Функции общения в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 18:02, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть основные функции общения и выявить их значимость для человека.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
 рассмотреть понятие «общение» и раскрыть его сущность;
 выявить структуру общения;
 проанализировать основные функции общения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и сущность общения………………………………………
1.1. Определение термина «общение»………………………………………
1.2. Структура общения……………………………………………………...
Глава 2. Функции общения в жизни человека……………………………….
2.1. Социальные функции общения…………………………………………
2.2. Психологические функции общения……………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиография…………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

конт раб по деловому общению.docx

— 43.97 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                   Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………  

Глава 1.  Понятие и сущность общения……………………………………… 

    1. Определение термина «общение»………………………………………    
    2. Структура общения……………………………………………………...        

Глава 2.  Функции общения в жизни человека……………………………….

2.1.    Социальные функции общения…………………………………………

2.2.  Психологические функции общения……………………………………         

 Заключение……………………………………………………………………… 

 Библиография…………………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

 

    Человеческое общение — многогранный процесс, изучаемый философией, социологией, общей и социальной психологией, лингвистикой и другими науками.

     С точки зрения этики, общение — это одна из форм человеческого взаимодействия, в процессе которого люди не только формируют свои представления о мире, но и вырабатывают взаимопонимание, совместные решения.

    В социально-психологическом  плане общение — это одновременно  и обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями, это  и обращение индивида к самому  себе, к собственной душе, совести, мечтам. Это процесс воспитания  и самовоспитания, форма творчества, помогающая выявлять и развивать  лучшие стороны личности.

  Также, общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером.      

   Деловое общение – это необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких - на его деятельности.

   Поэтому, проблемы общения, то есть взаимодействия между людьми всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований многих психологов: Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Л.С.Рубинштейн, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

   Ведь, ни для кого не секрет, что в жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения, поэтому такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы. Общение – это средство удовлетворения разнообразных потребностей человека: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. В связи с чем, мы можем говорить о том, что по своему значению общение очень многофункционально, каждая  функция которого тесно взаимосвязана с другой. Но, главной функцией все же, остается передача информации, собственно, и для этого и нужно человеку общение.

        Данная актуальность определяет цель моей работы: рассмотреть основные функции общения и выявить их значимость для человека.

 

 

  В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие «общение» и раскрыть его сущность;
  • выявить структуру общения;
  • проанализировать основные функции общения

  Структура контрольной работы состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и библиографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Глава 1. Понятие и сущность общения в повседневной жизни

 

                        1.1. Определение термина «общение»

 

   Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

   Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

    В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства

[7 с. 12]. 

    Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

    Цель общения – отвечает на вопрос «ради чего человек вступает в процесс общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

   Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

    Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

   Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               1.2. Структура общения

 

   Структура общения состоит из трех взаимосвязанных между собой сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной [1 с. 45]. 

  Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

  1. Коммуникативная сторона общения.

    Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А, это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена [4 с. 71]. 

    Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. То есть «все должны говорить на одном языке».

    В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

    Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

    Средства коммуникации. Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

     Вербальная – использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание».

    «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

    Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов [2 с. 105]. 

Модель такова:

Кто? (передает сообщение)           –   Коммуникатор

Что? (передается)                            –   Сообщение (текст)

Как? (осуществляется передача)    –   Канал

Кому? (направлено сообщение)     –  Аудитория

С каким эффектом?                         –  Эффективность.

    Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

 

 

 

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

  • Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)
    • Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

     Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:  коммуникативные (заменяющие речь), описательные (их смысл понятен только при словах), жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

     Мимика – это движение мышц лица.

     Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

     Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд [9]. 

  1. Интерактивная сторона общения.

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

     Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция [1 с. 83].  Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

  1. Перцептивная сторона общения.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

     Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

               Глава 2.  Функции общения в жизни человека

 

                         2.1.  Социальные функции общения

 

     Признание самодостаточности и самоценности общения предполагает более широкий взгляд на функции общения, предполагающий не только обеспечение деятельности, но как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других [7 с. 40]. 

     Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

Информация о работе Функции общения в жизни человека