Функции эмоций в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Роль эмоций в познавательной деятельности.
Взаимодействие эмоции и деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть функции эмоций в жизни человека. Изучить эмоции как особый класс психических процессов в теории общей психологии.
2.Сравнить различные подходы, особенности изучения разных исследователей в области эмоциональных процессов влияющих на деятельность человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Word.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)


 

 

  1. Введение 

Роль  эмоций в жизни человека огромна. С помощью эмоций мы можем показать свое настроение, состояние души. Ведь эмоции это порождение нашего подсознания. Все переживания находящиеся в нашем подсознании проявляются в эмоциях.

Эмоции  не подвластны нашему сознанию .Человек не может силой собственного сознания поменять свое эмоциональное состояние с позитивного на негативное и наоборот, в зависимости от ситуации.                                                                                                                                 Те события нашей жизни, будь то отрицательные или положительные, которые сопровождались более глубоким эмоциональным переживанием, сильнее закрепляются в нашей памяти. Через эмоции человек вражает свои чувства. Они влияют на взаимоотношения людей. А также являются дополнительным средством комуникации. Благодаря эмоциям мы можем безошибочно определить настроение своего собеседника его самочувствие не прибегая к использованию речи. Также адекватное восприетие эмоций при решении проблем профессионального характера в межличностном общении очень важно. Например определение личных качеств и характеристика потенциального работника в условиях повышеной опасности.                                                                                 Эмоции воздействуют на тело и разум человека. Они влияют практически на все аспекты существования. Эмоциональное состояние влияет на здоровье человека, на изменение в центральной нервной системе, дыхании, мышечной системе и др. Под влиянием эмоций меняется выражение глаз, цвет лица. Эмоции могут, как улучшить деятельность человека, так и дезорганизовать ее.                                                                                                           Эмоциональное состояние может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и от поступков, от впечатлений прослушанной музыки, просмотренного спектакля.                                                                                              Эмоции делятся по характеру направленности на положительные и отрицательные.                                                                                                           Любая начатая нами деятельность в той или иной мере сопровождается эмоциями. В ряде случаев эмоциональное состояние зависит от результата нашей деятельности. И результат в свою очередь сопровождается чередой эмоций. Таким образом, связь между эмоциями и деятельностью взаимна.  

Эмоциональные переживания занимают очень большое  место в деятельности человека. Между мотивом и реализацией этого мотива в деятельность всегда возникает какое-то эмоциональное переживание. Эмоции следуют за актуальностью мотивов.  

Эмоции  влияют на ход деятельности. Они  являются побуждением к деятельности. Отечественные психологи такие как: А.Н. Леонтьев,                      С.Л. Рубинштейн, вывели ряд особенно важных моментов в отношении зависимости эмоций от характера деятельности человека, о роли эмоций в деятельности.

А.Н. Леонтьев указывал на связь эмоций с мотивами деятельности. Он подчеркнул, что эмоции не только соответствуют той или иной деятельности в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности , ее мотивам.

С.Л. Рубинштейн писал, что эмоции являются субъективной формой существования  мотивации потребностей: «Выступая в качестве проявления потребности, - в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности... Возникая в деятельности индивида потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждением к деятельности».

Противоречия, связанные с исследованиями эмоциональных  процессов возникают до сих пор. Отечественные и зарубежные психологи  задавались множеством вопросов, какие психические явления можно отнести к эмоциональным, какова роль эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности и др.

Эмоции  не просто осознаются, осмысливаются, но и переживаются человеком. Они  определяются субъективным отношением человека к окружающему миру. Так  можно ли вообще методом систематических  исследований обнаружить объективную закономерность, постоянство. Лабораторные изучения не решают проблем связанных с межличностными отношениями, развитием личности , практической деятельности человека. Поэтому единого и точного определения эмоции нет.

Объект исследования: Функции эмоций. Эмоции как психический процесс.

Предмет исследования: влияние эмоций на деятельность человека.

Цель исследования:

Роль эмоций в познавательной деятельности.

Взаимодействие  эмоции и деятельности.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть функции  эмоций в жизни человека. Изучить эмоции как особый класс психических процессов в теории общей психологии.

2.Сравнить различные подходы, особенности изучения разных исследователей в области эмоциональных процессов влияющих на деятельность человека.

Методы исследования: анализ психологической литературы по проблеме исследований, согласно целям  и поставленным задачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции эмоций в жизни человека.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений.  Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при  помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.                                                                                                                                                                                Издревле психологи и философы особое внимание уделяли изучению познавательных и волевых процессов. Такие психологические процессы как чувства и  эмоции отчасти волновали их умы и скорее были уделом  искусства музыки  или поэзии. В наши дни ситуация сильно изменилась. И сейчас проблемой чувств и эмоций занимаются многие научные коллективы.  Итак зачем же нам нужны эмоции. Каковы их функции, какую они играют роль в жизни и деятельности человека. Эмоции представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживаний.  Эмоции отличаются от чувств тем, что они возникают в ответ на конкретную ситуацию, подобно вспышке, а чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством.         Эмоции помогают нам ориентироваться в жизни, оценивать предметы и явления.  Описывая эмоции, можно расположить их  в соответствии с их свойствами.  В зависимости от их положительной или отрицательной окраски, группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, спокойствие и волнение, радость и печаль и т.д. Первые как отмечает Хебб, желанны для субъекта, он к ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств.     Эмоции обладают самостоятельной ценностью для личности. Они важны сами по себе. У нас есть потребность в эмоциональных переживаниях. Но для эмоционального насыщения в нашей жизни должны быть как положительные эмоции (радость, счастье) так и отрицательные эмоции (печаль, разочарование). Ведь без перенесенных негативных эмоций в полной мере не ощутить радости и счастья. Эмоциям присуща амбивалентность - это когда положительные и отрицательные эмоции сливаются воедино.          Эмоции делают нашу жизнь ярче, определяют степень активности мышления. От них зависит наше отношение к людям, событиям, задачам поставленным жизнью, оценка своих поступков, действий. Эмоции влияют также на функции органов, следовательно, сказываются на нашем здоровье. От эмоционального состояния зависит производительность труда. От пессимистически настроенных работников, как правило, нельзя ожидать ярких идей, смелых мыслей по сравнению с более активными сотрудниками. Способность понять эмоциональное состояние другого человека нередко приводят к конфликтным ситуациям, как в рабочей, так и в семейной сфере. Знание человеческих эмоций полезно каждому человеку в любой профессиональной отрасли, педагогу, руководителю, военному и воспитателю и т.д.            На характер наших эмоций влияют не только внешние факторы нашей жизни (материальные), но и внутренние (переживания). Эмоции помогают преодолеть трудности, пережить неудачи и добиться решений поставленных задач.              У человека эмоции могут обуславливать не только события, происходящие в настоящее время, но и воспоминание. При этом вспоминаются обычно именно те события, которые сопровождались  особенно яркими эмоциями положительного или отрицательного характера. Если попробовать вспомнить, как мы жили 5 или 10 лет назад, в памяти всплывает лишь череда событий, печальных или радостных, приятных или горестных, большая же часть прожитых дней, во время которых жизнь проходила по обычному стереотипу, в памяти представиться как монотонный фон. Это позволяет говорить о том, что яркие чувства и эмоции долго сохраняются в памяти и запоминаются лучше.  Так как отрезки времени, когда в нашей жизни не было ничего нового, ничего значительного, волнующего, почти не оставляют в памяти заметного следа, они представляются скоротечными, и подчас смысл жизни , лишенной радости и бед становиться человеку неясным, при подведении итога прожитых лет у него возникает чувство сожаления о потерянном времени.  Может быть поэтому людям свойственно стремление насыщать жизнь эмоциями и все интересное , захватывающее представляется им притягательным.    Нельзя себе представить человека полностью лишенного эмоций. Человека, не имеющего желаний, не познавшего чувств. Человека лишенного удовольствий. Как писал П.К. Анохин «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения» без эмоций, без страстей человек обречен на пассивность. Положительные эмоции это цель. Отрицательные эмоции – это стимул к активной деятельности направленной на достижение этой цели.  Эмоциональное состояние, не получившее исхода в соответствующих действиях, иногда замещаются эмоциональными состояниями, связанными с другой деятельностью. Так неудача в одной деятельности, компенсируется успехом в другой. Одной из закономерностей эмоций является их переключаемость. Успешность переключения зависит от того, насколько велика значимость нового объекта.                                                                            Эмоции  являются средством коммуникации. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, не прибегая к речи, можем судить о состояниях друг друга, настраиваться на совместную деятельность.      Рассмотрим функции эмоций.

Организующая функция. Организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности. Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта). Отрицательные эмоции дезорганизуют ту деятельность, которая приводит к их возникновению, но способны организовывать действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Оценочная функция. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент.       Регуляторная функция. Способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся – неудавшиеся действия, которые их возбудили. Биологическая теория П.К. Анохина, как и теория Дарвина, подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Согласно этой теории, в поведении живых существ условно можно выделить две основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадий сопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая, в основном, — негативной окраски, вторая, напротив, позитивной. Действительно, удовлетворение потребности, как правило, связано с чувством удовольствия. Неудовлетворенная потребность всегда является источником дискомфорта. Таким образом, с биологической точки зрения эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс адаптации организма к среде в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов для его жизни.

Итак, суть биологической теории состоит  в следующем: положительное эмоциональное  состояние (например, удовлетворение какой-либо потребности) возникает лишь в том  случае, если обратная информация от результатов  совершенного действия точно совпадает с ожидаемым результатом, т.е. акцептором действия. Таким образом, эмоция удовлетворения закрепляет правильность любого поведенческого акта в том случае, если его результат достигает цели, т.е. приносит пользу, обеспечивая приспособление. Напротив, несовпадение получаемого результата с ожиданиями немедленно ведет к беспокойству и поиску, который может обеспечить достижение требуемого результата, и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. С точки зрения Анохина, во всех эмоциях, начиная от грубых низших и заканчивая высшими, социально обусловленными, используется одна и та же физиологическая архитектура

Предвосхищающая функция. Прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий. Предвосхищения: сигналы боли, сильной и продолжительной депривации, вызывающие страх, сигналы возможного неудовлетворения потребности, вызывающие гнев; сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие надежду; сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающие любопытство. Один и тот же сигнал может вызывать различные эмоциональные реакции в зависимости от того, с какой потребностью он связан, и от возможностей адекватного реагирования человека.

Экспрессивно-коммуникативная  функция. Способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей. Благодаря эмоциям мы можем лучше понимать друг друга, можем, не используя речь, сигнализировать об опасностях, сообщать друг другу о своих состояниях (при помощи мимики и жестов). Об этом свидетельствует, то, что люди, относящиеся к разным культурам, способны практически безошибочно по выражению лица понять и оценить состояние друг друга, какую эмоцию он в данный момент испытывает: гнев, радость, отвращение или страх. Это помогает взаимопониманию при общении двух индивидов. Эмоции также являются дополнительным средством коммуникации. Это видно из того, что когда человек, к примеру, не может убедить своего собеседника логическими доводами, он повышает голос, то есть усиливает экспрессивное воздействие. Бесспорно, повышение голоса увеличивает воздействие на человека, однако, надо учитывать и то, что это может являться своеобразным способом разрядки, снятие эмоционального напряжения, которое может быть следствием досады, злости, раздражения человека. Именно мимические и пантомимические движения являются средством передачи информации об отношении к явлениям окружающей действительности.    Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознаётся ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%) . Если сравнить у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определённую схожесть, в то время как другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается, прежде всего, в преобладающем настроении. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним, у одних людей преобладает повышенное, бодрое, весёлое настроение, а у других – пониженное, подавленное, грустное. У третьих же – капризное, раздражительное. Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди, попав в ту или иную жизненную ситуацию, не столько чувствуют, сколько осознают её умом. Несмотря на эволюционное появление речи, коммуникативная функция эмоции не потеряла своей актуальности и значимости. Эмоциональная экспрессия остается одним из главных факторов, обеспечивающих невербальную коммуникацию. Важность этой функции эмоции видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта, а повышают в должности, опираясь на эмоциональный коэффициент, характеризующий способность человека к эмоциональному общению .

Информация о работе Функции эмоций в жизни человека