Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:34, контрольная работа

Краткое описание

Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения. По терминологии А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности они равнозначны операциям. Это те операции, с помощью которых строятся действия общения и вносится вклад во взаимодействие людей друг с другом. Выделяются три основные категории средств общения, с помощью которых оно осуществляется: экспрессивно-мимические, предметно-действеные и речевые средства общения. Каждая категория средств общения имеет свои специфические возможности, определяющие ее функции и роль в общении.

Содержание

1. Охарактеризуйте вербальные средства общения.
2. Виды барьеров коммуникации.
3. Барьеры в деловой коммуникации.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. работа по психологии.docx

— 56.61 Кб (Скачать файл)

    Концепция изменения личности Гендлина (Gendlin E. Т.) дает определенную основу для таких  ожиданий и предположений и разъясняет характер процесса слушания подобного  рода. Его работы проливают свет на «объект» слушания, но не на то, что  именно прослушал индивид, а на природу  тех личностных процессов, которые  стимулируются подобным способом. Согласно Гендлину, «bodily felt sense» (телесное чувствование) является основным материалом личности. Это телесное чувствование является более полным, чем то, что человек  воспринимает сознательно. Оно включает в себя все то, что ощущает человек  в данный момент, даже если это неясно и сублимировано. «Bodily felt sense» говорящего является постоянно изменяющимся, а  не статичным объектом, которому внимает  слушающий. Рефлексивное слушание включает перспективу взаимодействия, позволяющего другому собеседнику испытать и почувствовать свою способность решать проблемы, идентифицируя собственную часть вклада, вносимую им в создание межличностных трудностей, укрепляя при этом самоуважение и не преуменьшая значения собственных переживаний и потребностей. Взаимоотношения, которые включают компоненты оценки, диагностики и совета, продуцируют, как правило, противоположный эффект, т. е. останавливают описанные выше процессы. Работы Гендлина содержат гипотезу, согласно которой слушающий помогает другому в личностном плане, позволяет эмоционально раскрыться в сторону приобретения дальнейшего внутреннего опыта и таким образом стимулирует процессы изменения, а не фиксации опыта.         

    Термин  «Рефлексивное слушание» является не самой удачной метафорой, поскольку в полной мере не описывает процесса понимания и вхождения в контакт с другим человеком. Если в процессе взаимодействия возникает эмпатия, то это следует рассматривать в качестве события, в центре которого находится зарождение интимных взаимоотношений.

3. Деловая коммуникация.

Деловая коммуникация — является самым массовым видом общения людей в социуме (обществе).

Культура  деловой коммуникации содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношений) эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательными, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимания.

Специфической особенностью деловой коммуникации является её регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

Эти правила  определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными  целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.

В зависимости  от различных признаков деловая коммуникация делится на:

  • устную — письменную (с точки зрения формы речи);
  • диалогическую — монологическую (с точки зрения однонаправленности/ двунаправленности речи между говорящим и слушающим);
  • межличностную — публичную (с точки зрения количества участников);
  • непосредственную — опосредованную (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата);
  • контактную — дистантную (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).

Деловая коммуникация существует в двух формах: письменной и устной.

Письменная  деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения — контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов.

Устная  деловая речь, в которой реализуется диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т. п.

Однако  деловая коммуникация может трактоваться и в более узком смысле — как деятельность, предполагающая достижение определенных интересов, целей в профессиональной сфере бизнеса.

Деловая коммуникация всегда возникает в определенном контексте и оказывается зависимой от него. Конкретная ситуация, в том числе и количество участников, характер поставленных целей, уровни взаимодействия с реципиентами, наделяет ее характерными особенностями, позволяющими выделить несколько форм проявления деловой коммуникации. К ним относятся: деловая беседа, деловое совещание, деловое публичное выступление, или презентация. Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа.

Значительную  роль в деловой коммуникации играет внешность, так как визуальный контакт во многом формирует первоначальную оценку собеседника. Одежда может передавать информацию о социальном статусе человека, его личностных характеристиках, самооценке.

Существенным  фактором деловой коммуникации является расклад интересов и целей, преследуемых собеседниками, который часто приводит к конфликту и необходимости его разрешения. Ключом разрешения конфликта интересов становится убеждение, осуществляемое разными средствами на разных уровнях.

Виды  коммуникативных  барьеров в деловом  общении

Факторы, которые служат причиной непонимания  собеседников, и, как следствие, могут  создавать предпосылки их конфликтного поведения, называют барьерами общения.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации. В современной социальной психологии выделяют разные типы коммуникативных  барьеров. 
 
 
 

Выделяют три формы барьеров:

1) барьеры  понимания:

фонетический  барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);

стилистический  барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению);

семантический барьер (различие в системах значений слов);

логический  барьер (сложна и непонятна или неправильная логика рассуждений, доказательств);

2) барьеры  социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные  различия, приводящие к разной  интерпретации понятий, употребляемых  в процессе общения);

3) барьеры  отношения (неприязнь, недоверие  к коммуникатору, которое распространяется  и на передаваемую им информацию).

Самым простым примером фонетического  барьера является непонимание двух человек, говорящих на разных языках. Фонетический барьер может возникнуть и между людьми, говорящими на одном  языке, но имеющими разный уровень развития и овладения речью.

Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного. Семантический барьер может возникать  между людьми, являющимися носителями различных субкультур внутри господствующей культуры, они определяют стиль жизни  и мышления ее носителей. Субкультуры  отличаются по своим обычаям, нормам, ценностям и различным формам социального контроля.

Стилистический  барьер определяется разностью стиля  подачи информации, т.е. разными приемами использования средств языка  для выражения мыслей. Можно говорить об экспрессивном стиле, характеризующемся  эмоциональностью, экзальтированностью, жестикуляцией, богатыми голосовыми вариациями и восторженными оценками. О логическом стиле, проявляющемся в последовательности, доказательности, подборе фактов, обстоятельности  выражений и точной терминологии. Стили определяются обычно функциональной асимметрией головного мозга  человека как особым феноменом специфичности  левого и правого полушарий по отношению к различным психическим  функциям. Если стили общающихся совершенно не совпадают, то и взаимопонимание  может быть затруднено. За различием  стилей стоит отличие логико-понятийного мышления от образного. Образное мышление отражает явления целостно, без дробления и расчленения, а логико-понятийное мышление, наоборот, во всяком явлении видит множество сторон, свойств. Если образное мышление ориентируется на многие признаки одновременно, то логическое - на рассмотрение каждого признака отдельно и последовательно.

При несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов возникает логический барьер. Он неизбежен, если взаимодействующие  стороны имеют разные представления  о существенных основаниях суждения. То, что значимо для одного, может  быть совершенно не важным для другого. Поэтому логические барьеры предопределяются не только непосредственно логикой, но и различными ориентациями субъектов  взаимодействия. Стилистический и логический барьеры весьма часто сочетаются, поскольку причины их возникновения  схожи.

Выделяют  также барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные и др. Социальные барьеры определяются принадлежностью  субъектов взаимодействия к разным социальным слоям общества, партий или религий. Они также могут  зависеть от несовпадения общего уровня культурного развития субъектов  взаимодействия .

Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства  и эмоции. Если взаимодействующие  стороны испытывают чувство симпатии по отношению друг к другу, то такие  барьеры не появляются. Люди склонны  с большим доверием отнестись  к информации, поступающей от тех, кто им нравится. В то же время  человек редко способен адекватно  воспринимать сообщение от лица, к  которому он испытывает негативные чувства.

Любая поступающая к человеку информация несет в себе тот или иной элемент  воздействия на его поведение, мнения и желания, с целью их частичного или полного изменения. Реализация этой задачи зависит от соответствия внешней информации внутренним факторам.

Преодоление коммуникативных  барьеров

Чтобы преодолеть барьеры в общении, прежде всего необходимо вырабатывать чувство  собственного достоинства, уверенность  в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических  особенностей, а может быть, и  проблем.

Наши  типичные ошибки:

Неправильные ожидания в отношении партнера (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);

Нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.);

Не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение);

Если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);

Мы стараемся оправдать ожидания собеседника (в общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще хуже).

Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в  общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям  некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить "диагноз" себе или партнеру и  так построить свое поведение, чтобы  уменьшить или устранить барьер.

Преодоление барьеров непонимания. В общении  всегда участвуют, по крайней мере, двое. Каждый одновременно и воздействует и подвергается воздействию. Условно  разделим эти функции и выделим  говорящего (тот, кто воздействует) и слушающего (тот, на кого воздействуют), понимая, что каждый в общении  одновременно или попеременно является и тем, и другим. Если у нас есть говорящий и слушающий, то кто  же из них несет ответственность  за успех общения?

Информация о работе Невербальные средства общения