Шпаргалка по "Психоконсультированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 03:22, шпаргалка

Краткое описание

Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Психоконсультирование.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

4. Грамотное юридическое  обоснование проводимой работы. Это заключается, прежде всего, в том, что в соответствии с существующим на сегодняшний день законодательством и нормативными актами, психолог может заниматься консультированием, психологической коррекцией, но не психотерапией, которой в настоящее время может заниматься только врач. Поэтому психолог не может называть свою работу психотерапией, он не должен осуществлять серьезное психотерапевтическое вмешательство, и он должен отклонять от работы с ним пациентов с психиатрическими проблемами, то есть он должен работать с людьми психически здоровыми в медицинском смысле (что. в свою очередь, требует знакомства с психиатрией для выделения подобного рода клиентов и отклонения работы с ними).

5. Психолог - консультант  должен сам периодически проходить терапию по своим проблемам, быть консультируемым, получать супервизирование своей работы от специалистов более высокой квалификации, участвовать в тренингах личностного роста. Решение собственных проблем является залогом успешной помощи другим в решении аналогичных проблем. Если собственная личностная проблема консультанта не решена, высока вероятность того, что клиенту с подобной же проблемой он помочь не сможет.

Этапы процесса консультирования.

Перед началом работы, когда клиент (взрослый, ребенок) предъявляет свою проблему, важно определить, относится ли она к области профессиональной компетентности психолога. Прежде всего - отделить медицинский аспект от личностного. Возможно, что проблема, которую испытывает ребенок или взрослый, зависит от состояния его здоровья.

Например, для детей дошкольного возраста чрезвычайно типично иметь проблемы в поведении, эмоциональных реакциях, обучаемости, связанные с последствиями родовой травмы. Эти проблемы встречаются и у школьников, даже у детей в старших классах. Поэтому психолог нуждается в знании проявлений последствий родовой травмы. Родителям такого ребенка он должен рекомендовать провести медицинское обследование и при необходимости - курс лечения. Только в параллель медицинской помощи здесь имеет смысл давать психологические рекомендации по личностному и интеллектуальному развитию ребенка.

Неуспешность в обучении может быть также связана с частыми простудными заболеваниями, плохим зрением и т.п. Важно выяснять, есть ли серьезные проблемы со здоровьем у ребенка или взрослого, и принимать это во внимание в работе.

Решая вопрос о соответствии проблемы области своей профессиональной компетентности, психолог может рекомендовать клиенту обратиться к другому консультанту, имеющему необходимый опыт в этой области, либо к психиатру, во всяком случае, отказаться от такой работы. Иногда для решения этого вопроса психолог может воспользоваться услугами супервизора или консультанта более высокой квалификации.

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __2__.

1. Сферы применения психологического консультирования.

Широкая сфера применения с почти не ограниченной сферой проблем. Психологическое консультирование используется как в индивидуальной практике, так и в образовании, менеджменте, промышленности, силовых структурах и т.д. 

Основные сферы профессиональной деятельности психолога-консультанта:

  • психология личности: психологическое консультирование, диагностика, психокоррекция, реабилитация, работа с кризисами, психотерапия, личностный рост
  • психология организации и управление персоналом: диагностика, экспертная оценка внутригрупповых отношений, профотбор, разрешение конфликтов, карьерный и личностный рост организационный консалтинг
  • психология семьи: диагностика, коррекция супружеских и детско-родительских отношений, консультирование детей и подростков, работа с семейной историей

 

2. Перефразирование и обобщение  как техника психологического  консультирования.

Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. По данным Hill (1980), это наиболее широко используемая техника консультирования независимо от теоретической ориентации консультанта.

Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы. Однако, с другой стороны, оно недостаточно углубляет беседу, Ivey (1971) выделяет три основные цели перефразирования:

  • показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;
  • выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;
  • проверить правильность понимания мыслей клиента.

При перефразировании надо помнить три простых правила:

  1. Перефразируется основная мысль клиента.
  2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.
  3. Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.

Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел сказать.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа, Ivey (1971) указывает ситуации, в которых чаще всего используется обобщение:

  • когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами;
  • когда клиент говорит очень долго и запутанно;
  • когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы;
  • при стремлении придать некое направление беседе;

в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи

3. Психологическое консультирование по проблемам семьи и брака.

Семейное консультирование—термин, применяемый вотноше-нии попыток помочьобоим супругам, мужу и жене, врешении проблем семейных отношений. Семейная психотерапия, напротив, фокусируется на стремлен и и помочь каждому из партнеров. Междисциплинарное сотрудничество исключительно важно для этой области психологического консультирования. К примеру, возможно взаимовыгодное сотрудничество адвокатов и психологов в решении семейных проблем клиентов. Также участвовать в оказании психологической помощи могут гинекологи, священники, психиатры. Консультанты помогают клиенту решить проблемы, возникающие перед вступлением в брак, осуществить правильный выбор партнера, развить зрелый взгляд на любовь и сексуальные отношения, психологически подготовиться к заключению брачного союза.

Когда брак заключен, могут возникнуть проблемы двух типов: касающиеся личностной коррекции супругов и касающиеся самого брака.

Специфические проблемы коррекции личности в браке

Существует несколько серьезных характерологических проблем, которые очень часто сильно усугубляются в браке. К этим проблемам относятся алкоголизм, пристрастие к азартным играм, одержимость ревностью, хронические жалобы, нытье и жестокий нрав. Моралистические увещевания, обращенные к такому человеку, не помогают. В большинстве случаев требуется проведение индивидуальной терапии соответствующей направленности.

Добавим, что партнер клиента с подобными проблемами может быть решающим фактором для исхода терапии. «Невиновный» партнер старается понять свой необычный выбор, динамику своих реакций насимптомы, которые проявляет его партнер в настоящий момент, осознать, как он усугубляет его проблему и, наконец, как он может реально помочь своему партнеру.

Специфические зоны конфликтов в семейных отношениях

С нашей стороны было бы неразумным и самонадеянным предлагать определенные решения проблем, которые обычно возникают в браке. Однако практикующий консультант должен быть осведомлен об этих проблемах, он должен знать, какие вопросы следует задать своим клиентам. В следующем списке перечислены вопросы, по которым супругами должен быть достигнут определенный консенсус. Следует, однако, помнить, что разногласия между супругами —это лишьсимптом плохих взаимоотношений, и прежде чем обратиться к этим отношениям, терапевт должен проработать с клиентом еголичные конфликты, имеющие отношение к проблеме.

Финансы. Является ли неспособность добиться согласия по финансовым вопросам ширмой для более серьезных расхождений? Кто из партнеров (или речь идет о них обоих) проявляет незрелость в распоряжении финансами? Являются ли финансовые затруднения симптомом общей незрелости? Какоезначение придает деньгам ваш клиент и его партнер?

Социальная жизнь. Преследуют ли оба партнера различные социальные цели? Различаются ли их социальные темпераменты? Ощущает ли один из партнеров, что другой недостаточно понимает его социальные потребности? Существует ли у клиента базовая неудовлетворенность требованиями, предъявляемыми ему семейной жизнью вообще и данным браком в частности?

Отношения «отцов и детей». Существует ли базовое несогласие по вопросам дисциплины? Существует ли у кого-нибудь из партнеров искаженная идея дисциплины? Существуетли у кого-нибудь из родителей чрезмерная идентификация с ребенком или детьми? Испытывает л и один из партнеров ревность из-за близости, существующей между другим партнером и ребенком? Проявляется ли в проблемах отцов и детей вытесненная враждебность? Находитли недовольство ответственностью, налагаемой жизнью в браке, выход в проблемах отцов и детей?

Религиозные и жизненные ценности. Не служат ли религиозные различия ширмой для других различий? Почему заключили брак эти люди? Почему эта пара испытывает трудности, связанные с различиями, которые не представляли проблемы перед вступлением в брак? Что значит религия для каждого из партнеров? Старались ли супруги по-настоящему разрешить проблему религиозных различий? Насколько важны были религиозные и другие жизненные ценности для клиентов в детстве?

Родственники супруга. Представляют ли проблему родственники супруга или отношение клиента к ним? Если у супругов нет согласия врешении этой проблемы, присутствует л и оно вреше-нии других проблем? Жалуется ли клиент на родственников супруга, потому что проблематичны его отношения с собственными родителями? Является ли человек достаточно зрелым, чтобы отстаивать собственную независимость?

Семейный треугольник. Почему клиент обеспокоен тем, что у его супруга близкие отношения с кем-то из членов семьи? Суще-ствовалали когда-нибудь близость в этом браке? Является л и клиент собственником? Выражает ли супруг клиента свою враждебность посредством чрезмерной привязанности к другому члену семьи?

Внебрачные отношения. Почему клиенту не удалось построить семейные отношения, которые бы отвечали потребностям его партнера? Он проявляет чрезмерную враждебность или чрезмерную снисходительность в отношениях с супругом? Заинтересован ли клиент в восстановлении семейных отношений? Не играетли клиент роль мученика? Если сам клиент выступает в роли «заблудшей овцы», не проявляет ли он чрезмерного раскаяния или чрезмерной дерзости? Какие потребности стремился он удовлетворить во внебрачных отношениях? Какого партнера он выбрал для этих отношений и почему?

Загруженность работой. Почему загруженность работой угрожает браку? Испытываютли оба партнера или один из них чувство обиды или стыда, связанное с престижностью его работы или получаемым доходом? Действительно ли работа занимает так много времени или помогает уйти из дома? Какие экономические задачи ставила перед собой эта пара в начале супружеской жизни? Не завидует ли жена карьере мужа?

Неадекватная самоактуализация. Действительно ли клиент раздавлен чувством ответственности и различными требованиями, предъявляемыми браком? Он действительно пытается помочь себе или надеется на чудесное решение всех проблем? Готов ли этот клиент нести ответственность, налагаемую семейной жизнью? Существуют ли иные формы реализации творческой активности, которые можно предложить клиенту? Не пытается ли клиент просто ускользнуть от брака?

Разный культурный уровень. Какую роль играл бунт против семьи при выборе партнера? Не наслаждается ли один из партнеров ощущением заведомого превосходства? Что общего есть у этой пары? Неслужатли культурные различия прикрытием более глубокой неудовлетворенности?

Следует, конечно, подчеркнуть, что консультант не должен задавать эти вопросы клиентам напрямую. Скорее, он должен иметь их в виду, чтобы лучше понять, что стоит за проблемами его клиента. Здесь следует вновь вспомнить о важности периодического анализирования консультантом собственных реакций на проблемы клиента. Консультант не должен считать собственные стандарты поведения подходящими для клиента.

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __3__.

1. Определение понятия «психологическое  консультирование». Основные задачи. (см. 1 билет, 1 вопрос)

2. Отражение чувств как техника  психологического консультирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Психоконсультированию"