Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:34, контрольная работа
Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения. По терминологии А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности они равнозначны операциям. Это те операции, с помощью которых строятся действия общения и вносится вклад во взаимодействие людей друг с другом. Выделяются три основные категории средств общения, с помощью которых оно осуществляется: экспрессивно-мимические, предметно-действеные и речевые средства общения. Каждая категория средств общения имеет свои специфические возможности, определяющие ее функции и роль в общении.
1. Охарактеризуйте вербальные средства общения.
2. Виды барьеров коммуникации.
3. Барьеры в деловой коммуникации.
Со стороны
личности трудности общения могут
возникать в связи с мотивами
общения. Если человек испытывает потребность
в самоутверждении, то отсутствие со
стороны другого реакции, признающей
его первенство, будет раздражать
и создавать препятствия в
виде появления состояния
Особую
группу трудностей общения составляют
нарушения стратегий, заранее разработанных
участниками. Например, неожиданная
форма контакта, несовпадение ожидаемого
поведения с реальными
Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения ведет к растерянности или психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.
Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого под категории «плохой - хороший», «надежный - ненадежный» и т.п. существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают эффективность установления отношений.
Очевидна и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно говорить, давать другим указания, как это часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти индивидуальные различия являются одним из факторов затрудненности общения.
В настоящее
время разнообразные
Культура речи.
Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Попытаемся
доказать необходимость каждого
из составляющих этого определения.
Всего их пять, в том числе три
компонента культуры речи: 1) нормативный;
2) коммуникативный; 3) этический; а также:
4) выбор и организация языковых
средств как необходимое
Культура речи начинается там, где язык предоставляет возможность выбора и разной организации своих средств для наилучшего достижения поставленных целей общения. Выбор и организация языковых средств осуществляются на разных уровнях языковой системы для всех компонентов культуры речи. Вопрос о норме возникает тогда, когда есть два и более претендента на нее: нормативное километр или ненормативное километр, нормативное договор или менее нормативное договор и т.п.
Диалог.
Диалог (греч. dialogos — первоначальное значение — разговор между двумя лицами) — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками.
Вербальные средства общения
Вербальные средства делового общения отражают сущностную логико-смысловую канву деловой коммуникации. Они включают в себя различные речевые конструкции, фразеологические обороты, характерные для официального делового языка. Кроме профессионального языка, который требует предельной точности речи, в деловой коммуникации может присутствовать и разговорная лексика, разного рода речевые шаблоны, лоционально-окрашенные неологизмы, метафоры. Они выполняют в основном целевую коммуникативную функцию в спонтанно возникающих диалогах, беседах деловых партнеров. Паралингвистические и экстралингвистические средства делового общения по существу служат дополнением вербальной коммуникации. Паравербальные сигналы, составляющие основу паралингвистической системы, характеризуют тональность голоса делового партнера диапазон и тембр, логические и фразовые ударения. Экстрагвистическая система характеризует темп речи делового партнера, точение в нее пауз, покашливания, смеха, элементов плача. Таким образом, речевые оттенки в высказываниях деловых партнеров сигнализируют об их эмоциональных состояниях и в целом об эмоциональном фоне делового общения. Деловое общение разнообразно не только по средствам, но и по формам. Форма делового общения составляет важнейший структурный элемент делового общения. Она характеризует способ реализации коммуникативного процесса делового общения. Одно и то же информационное содержание делового общения может быть реализовано на основе различных способов коммуникации и совместной деятельности деловых партнеров: деловой беседы, совещания, переговоров, пресс-конференции, публичного выступления, презентации, дискуссии.
Все эти способы представляют собой различными формами делового общения. Например, обсуждение какого-либо образовательного или финансового проекта может проходить в форме деловой беседы или делового совещания, деловых переговоров. При этом подбирается оптимальная форма делового общения, соответствующая наиболее эффективной реализации информационного содержания делового общения.
2. Барьеры общения
Актуальность
проблемы барьеров общения обусловлена
целым рядом факторов. Прежде всего,
наличием и расширением сферы
влияния таких видов
Решение
проблемы барьеров общения предполагает
многоаспектный характер исследования
с учетом разнообразия барьеров и
обширностью сферы их проявлений.
Все эти требования достаточно успешно
решаются в русле личностного
подхода. Дело в том, что процесс
общения - это, прежде всего взаимоотношение
индивидов, каждый из которых обладает
специфическим набором
Барьер общения - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»).
Различаются:
1) барьеры
отражения - это барьеры, которые
возникают в результате
- себя (неадекватная самооценка);
- партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);
-ситуации
(неадекватная оценка
2) барьер
отношения - это барьеры, возникающие
в результате неадекватного
- к себе
(неудовлетворенность своим
- к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);
к ситуации (негативное отношение к ситуации);
3) барьеры обращения как специфической формы отношения. Эти барьеры возникают:
- при
формах обращения, которые
- при
формах обращения ведущих к
непродуктивному общению (
Изучение
проблемы барьеров общения в контексте
личностного подхода позволяет
говорить о схеме выхода из ситуации
барьера, где главным является принцип
взаимоотношений ведущих к
Схема выхода из ситуации барьера:
1) оценка
создавшейся ситуации барьера
(определение ее
2) выявление
ориентировочных причин
3) исследование
предполагаемого выхода из
4) определение
аффективных действий для
Важную
роль играет в преодолении психологических
барьеров мотивационное состояние.
Мотивационное состояние
В настоящее время абсолютно каждый человек имеет те или иные психологические барьеры. И если даже человек справляется с одними барьерами, то приходит черед другим. Нужно постоянно над собой работать, ни в коем случае не отчаиваться, а главное, следовать только позитивным установкам.
Главный вывод в том, что уменьшение барьеров, ведет к эффективности общения, то есть снижаются барьеры понимания и соответственно увеличивается эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и барьеры между членами семьи, между друзьями).
Таким
образом, в процессе общения возникают
различного рода трудности. Этими трудностями
могут быть заниженная самооценка,
различные стереотипы, предвзятость
и предубеждения, негативные установки
партнеров по отношению друг к
другу, несовпадение ценностных ориентаций
на уровне базовых социальных установок,
а также барьеры, присущие почти
каждому человеку. Нам стоит стараться
принимать и учитывать
Рефлексивное
слушание
Рефлексивное слушание по своему содержанию включает способность реагирования на другого человека возникновением эмпатии. Роджерсом и другими авторами эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического взаимодействия, как сложнейший способ восприятия того, что один человек находится рядом с другим, как человеческая способность, базирующаяся на наиболее поздно вовлекаемой части мозга и действующая как сила, уравновешивающая выраженные эгоцентрические стремления. Подход к изучению эмпатии основывается на анализе или учете вербальной экспрессии, и нет прямого способа измерения того, насколько глубоко человек чувствует переживания другого. При всей важности возникающих при этом телесных ощущений они, однако, трудноизмеримы. Отмечено некоторое сходство между эмпатическими взаимоотношениями и теми состояниями, которые возникают во время медитации. Роджерс приводит свидетельства того, что способность к эмпатии не связана с профессиональной академической или практической подготовкой.
Рефлексивное слушание изучалось и преподавалось не только в контексте психотерапии. Родители обучались этому как средству поддержания открытых и доверительных отношений с собственными детьми. Отмечено, что у более эмпатичного учителя студенты в большей степени вовлечены в учебный процесс. Слушание всегда включает в себя переживание особого отношения к говорящему, принятие того содержания, которое пытается постичь, осознать говорящий. Слушающий поддерживает говорящего в его стремлении со всех сторон рассмотреть, проанализировать ситуацию и принять решение, но сам при этом не торопится с советами и предложениями, как и что сделать в определенных положениях и ситуациях. Как неоднократно высказывался Роджерс, слушающий не диагностирует и не оценивает. Цель рефлексивного слушания — находиться в мире чувств другого, а не вовлекать его в свой собственный мир. Иными словами, это такой способ пребывания с другим человеком, который приносит пользу последнему. В чем она заключается? Предполагается, что чувства и мысли говорящего в процессе слушания могут изменяться таким образом, что он сможет решить свои проблемы, пережить инсайт, снять внутренне напряжение, найти ответы на свои вопросы и преодолеть собственную противоречивость.