одновременно опираясь на все выше обозначенные классификации

Процессы  и индивидуальные особенности памяти

Очевидно, что память в своей  работе базируется на определенных этапах, наука обозначает как мнемические процессы (Рис 235)

Рис 235 Процессы памяти

Запоминание-закрепление в коре больших полушарий головного мозга образов, возникающих на основе ощущений, восприятия, мышления или воображения

Процесс запоминания - активный процесс, который  начинается в кратковременной  памяти и завершается  в долговременной Запоминание бывает разных типов (Рис 236)

Рис 236 Типы запоминания

Непроизвольное  запоминание осуществляется без специальной цели запомнить Произвольное - предполагает приложения человеком волевых усилий, носит целенаправленный характер

При механическом запоминании логические связи между материалом не устанавливаются, информация будто \"зазубрюеться\", при осмысленном - логические связи устанавливаются, запоминание опирается на ро озуминня содержания информации Во время запоминания значительного объема информации предпочтение отдается осмысленному запоминанию, при наличии потребности точно зафиксировать сроки, цифры используется м еханичне запоминания'ятовування.

Существуют  факторы, определяющие успешность запоминания:

- эмоциональное  и физическое состояние  (плохое настроение  и болезнь ухудшают  производительность  этого процесса)

- возраст  (есть периоды  пика и спада  продуктивности запоминания  (юность и старость  соответственно)

- установка  (задача, которую  ставит человек)

- характеристики  самого материала  (его значимость, логичность, объем  и т.д.)

Сохранение - это содержание в коре головного мозга информации, которую человек предварительно запомнила

Психологи утверждают, что информация хранится в психике  человека на двух уровнях - осознаваемом (поэтому  доступна для воспроизводства  и использования) и неосознаваемом (глубины  психики затрудняют, а а иногда и невозможным актуализацию этой информации для человека.

Можно также перечислить  факторы, определяющие качество сохранения информации:

- использование  в деятельности (вследствие  повторения материал  лучше и дольше  сохраняется)

- установка  (задачи по продолжительности  и качества хранения  информации)

- характеристики  самого материала  (значимость, осмысленность  удлиняют продолжительность  сохранения знаний)

Воспроизведение - процесс активизации в мозгу информации, предварительно запомненных и сохранена

Воспроизведение материала, который  хранится в долговременной памяти, заключается  в переходе его  из долговременной памяти в кратковременную, есть актуализация его  в сознании Воспроизведение  зависит от процессов  в запоминания  и забывания, но также  имеет свои механизмы Воспроизведение может иметь три формы - узнавание, припоминание иі воспоминания

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"