Шпаргалка по "Психоконсультированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 03:22, шпаргалка

Краткое описание

Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Психоконсультирование.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __8__.

1. Цель психологического консультирования  в направлении гуманистической  терапии.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента, основанный на стремлении к максимальной самоактуализации. Задача психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Работа с миром клиента требует от психолога соблюдения некоторых условий, способствующих процессу позитивных изменений. 
1. Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они идут вразрез с его установками. 
2. Необходима эмпатия, стремление видеть мир глазами клиента. 
3. Аутентичность терапевта, отказ от маски “профессионала”. 
4. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно выполнять лишь функции зеркала, отражающего мысли и чувства клиента, и формулировать их по-новому.  Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. 
В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение. Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

2. Особенности консультирования  истерических личностей.

Поведение истерической личности может провоцировать у консультанта контрперенос. Поэтому консультант, работая с такими клиентами, должен постоянно контролировать свои чувства.

Истерические симптомы служат трем основным целям:

  1. "наказывают" лиц, к которым клиент испытывает враждебность;
  2. помогают клиенту избежать неприятных, пугающих, потенциально унижающих ситуаций;
  3. помогают возбудить симпатию окружающих или обратить на себя их внимание.

Поэтому нередко возникает очевидное противоречие между высказанными клиентом желаниями и чувствами и тем, о чем говорят его симптомы. Это противоречие вызывает у консультанта подозрение, что клиент неискренен и симулирует. Разобраться в ситуации консультанту помогает его интуиция, которую не следует игнорировать. Полагаясь на интуицию, можно не только идентифицировать истеричных клиентов, но и избежать разнообразных ловушек, таящихся в работе с ними.

3. Проблемы взаимодействия психолога-консультанта  с представителями смежных профессий.

По роду своей профессиональной деятельности психологическому консультанту приходится общаться с представителями иных профессий. К ним относятся: педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов. Взаимодействие с каждым имеет свою специфику. 
Взаимодействие консультанта с учителями структурируется понятием «нормы» относительно психического и личностного развития (учитывая понятия «индивидуальная норма») сквозь призму разрешения следующих проблем:

  •  
    Адекватность восприятия учебного предмета;
  •  
    Адекватность подачи материала учителем;
  •  
    Роль учителя в жизни ученика;
  •  
    Роль ученика в жизни учителя.

 
Адекватность восприятия учебного предмета учащимся будет зависеть от его индивидуальных особенностей (визуал, аудиал, кинестетик) и склонности к восприятию конкретного предмета.[7] 
Адекватность подачи материала учителем будет зависеть от знания им специфики возрастной группы, к которой относится данный учащийся, и методологических основ преподавания. Кроме того, многие учителя недооценивают то значение, которое они как личности имеют для своих учеников и влияние оказываемое ими на желание изучать преподаваемый предмет. Здесь мы можем говорить о ситуации взаимовлияния, которое возникает в процессе педагогической деятельности в ситуациях «учитель-ученик» и «учитель-группа». Не секрет, что довольно часто неуспеваемость ученика обусловлена существованием скрытого (или явного) конфликта между ним и учителем или негативным отношением одного из них к другому. 
Задача консультанта при разрешении вопросов, связанных с неуспеваемостью ученика или/и его дезадаптивным поведением на уроках, заключается в выявлении скрытых причин, вызывающих данные реакции.[3] 
Общим в сфере общения между врачом и консультантом является: сам клиент, проявление различных свойств его психической реальности. Например: симптом – эмоциональная неустойчивость – является составляющим элементом некоторых синдромов. Кроме того, и врача, и психолога объединяет интерес к окружению клиента и созданной им внутренней картины болезни. Известно, что внутренняя картина болезни (на медицинском языке) или картина проблемы (на языке психологическом) может стать второй натурой человека и, как показывают наблюдения, способна влиять на развитие заболевания. Изучение феномена внутренней картины болезни клиента важно не только при психологических заболеваниях, но и в любой болезни поскольку само наличие болезни порождает возникновение многих вопросов, над которыми размышляет клиент. Кроме того, именно внимательное изучение данного феномена позволяет преодолеть односторонний подход к клиническому диагнозу, адекватному выбору методов лечения, установлению оптимального психологического контакта между врачом и пациентом. 
Другое связующее звено – гипотеза. Данные психологического и медицинского обследований ведут к обоснованию гипотезы и правильному установлению диагнозов (медицинского и психологического). Кроме того, и врач, и психолог видят результаты своей деятельности в виде изменения параметров. 
Одна из задач социальной работы – реальная помощь человеку в решении проблем, возникающих в результате неблагоприятного стечения объективных обстоятельств, например, временная утрата трудоспособности. Данная помощь будет более эффективной, если социальный работник сконцентрирует свои усилия на выявлении резервов развития у подчинённого, создающих необходимую для осуществления его жизни перспективу. 
консультант может сориентировать социального работника в задачах и резервах психического развития конкретного человека.[2] 
С представителями правоохранительных органов психолог соприкасается через следователей и адвокатов. Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления. 
Целью психологического исследования в данной сфере является изучение процессов, свойств, состояний, механизмов психической деятельности конкретного человека (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля) для установления истины по уголовному делу. Таким образом, и следователя, и адвоката будут интересовать:

  •  
    Специфика личности конкретного человека;
  •  
    Его психологические особенности;
  •  
    Логика событий, основанная на вероятностной модели поведения данного человека. 
    Однако угол зрения будет различаться. Следователя, занятого поиском ответа на вопрос: «Что?», будет интересовать объективная достоверность событий. Адвоката – субъективная обоснованность и ответ на вопрос: «Почему?». Следовательно, задача консультанта заключается в воссоздании субъективной логики поведения человека в исследуемых объективных обстоятельствах.

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __9__.

1. Цель психологического консультирования  в русле экзистенциальной терапии.

Оказываемая помощь нацелена на поиск собственного направления в жизни с использованием инсайтов. Процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека и его общего отношения к жизни.

Таким образом, основное внимание сконцентрировано на жизни как таковой, а не на личности. Цель — помочь людям в развитии и усилении их способности отвечать требованиям жизни.    

      В результате некоторые клиенты могут сами прийти к заключению о том, что им нужно немного измениться, или не делать этого вовсе, поскольку сама по себе жизнь начинает значить для них очень многое. Другие, напротив, совершат некоторые разумные перемены, поскольку обнаружат, что живут не так, как им хотелось бы. Часто клиенты освобождаются от прежних симптомов несчастья в процессе того, как делают свои открытия. Но все же работа направлена не на это. Цель экзистенциальной работы в том, чтобы в процессе жизни давать человеку больше знания и свободы. Изучение проблем жизни при столкновении с ними лицом к лицу, трудностей, огорчений, разочарований и кризисов бытия — вот в чем идет речь.

2. Вербальное и невербальное  поведение консультанта.

К вербальным действиям относятся сообщения, которые показывают желание понять или обсудить то, что является значимым для клиента (Cormier & Cormier, 1998). Такие проявления поведения (которые включают зондирование, уточняющие вопросы, переформулировку сказанного клиентом и подведение эмоциональных итогов) показывают, что консультант сосредоточивается на личности клиента. Не менее важным является невербальное поведение консультанта. Согласно Меграбяну (Mehrabian, 1970), физические проявления внимательности, такие как улыбки, наклон в сторону собеседника, зрительный контакт, жестикуляция, кивки, являются эффективными невербальными способами сообщения клиенту о том, что консультант заинтересован им и открыт для него.

Слишком сильные проявления симпатии или чрезмерное сближение являются нежелательными, поскольку для клиента это может быть пугающим, а подчеркнутая отстраненность, сохранение дистанции может быть истолковано как признак незаинтересованности консультанта. Консультант должен найти среднее расстояние, которое является удобным для обеих сторон

Хороший визуальный контакт в большинстве случаев является признаком того, что консультант настроен на клиента. Однако для некоторых клиентов предпочтителен меньший зрительный контакт 

Консультант должен чувствовать себя комфортно.

Последний из невербальных приемов в списке Окунь, случайное касание, является умышленно (politically) чувствительным и несколько спорным. Хотя Уиллисон и Массон (Willison & Masson, 1986) (в согласии с Окунь) показали, что человеческое прикосновение может иметь терапевтический эффект в консультировании, Элин (Alyn, 1988) обращает внимание на то, что «широкий диапазон индивидуальных мотивов, интерпретаций и ответных реакций на прикосновение делают его чрезвычайно неясным и, возможно, опасным способом связи в терапии» (р. 433). В качестве общего принципа консультирования Юнг (Young, 1998) предлагает использовать касание только в соответствующих случаях, применяя его кратко ц экономно, и только для того, чтобы передать заинтересованность.

3. Консультирование обсессивных  личностей.

Обсессивная личность обычно обращается за помощью не вследствие специфических проблем, а в силу напряжения и тревожности в межличностных отношениях или семейной жизни. Обсессивно-компульсивные симптомы могут составлять лишь незначительную часть жалоб такого клиента.

Консультанту необходимо разобраться в особенностях обсессивной личности, чтобы избежать ошибок в работе с обсессивными клиентами и понимать собственные реакции при встречах с ними.

При первом варианте защитной реакции обсессивная личность проявляет тенденцию к конформизму. Она выбирает зависимость от человека, способного указать, как жить. Первенство, следовательно, отводится безопасности, а не удовлетворению жизнью. Такой клиент обычно подчиняется консультанту и легко соглашается со всеми его предложениями. Он постоянно выражает консультанту благодарность за помощь и переживает из-за того, что может доставлять ему неудобства.

Другим вариантом неудачного самоконтроля, как упоминалось, является склонность к доминированию, придирчивая критичность. Человек становится трудно уживчивым, особенно в семье. Невозможность полностью контролировать других людей возбуждает злость, которая в межличностных отношениях проявляется как иррациональная тирания. В консультировании обсессивная личность этого типа использует в качестве самозащиты нападение

Консультант испытывает прямую угрозу своей профессиональной компетентности и обычно сердится. Однако опытный консультант понимает психологическую реальность, скрывающуюся за такими действиями. Клиент не стремится оскорбить консультанта, а пытается таким способом взять под контроль свою тревожность и защититься от помощи, которая может представлять для него не меньшую опасность, чем его проблемы.

Для обсессивного стиля характерно использование средств общения для разрушения общения. Немало обсессивных клиентов в консультировании участвуют лишь физически, а психологически самоустраняются. Клиент смотрит куда-то в сторону, еле слышно говорит, рассеянно слушает. Такое поведение фрустрирует консультанта, как и молчание, которое клиент тоже использует для уклонения от решения своих проблем. В подобных случаях консультант может довольно утонченно выражать враждебность, например посредством вопроса: "Вам нечего мне сказать?" Иногда консультанты задают вопрос: "О чем Вы думаете, когда молчите?" Это может приблизить к эмоциональной сфере обсессивного клиента, бесконечно трудно досягаемой.

Обсессивная личность изо всех сил старается не говорить о своих эмоциональных проблемах. Она прилагает огромные усилия, чтобы скрыть эмоциональные трудности, но таким образом только демонстрирует их. Клиент постоянно старается контролировать консультативную беседу, чтобы избежать эмоционального контакта с консультантом. Поэтому беседа становится волнообразной — как только консультант пытается продвинуться вглубь, клиент стремится выкрутиться и превратить его намерения в ничто. Когда консультант чувствует, что перед его носом захлопывается дверь, значит он приблизился к самым существенным проблемам клиента. Уклонение от погружения в свой внутренний мир проявляется в склонности к интеллектуализации. Объяснения и интерпретации консультанта обсессивный клиент воспринимает головой, а не сердцем. Он многословен не в целях более точного выражения чувств, а для отмежевания от них.

При работе с обсессивными клиентами у консультанта двойная задача (Storr, 1980). Во-первых, он должен помочь клиенту выразить побуждения, от которых тот защищается. Во-вторых, сам консультант должен быть человеком, пригодным для экспериментирования, чтобы клиент мог потренироваться в завязывании свободных от субординации отношений. Если реакции консультанта на обсессивную личность адекватны, психологической защитой клиента выступает злость. Такую ответную реакцию следует рассматривать не как следствие своей ошибки, а скорее как признак прогресса в работе. Консультанту не надо заглаживать отношения со злящимся клиентом. Наоборот, необходимо позволить ему выразить скрытые чувства. Не следует поощрять желание клиента немедленно подавить злость. Реальное консультирование может начаться лишь тогда, когда мы будем шаг за шагом связывать злость клиента с побудившими ее причинами и отыщем подоплеку специфичного стиля его отношений с другими людьми. В этом заключается шанс хоть немного освободить обсессивного клиента от бремени невыраженных эмоций.

Информация о работе Шпаргалка по "Психоконсультированию"