Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по организационной психологии.docx

— 165.21 Кб (Скачать файл)

Стремление уменьшить субъективность качественного анализа привело  к применению количественного формализованного метода. Приемом количественного анализа выступает контент-анализ — перевод текстовой или вербальной информации в количественные показатели. Контент-анализ осуществляется с помощью выделения смысловых единиц (единиц анализа) и единиц счета.

16 Метод опроса: анкетирование, интервью

Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы. Различают три разновидности опроса: 1) анкетирование — письменный заочный опрос; 2) интервью — устная беседа, очный опрос; 3) социометрический опрос.Анкета (опросный лист) представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов. Надежность обусловлены особенностями конструирования вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке. 4 типа вопросов; основные, фильтрующие, контрольные, контактные. ---структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. Выделяют три разновидности закрытых вопросов:1) «да — нет»;2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных; 3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

По форме различаются вопросы прямые и проективные (косвенные).

Анкета, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и биографической. Интервьюирование наиболее часто применяется в двух случаях: при составлении программы организационно-психологического исследования и при отборе кадров.----: стандартизированное и нестандартизированное.

17 Социометрический опрос 

Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит  в возможности с ее помощью  выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами  рабочей группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных  отношений в ней.

Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карта (социокарта), которая заполняется каждым членом организационной группы. Различают следующие типы социометрических критериев: 1. Организационные и экстраорганизационные. Организационные критерии имеют целью изучить межличностные отношения в процессе организационной деятельности, экстраорганизационные — отношения при проведении совместного досуга. 2. Прямые и косвенные (проективные). 3. Положительные и отрицательные.

4. Коммуникативные  и содержательные. Первые служат  для отражения реально существующих  в коллективе взаимоотношений.  Вторые отражают осознание членами  группы своих взаимоотношений  с другими людьми.

 

Возможны  два способа заполнения респондентом социокарты. Первый способ предполагает предварительное занесение в социокарту фамилий всех членов группы и использование при ответах следующих условных обозначений: положительный выбор —знак «+»; отрицательный выбор — знак «-»; безразличие — отсутствие знаков. Второй способ предполагает вписывание под вопросами соответствующих фамилий самим респондентом.

Для обработки данных, полученных с помощью социометрического  опроса, используют два способа: графический  и количественный. Графический способ связан с построением социограмм, т. е. графических изображений межличностных отношений в коллективе.

В социограмме каждый член коллектива изображается кружком с соответствующим  номером. Связи между кружками отмечаются с помощью стрелок. Из социограммы  видно, кто в группе является, например, наиболее авторитетным, а кто занимает неблагоприятную социально-психологическую  позицию. Количественный метод предполагает построение социометрических матриц (социоматриц) и расчет социометрических индексов. На основании заполнения социокарт всеми членами рабочей группы по каждому критерию в отдельности строится социометрическая матрица, в которой обобщаются данные социокарт. Социоматрица представляет собой таблицу, в строках которой указывается, кто выбирает, а в столбцах — кого выбирают.

На основе социоматрицы рассчитываются как персональные, так и групповые социометрические индексы.

В социометрическом исследовании могут  быть выявлены следующие социально-психологические  позиции сотрудников: неформальный лидер, предпочитаемый, изолированный  или отвергаемый члены группы/организации. Лидер— наиболее авторитетный член группы — имеет наибольший индекс социометрического  статуса и занимает первое ранговое место по шкале авторитетности.

 

18 Схемы планирования исследования

Планирование  и организация эксперимента в  организационной психологии.

 

Условно организацию эксперимента можно  разделить на 4 этапа:

1. Предварительное исследование. Пилотажное исследование. Пробное исследование с целью знакомства с испытуемыми, уточнение целей и задач исследования, ознакомление с условиями проведения исследования (место, время), проведение пробации методик планируемых использовать в исследовании.

2. Теоретический этап. Производим  анализ уже существующих исследований в данном направлении,  формулируем гипотезы, составляем план исследования.

3. Основной этап. На этом этапе производится формирование групп испытуемых, происходит постановка задач в форме оглашения инструкций по каждой методике. Производятся диагностические замеры. Формирующее и корректирующее воздействие.

4. Производится обобщенный анализ полученных данных. Формулируются теоретические выводы и даются практические рекомендации.

 

Исследование  проводится по разным схемам. Схемы  Стенли  и Кэмпбела.

Стенли  и Кэмпбел.

 

Схема 1 - самая простая схема исследования это разовый срез (представлен схематически).

 

  Х      0


t На данной схеме независимая переменная X, которую изменяет   экспериментатор и О – что означает диагностический срез, расположены и представлены на схеме в последовательности, это означает, что сначала было произведено формирующее воздействие, а спустя некоторое время, диагностический замер. Недостаток данного исследования – сложность вывода об эффективности формирующего или корректирующего воздействия.

Схема 2.  Ограничения (недостатки) плана 2

 

О1  Х  О2 


       t

      

  1. - В интервале времени между срезами О1 и О2 могли произойти события влияющие на результаты проводимого исследования.
  2. - если время между срезами О1 и О2 было достаточно продолжительным, то на изменение показателей деятельности могли оказать влияние такие факторы, как возросший профессионализм и т.д.
  3. - при большом временном интервале между наблюдениями возрастает вероятность потери части испытуемых среди членов организации из за ……
  4. - эффект тестирования.

 

Схема 3.

 

 

Х  О1

     О2

       t


 

Предполагает  два измерения деятельности с  зависимой переменной в условиях статистического сравнения двух групп. В первой группе проводится формирование, после чего производится оценка результатов (метод диагностики). Деятельность второй группы оценивается в прежних  условиях, т.е. никакой диагностики.

Недостатки  этой схемы. 1)Исследователь не имеет гарантии в том, что обе группы эквивалентны по составу. 2) Работники неодобрительно относящиеся к нововведениям могут намеренно показывать более низкие результаты.

 

План схема 4.

 

R - О1  Х  О2   экспериментальная группа (формирующий)

R – 03        04   контрольная группа (констатирующий)


       t

Это первый истинно экспериментальный  план.

О1 –цель первого  среза:  доказать эквивалентность  групп и выявить причины.

R – сформировать эквивалентные группы.

Недостатки плана 4: эффект сенситизация при котором диагностический срез может выступить стимулом для эффективной работы.

 

Схема 5.

 

R -   Х  О1

R -        02 

       t


 

Он сводит к минимуму проблему сенситизации, но не свободен от всех недостатков  присущих плану№ 3.

 

 

Схема 6.  (Сбор плана №4 и №5).

 

R - О1   Х  О2 экспериментальная

R – 03         04           контрольная

R -         Х   05           экспериментальная

R -               06           контрольная


           t

 

только планы 4, 5 и 6 могут считаться экспериментальными.

 

Исследование, основной характеристикой которого выступает продолжительность по времени (3 года и более ) называется лангитюдным.

 

Лангитюдное исследование.

 План№7

 

01 02 03 Х 04 05 06

 t


 

все планы  считаются одно или двухвалентные

Мультивалентные планы


 Б



 


 

 

0 А В





1 10

 

 

 

 

 

 

Ответы, полученные в ходе интервью или с помощью опросника, наблюдения за поведением работников, анализ документации или продуктов труда — все  это примеры конкретных исследовательских  наблюдений. Совокупность этих наблюдений образует массив данных, собранных  в процессе исследования. Первой и  самой простой схемой исследования является «разовый срез» (план № 1), который  схематично можно представить следующим  образом:

 

На данной схеме независимая переменная X — новая система оценки деятельности сотрудников, а зависимая переменная О — оценка деятельности работников, произведенная после введения новой системы оценки. Это означает, что выбранные для экспериментального исследования работники организации сначала поработали в условиях новой системы оценки деятельности X, а спустя некоторое время их реальная деятельность была измерена.

В следующей схеме (план № 2) используется так называемый «pretest/ post-test» (Предваряющая/последующая проверка англ.) формат:

 

 

Деятельность сотрудников наблюдается  до и после введения новой системы  оценки, так что у нас есть возможность  сравнить данные об эффективности новой  системы с исходными данными  до ее внедрения.

Тем не менее, план № 2 также имеет некоторые ограничения. Во-первых, между двумя наблюдениями могут произойти события, которые не имеют непосредственного отношения к новой системе оценки деятельности. Таким событием может стать неожиданное посещение подразделений организации президентом компании в промежутке между наблюдениями. Это может оказать на сотрудников очень сильное воздействие, влияющее на результаты проводимого исследования. Во-вторых, если время между наблюдениями O1 и О2 было достаточно продолжительным, то на изменение показателей деятельности сотрудников могли оказать влияние такие факторы, как возросший профессионализм и т. п. Кроме того, при большом временном интервале между наблюдениями возрастает вероятность потери части испытуемых среди членов организации из-за увольнения и других организационных изменений.

Еще одна слабость данной схемы состоит  в так называемом эффекте тестирования. Сотрудники, увидев, что их деятельность тщательно контролируется при первом наблюдении, насторожатся и будут  выполнять свою работу более старательно, что также может исказить картину  изменений. И, наконец, последний недостаток плана № 2 заключается .в том, что  наблюдения могут быть выполнены  при различных функциональных состояниях работников. Например, если первый срез O1 был сделан сразу после праздников или в самом начале рабочей недели, когда работники еще не вошли в свой нормальный рабочий ритм, а второе наблюдение О2 было произведено в середине недели, когда деятельность обычно достигает самой высокой эффективности, то обнаруженные различия могут быть обусловлены исключительно изменениями функционального состояния работников.

План № 3 предполагает два измерения  деятельности как зависимой переменной в условиях статического сравнения  двух групп:

 

 

 

 

 

В первой группе вводится новая система  оценки деятельности X, после чего производится оценка результатов работы O1. Деятельность второй группы оценивается в прежних условиях О2. Этот план не имеет недостатков, присущих планам № 1 и № 2, но имеет свои ограничения. Во-первых, исследователь или менеджер не имеет полной гарантии в том, что обе группы эквивалентны по своим характеристикам. Во-вторых, работники, неодобрительно относящиеся к нововведениям, могут намеренно показывать более низкие результаты.

Недостатки трех рассмотренных  выше планов указывают на необходимость  использования более сложных  схем исследования для получения  достоверных организационных знаний.

План № 4 Pretest/post-test с контрольной группой:

 

 

 

 

 

 

 

 

В данной схеме  наряду с уже известными обозначениями  О и X вводится символ R,

R (от англ, randomization — рандомизация) — процедура отбора членов экспериментальной и контрольной группы, при которой каждый работник обладает одинаковой вероятностью попасть в одну из указанных групп.

показывающий, что члены обследованных  групп были отобраны специально. Отбор  проводился на случайной основе, что  делает данную схему более достоверной  в плане результатов.

Деятельность экспериментальной  группы (изображена в верхней строчке  схемы) оценивается до и после  введения новой системы оценки деятельности X (O1 и О2). Деятельность контрольной группы (изображена во второй строчке схемы), которая продолжает работать в условиях прежней системы оценки деятельности, также измеряется дважды (О3 и О4). Поскольку отбор в экспериментальную и контрольную группы был построен на принципе случайности, то у всех сотрудников организации были равные шансы попасть в одну из групп. Для настоящей схемы эксперимента случайное назначение исследуемых носит обязательный характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"