Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_otvety.docx

— 527.79 Кб (Скачать файл)

Третий тип - люди чувства и эмоций, которые остро  чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели  литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают  самые смелые научные прогнозы и  прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих  поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична. 
 
Четвертый тип - гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.

Теория личности – это  совокупность гипотез, или предположений  о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать  поведение человека [1].

В современной психологии выделяют восемь основных подходов к  изучению личности. Каждый подход имеет  свою теорию, свои представления о  свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предложить лишь следующее  схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную  устойчивость поведения человека. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей  личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

Рассмотрим каждый подход более подробно

19. 1. Социальная структура личности

При изучении социального  поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных  теоретических проблем, без решения  которых невозможно построить концепцию  личности, отвечающую научным критериям  и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится  социальная структура личности.

Структура любых сложных  явлений, а к ним, безусловно, относится  человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время  подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления  в структуре личности приводят к  разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная  ценность биогенных, психогенных и  социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек  не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая  структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь  важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении  социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура  личности включает совокупность объективных  и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих  в процессе его разнообразной  деятельности, под влиянием тех общностей  и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой  социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность  и как взаимодействие с другими  людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры  личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три  части в психической структуре  личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется  напряжение и личность испытывает чувство  удовольствия. "Оно" побуждает  нас осуществлять такие функции  организма, как прием пищи и отправление  естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным  образом принципом реальности. Эго  регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда  Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится  усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в  дальнейшем и общества в целом.

Кроме того, если рассматривать  личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для  самой личности;

второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний  миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

наоборот, их совершенное  несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение  в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс  охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует  считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать  внутренний мир человека. Здесь и  потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно  к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные  условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться  в форме естественных (нужда в  еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения) потребностей. Вместе с тем резкой грани между  ними нет, поскольку потребность  в одежде, жилье, и даже еде приобретают  социальную "оболочку".

Будучи осознанными, потребности  превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения  личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее  рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они  играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор  ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем  или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности  и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как  в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь  через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято  называть мотивами деятельности. Так  создается механизм мотивации, который  предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к  определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор  деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению  ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов  и стимулов, приводящих к появлению  установок личности. Результатом  этого взаимодействия оказывается  возникновение диспозиций.

Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности  и интересы. В отличие от мотивов  стимулы выступают как внешние  побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы  экономического, социального, политического  и иного характера, действующие  в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов  социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом  в отношении данного объекта  Установки характеризуют отношение  личности к среде, другим людям. Стало  быть в установках отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки  принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения). В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена  объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру  в ее "внешнем" выражении, она  может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском  плане и на уровне общей социологической  теории, в зависимости от характера  отношения личности к окружающему  миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую  и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего  мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи  с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при  этом выделяются прогрессивная и  реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для  выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

С другой стороны, есть структуры  деятельности, изучаемые, прежде всего  на уровне специальных социологических  теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно  отметить структуру, основанием которой  является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может  быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все  эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют  ее образ жизни. Представляется, что  в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается  центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим  звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

20.  Функции и структура общения

Общение - специфическая  форма взаимодействия человека с  другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три  взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"