Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

0356286_765C9_otvety_na_bilety_psihologiya_deviantnogo_i_addiktivnogo_pove.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)
  1. Стадия шока и отрицания. Известие о смерти близкого, любимого человека зачастую оказывается сродни сильному удару, который «оглушает» потерпевшего утрату и приводит его в шоковое состояние. Сила психологического воздействия потери и, соответственно, глубина шока зависит от многих факторов, в частности, от степени неожиданности случившегося. Однако, даже учитывая все обстоятельства события, бывает сложно предвидеть реакцию на него. Это может быть крик, двигательное возбуждение или, наоборот, оцепенение. Иногда люди имеют достаточно объективных причин, чтобы ожидать смерти родственника, и достаточно времени на то, чтобы осознать ситуацию и подготовиться к возможному несчастью, и, тем не менее, кончина члена семьи оказывается для них неожиданностью.

Состояние психологического шока характеризуется  недостатком полноценного контакта с окружающим миром и с самим  собой, человек действует подобно  автомату. Временами ему кажется, что все происходящее сейчас с ним он видит в страшном сне. При этом чувства непостижимым образом исчезают, словно проваливаются куда-то вглубь. Такое «равнодушие» может казаться странным для самого человека, потерпевшего утрату, а окружающих его людей нередко коробит и расценивается ими как эгоизм. На самом же деле эта мнимая эмоциональная холодность, как правило, скрывает под собой глубокую потрясенность утратой и выполняет адаптивную функцию, защищая человека от непереносимой душевной боли.

На  данной стадии нередки различные  физиологические и поведенческие  расстройства: нарушение аппетита и  сна, мышечная слабость, малоподвижность  либо суетливая активность. Характерным  является также застывшее выражение  лица, невыразительная и немного  запаздывающая речь.

2. Стадия гнева и обиды. После того как факт утраты начинает признаваться, все острее ощущается отсутствие умершего. Мысли горюющего все больше вращаются вокруг постигшей его беды. Вновь и вновь в уме прокручиваются обстоятельства смерти близкого и предшествовавшие ей события. Чем больше человек думает о случившемся, тем больше у него возникает вопросов. Да, потеря произошла, но человек еще не готов смириться с ней. Он силится постичь умом то, что случилось, отыскать тому причины, у него возникает масса разных «почему»

3. Стадия вины и навязчивостей. Человек, страдающий от угрызений совести по поводу того, что он был несправедлив к умершему или не предотвратил его смерть, может убеждать сам себя, что если бы только была возможность повернуть время вспять и вернуть все назад, то он уж точно вел бы себя по-другому. При этом в воображении может неоднократно проигрываться, как бы все тогда было. Терзаемые укорами совести, некоторые потерпевшие утрату взывают к Богу

4. Стадия страдания и депрессии. То, что в последовательности стадий горя страдание оказалось на четвертом месте не означает, что сначала его нет, а потом оно вдруг появляется. Речь идет о том, что на определенном этапе страдание достигает своего пика и затмевает собой все прочие переживания.

Это период максимальной душевной боли, которая  порой кажется невыносимой и  ощущается даже на физическом уровне. Страдание, испытываемое потерпевшим  утрату, не является неизменным, а, как  правило, наступает волнами. Периодически оно немного стихает и как бы дает человеку передышку лишь для того, чтобы вскоре вновь нахлынуть.

Страдание в процессе переживания утраты часто  сопровождается плачем. Слезы могут  подступать при всяком воспоминании об умершем, о прошлой совместной жизни и обстоятельствах его  смерти. Некоторые горюющие становятся особенно чувствительными и готовы заплакать в любой момент. Поводом для слез может стать также ощущение одиночества, покинутости и жалость к самому себе. В то же время тоска по умершему совсем не обязательно проявляется в плаче, страдание может быть загнано глубоко внутрь и находить выражение в депрессии.

Надо  отметить, что процесс переживания  глубокого горя почти всегда несет  в себе элементы депрессии, временами  складывающиеся в четко распознаваемую клиническую картину. Человек может чувствовать себя беспомощным, потерянным, никчемным, опустошенным. Общее состояние нередко характеризуется подавленностью, апатией, и безнадежностью. Горюющий при всем том, что живет в основном воспоминаниями, тем не менее понимает, что прошлого не вернуть. Настоящее представляется ему ужасным и невыносимым, а будущее – немыслимым без умершего и как бы несуществующим. Утрачиваются цели и смысл жизни, иногда вплоть до того, что потрясенному утратой человеку ка-жется, что жизнь теперь кончена.

5. Стадия принятия и реорганизации. Как бы ни было тяжело и продолжительно горе, в конце концов человек, как правило, приходит к эмоциональному принятию потери, чему сопутствует ослабление или преобразование душевной связи с умершим. При этом восстанавливается связь времен: если до того горюющий жил большей частью в прошлом и не желал (не был готов) принять происшедшие в его жизни перемены, то теперь он постепенно возвращает способность полноценно жить в настоящей окружающей его действительности и с надеждой смотреть в будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Средства массовой информации как фактор десоциализации.

Десоциализа́ция (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) — утрата индивидом, по каким-либо причинам (например длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция и другое), социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

Десоциализация  – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей  и  правил поведения.  В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль   СМИ  связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно  СМИ .

Отрицательное  влияние  СМИ .

Задача  СМИ  в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность  СМИ , ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Одним из  отрицательных  воздействий является – пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из  отрицательных  воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент  СМИ  "подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно "грубым” и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями.

За последнее  десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о все более  деструктивном влиянии многих средств  массовой информации (СМИ) на психическое  здоровье населения.

 Частым показом  проявлений насилия и жестокости  СМИ способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи. По данным социологов МГУ, отрицательное влияние прессы и электронных СМИ отметили более 40 % опрошенных жителей Московского региона. По опросу независимого исследовательского центра РОМИР, 71,9 % телезрителей и читателей газет высказались за введение информационного контроля над СМИ. На первом месте по неприятию – насилие и жестокость, на втором - порнография, так считают 60 % опрошенных.

Барденштейн Л.М. и Можгинский Ю.Б. высказали твердое мнение о том, что одним из важнейших социальных звеньев формирования агрессии у детей и подростков является влияние средств массовой информации (2). Они приводят данные американских исследователей, свидетельствующие о достоверной связи между выраженной детской жестокостью и агрессивностью, с одной стороны, и количеством увиденных на телеэкране эпизодов насилия.

Более гармоничное  развитие личности и высокий уровень  психического здоровья будут обеспечены тогда, когда человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной, психогигиеничной, облагороженной информационной среды. Неблагоприятная, «загрязненная», деструктивная информационная среда будет отрицательно влиять на личность и психическое здоровье человека по тем же закономерностям, по которым влияет на человека природная среда его обитания. Проблемы информационной экологии не менее важны и практически значимы в эпоху информационного общества, чем вопросы экологии природной среды, которым уделяется постоянное внимание во всем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Критерии  диагностики девиантного поведения.

Совокупность  всех отрицательных признаков –  показатель той или иной степени  трудновос-питуемости. При диагностике  трудновоспитуемости, отклоняющегося поведения важно суметь различать проявления личностных недостатков школьника и его психологическое состояние, когда бурная реакция принимается за истеричность, когда стремление во что бы то ни стало доказать правоту оценивается как грубость, бестактность и т. д. Однако, если у детей очень часто повторяются одни и те же психические состояния, то, естественно, следует ожидать появления и определенных отрицательных свойств.

Изучать все  проявления отклоняющегося довольно сложно. Здесь следует исходить из диагностики, которая фиксирует самое существенное. Обычные объекты диагностики – направленность личности, отношение к людям и к себе, соотношение положительных и отрицательных качеств, сопротивляемость педагогическим влияниям.

В. Скоттом попытаться разобраться в  критериях  нормы  психического развития, то в качестве наиболее популярного, основного и в то же время общего критерия выступает способность субъекта к адаптации. В западной психологии и психотерапии этот критерий считается наиболее универсальным и высшим; отечественная же психология рассматривает адаптацию как один из аспектов психического развития, порой теряющий для человека свое ведущее значение. Такое понимание предполагает включение в круг критериев нормы не только успешное приспособление к социальной среде, но и прогрессивное, хотя и неравномерное, развитие творческих способностей, связанных с процессом формирования личности.

Классификация  различных отклонений может служить  схема, предложенная Халаганом и  Кауфманом. Они выделяют в  девиантном   поведении  четыре типа синдромов (аномалий): нарушения поведения, нарушения личности, незрелость, асоциальные тенденции.

Первый тип (нарушения  поведения) включает проявления непослушания, деструктивности, вспыльчивости, безответственности, наглости, ревности, гневливости, навязчивости.

Второй тип (нарушения  личности) проявляется в чувстве  неполноценности, развитом самосознании, избегании общения, тревожности, плаксивости  и др.

Третий тип (незрелость) выражается рассеянностью, неуклюжестью, пассивностью, нервным смехом и др.

Синдромы четвертого типа (асоциальные тенденции): наличие плохих товарищей, прогулы, преданность асоциальным группам и др.

В этой рассматривается  личность ребенка ее аномалии в социально  обусловливаемой, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка  к окружающей его социальной действительности.

Медицинская классификация  поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном  критериях .

 Девиантное  (отклоняющееся)  поведение  имеет  следующие клинические формы:

— агрессия;

— аутоагрессия (суицидальное поведение);

— злоупотребление  веществами, вызывающими состояние  измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение  и др.);

— нарушения  пищевого поведения (переедание, голодание);

— аномалии сексуального поведения (фетишизм, трансвестизм, эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия, садомазохизм);

— сверхценные  психологические увлечения (трудоголизм, игровая зависимость, коллекционирование, «паранойя здоровья», религиозный (оккультный, сектантский – надо полагать –  авт.), спортивный, музыкальный и другой фанатизм);

— сверхценные  психопатологические увлечения («философическая  интоксикация», сутяжничество и  разновидности маний — клептомания, пиромания и др.);

— характерологические  и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.);

— коммуникативные  девиации (аутизм, гиперобщительность, конформизм, нарциссизм и др.);

— безнравственное  и аморальное поведение;

— неэстетическое поведение.

Каждая из клинических  форм может быть обусловлена любым  типом  девиантного   поведения . Иногда мотивом выбора той или иной формы служат несколько разновидностей отклоняющегося поведения одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Классификация девиантного поведения

Некоторые отечественные  и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"