Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:07, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие темперамента в системе психологических знаний и рассмотреть теоретические основы конфликта;
2. Выявить механизмы  индивидуального проявления  и  личностные особенности  поведения  в конфликте;
3. Разработать  и провести программу эмпирического исследования по изучению влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте;
Введение…………………………………………………………………………...3
 
Глава 1. Психологические основы темпероментальных особенностей личности и конфликта ……………………………………………………………6
1.1. Исторический обзор  учений о типах темперамента………….…………....6
1.2. Общее представления  о темпераменте в системе психологических  знаний…………………………………………………………………………….18
1.3. Теоретические основы  конфликта…………………………………………26
1.4. Индивидуальные проявления  и личностные особенности  поведения в конфликте………………………………………………………………………...44
Выводы по главе 1……………………………………………………………….58
 
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте…………………………...60
2.1. Программа исследования…………………………………………………...60               
2.2. Анализ результатов  эмпирического исследования……………………….71
Выводы по главе 2……………………………………………………………….86
 
Заключение…………………………………………………………………….....87
Список литературы…………………………………………………………...….9
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете?
а) избегаю вмешиваться в ссору;
б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуёте 
руководство за допущенные 
а) всегда критикую за ошибки;
б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;
в) нет.
3. Ваш непосредственный 
а) если другие меня поддержат, то да;
б) разумеется, я предложу свой план;
в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) я спорю со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть 
а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;
б) возмущаюсь, но про себя;
в) открыто высказываю свое негодование.
6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?
а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;
в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.
7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней прикупке. Что вы ей скажете?
а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;
б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;
в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.
8. В парке вы встретили 
а) делаю им замечание;
б) думаю: зачем мне портить, себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;
в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.
9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
а) в таком случае не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;
б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет;
в) выскажу ему все, что о нем думаю.
10. Вы в доме отдыха. Администратор 
занимается посторонними 
а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;
б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит;
в) придираюсь к обслуживающему персоналу - повару, уборщице или срываю свой гнев на жене.
11. Вы спорите с вашим сыном-
а) нет;
б) разумёется, признаю;
в) постараюсь примирить наши точки зрения.
1  | 
  Вопросы  | ||||||||||
ответ  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
  11  | 
а  | 
  4  | 
  0  | 
  2  | 
  4  | 
  2  | 
  4  | 
  0  | 
  4  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
б  | 
  2  | 
  2  | 
  0  | 
  2  | 
  4  | 
  4  | 
  2  | 
  4  | 
  2  | 
  4  | 
  4  | 
в  | 
  0  | 
  4  | 
  4  | 
  0  | 
  2  | 
  0  | 
  0  | 
  2  | 
  0  | 
  2  | 
  2  | 
Приложение 4
САМООЦЕНКА КОНФЛИКТНОСТИ
Вашему вниманию предлагается тёст, позволяющий оценить степень вашей собственной конфликтности.
Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для самооценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда — 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
1. Рветесь в спор  | 
  7 6 5 4 3 2 1  | 
  1. Уклоняетесь от спора  | 
  2. Свои выводы сопровождаете   | 
  7 6 5 4 3 2 1  | 
    2. Свой выводы сопровождаете   | 
3. Считаете, что добьетёсь своёго, если будете рьяно возражать  | 
  7 6 5 4 3 2 1  | 
  3. Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего  | 
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов  | 
  7 6 5 4 3 2 1  | 
  4. Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов  | 
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента  | 
  7 6 5 4 3 2 1  | 
  5.Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента  | 
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку  | 
  7 6 5 4 3 2 1  | 
    6. В напряженной обстановке   | 
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер  | 
  7 6 5 4 3 2 1  | 
  7. Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции  | 
8. Не уступаете в спорах  | 
  7 6 5 4 3 2 1  | 
  8. Уступаете, в спорах  | 
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта  | 
  7 6 5 4 3 2 1  | 
  9. Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта  | 
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя  | 
  7 6 5 4 3 2 1  | 
  10.Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины  | 
Приложение 5
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ К. ТОМАСА
Выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики Вашего повадения.
1. А. Иногда я предоставляю 
Б.Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти 
    Б. Я пытаюсь уладить 
дело с учетом интересов 
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти 
    Б. Иногда я жертвую 
своими собственными 
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать 
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно 
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
      Б. Иногда я представляю 
возможность другим взять на 
себя ответственность за 
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать 
позицию, которая может вызвать 
споры.                        
Информация о работе Влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте