Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:07, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие темперамента в системе психологических знаний и рассмотреть теоретические основы конфликта;
2. Выявить механизмы  индивидуального проявления  и  личностные особенности  поведения  в конфликте;
3. Разработать  и провести программу эмпирического исследования по изучению влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте;
Введение…………………………………………………………………………...3
 
Глава 1. Психологические основы темпероментальных особенностей личности и конфликта ……………………………………………………………6
1.1. Исторический обзор  учений о типах темперамента………….…………....6
1.2. Общее представления  о темпераменте в системе психологических  знаний…………………………………………………………………………….18
1.3. Теоретические основы  конфликта…………………………………………26
1.4. Индивидуальные проявления  и личностные особенности  поведения в конфликте………………………………………………………………………...44
Выводы по главе 1……………………………………………………………….58
 
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте…………………………...60
2.1. Программа исследования…………………………………………………...60               
2.2. Анализ результатов  эмпирического исследования……………………….71
Выводы по главе 2……………………………………………………………….86
 
Заключение…………………………………………………………………….....87
Список литературы…………………………………………………………...….9
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Интерпретация результатов: стратегии поведения могут быть описаны следующим образом.
а) соревнование (соперничество) наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Методы обработки результатов эмпирического исследования.
Для обработки полученных результатов использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Он позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
. Коэффициент рассчитывается по формуле:
6 (∑ d2)
Rs = 1 – ___________
N (N2 – 1)
d – разность 
между рангами по двум 
N – количество ранжируемых значений, т.е. количество испытуемых.
Также ля обработки полученных результатов использовался корреляция бинарных данных. Если одна из 2-х переменных представлена в номинативной шкале, а другая в числовой, то связь лучше изучается путем сравнения групп по уровню выраженности числовой переменной, но есть случаи когда переменные имеют бинарные значения – имеют только 2 градации, обычно обозначаются как 0 и 1.
Коэффициент рассчитывается по формуле:
φ =
2.2. Анализ результатов 
Для подтверждения гипотезы нами было проведено исследование с одной стороны по выявлению темпераментальных особенностей личности (использовалась методика Г. Айзенка, темпераментальный опросник PTS (И.П. Павлова) и опросник определения типа темперамента), а с другой, склонность к конфликтному поведению (методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика оценки конфликтности, и методика самооценки конфликтности).
Результаты по методике Г. Айзенка – Опросник ЕР1, оказались следующими, которые наглядно представлены в таблице 3.
Таблица 3
Таблица сводных данных результата исследования темперамента по методике Г. Айзенка.
| 
   
 № П/П  | 
  Экстраверсия/ интроверсия  | 
  Эмоц. уст./ нейротизм  | 
  Тип темперамента  | 
  
   
 № П/П  | 
  Экстраверсия/ интроверсия  | 
  Эмоц. уст./ нейротизм  | 
  Тип темперамента  | 
  
   
 № П/П  | 
  Экстраверсия/ интроверсия  | 
  Эмоц. уст./ нейротизм  | 
  Тип темперамента  | 
1  | 
  5  | 
  7  | 
  Ф  | 
  11  | 
  6  | 
  6  | 
  Ф  | 
  21  | 
  17  | 
  18  | 
  Х  | 
2  | 
  10  | 
  13  | 
  М  | 
  12  | 
  12  | 
  8  | 
  Ф  | 
  22  | 
  10  | 
  9  | 
  Ф  | 
3  | 
  10  | 
  24  | 
  Ф  | 
  13  | 
  12  | 
  8  | 
  М  | 
  23  | 
  14  | 
  15  | 
  Х  | 
4  | 
  5  | 
  15  | 
  М  | 
  14  | 
  6  | 
  19  | 
  Ф  | 
  24  | 
  12  | 
  14  | 
  М  | 
5  | 
  6  | 
  14  | 
  М  | 
  15  | 
  10  | 
  7  | 
  Ф  | 
  25  | 
  8  | 
  10  | 
  Ф  | 
6  | 
  16  | 
  11  | 
  С  | 
  16  | 
  10  | 
  11  | 
  Ф  | 
  26  | 
  17  | 
  20  | 
  Х  | 
7  | 
  8  | 
  12  | 
  Ф  | 
  17  | 
  11  | 
  14  | 
  М  | 
  27  | 
  16  | 
  15  | 
  Х  | 
8  | 
  11  | 
  10  | 
  Ф  | 
  18  | 
  15  | 
  12  | 
  С  | 
  28  | 
  17  | 
  19  | 
  Х  | 
9  | 
  7  | 
  15  | 
  Ф  | 
  19  | 
  17  | 
  14  | 
  Х  | 
  29  | 
  14  | 
  13  | 
  С  | 
10  | 
  10  | 
  20  | 
  М  | 
  20  | 
  7  | 
  8  | 
  Ф  | 
  30  | 
  8  | 
  13  | 
  Ф  | 
Где: М - меланхолик, Х - холерик, С - сангвиник, Ф - флегматик
Исследование показало, что сангвиников – 10%, холериков – 20%, меланхоликов – 24%, а флегматиков – 46% (рис. 2).
 Рис. 2. Диаграмма 
соотношения типов 
Т.о. получилось, что экстравертов – 30%, а интровертов – 70%, эмоциональная устойчивость присуще – 56% это флегматики и сангвиники, эмоциональная не устойчивость (нейротичность) присуще – 34% (холерики, меланхолики).
Результаты применения Темпераментального опросника PTS, оказвлись следующими (таблица 4):
Таблица 4
Таблица сводных данных полученных темпераментальным опросником PTS.
№ п/п  | 
  
   
 SE  | 
  
   
 Ранг  | 
  
   
 SI  | 
  
   
 Ранг  | 
  
   
 MO  | 
  
   
 Ранг  | 
  Тем- пера- мент  | 
  № п/п  | 
  
   
 SE  | 
  
   
 Ранг  | 
  
   
 SI  | 
  
   
 Ранг  | 
  
   
 MO  | 
  
   
 Ранг  | 
  Тем- пера- мент  | 
1  | 
  43  | 
  9  | 
  61  | 
  29,5  | 
  50  | 
  16,5  | 
  М  | 
  16  | 
  52  | 
  23,5  | 
  60  | 
  28  | 
  50  | 
  16,5  | 
  Ф  | 
2  | 
  48  | 
  18  | 
  55  | 
  18,5  | 
  48  | 
  11  | 
  Ф  | 
  17  | 
  48  | 
  18  | 
  58  | 
  25  | 
  49  | 
  13,5  | 
  М  | 
3  | 
  46  | 
  14  | 
  59  | 
  26,5  | 
  62  | 
  30  | 
  Ф  | 
  18  | 
  41  | 
  6  | 
  52  | 
  12  | 
  55  | 
  26,5  | 
  Ф  | 
4  | 
  56  | 
  28  | 
  50  | 
  6,5  | 
  45  | 
  6  | 
  Ф  | 
  19  | 
  59  | 
  29  | 
  56  | 
  21,5  | 
  51  | 
  19  | 
  Х  | 
5  | 
  43  | 
  9  | 
  56  | 
  21,5  | 
  50  | 
  16,5  | 
  М  | 
  20  | 
  44  | 
  11  | 
  51  | 
  6  | 
  45  | 
  6  | 
  М  | 
6  | 
  42  | 
  7  | 
  56  | 
  21,5  | 
  44  | 
  4  | 
  М  | 
  21  | 
  49  | 
  20,5  | 
  56  | 
  21,5  | 
  61  | 
  29  | 
  Х  | 
7  | 
  49  | 
  20,5  | 
  51  | 
  9  | 
  52  | 
  21  | 
  С  | 
  22  | 
  37  | 
  1  | 
  57  | 
  24  | 
  42  | 
  1,5  | 
  Ф  | 
8  | 
  50  | 
  22  | 
  55  | 
  18,5  | 
  52  | 
  21  | 
  Х  | 
  23  | 
  54  | 
  26  | 
  48  | 
  1,5  | 
  54  | 
  25  | 
  С  | 
9  | 
  60  | 
  30  | 
  51  | 
  9  | 
  56  | 
  28  | 
  С  | 
  24  | 
  45  | 
  12,5  | 
  59  | 
  26,5  | 
  49  | 
  13,5  | 
  М  | 
10  | 
  47  | 
  15,5  | 
  52  | 
  12  | 
  47  | 
  9  | 
  М  | 
  25  | 
  40  | 
  4,5  | 
  61  | 
  29,5  | 
  55  | 
  26,5  | 
  Х  | 
11  | 
  43  | 
  9  | 
  53  | 
  14,5  | 
  50  | 
  16,5  | 
  М  | 
  26  | 
  48  | 
  18  | 
  54  | 
  16,5  | 
  52  | 
  21  | 
  Х  | 
12  | 
  38  | 
  2,5  | 
  50  | 
  6,5  | 
  46  | 
  8  | 
  М  | 
  27  | 
  52  | 
  23,5  | 
  52  | 
  12  | 
  45  | 
  6  | 
  Ф  | 
13  | 
  38  | 
  2,5  | 
  48  | 
  1,5  | 
  42  | 
  1,5  | 
  М  | 
  28  | 
  54  | 
  26  | 
  49  | 
  4  | 
  53  | 
  23,5  | 
  С  | 
14  | 
  45  | 
  12,5  | 
  53  | 
  14,5  | 
  48  | 
  11  | 
  М  | 
  29  | 
  40  | 
  4,5  | 
  49  | 
  4  | 
  43  | 
  3  | 
  Ф  | 
15  | 
  54  | 
  26  | 
  49  | 
  4  | 
  53  | 
  23,5  | 
  С  | 
  30  | 
  47  | 
  15,5  | 
  54  | 
  16,5  | 
  48  | 
  11  | 
  Ф  | 
SE – сила возбуждения
SI – сила торможения
SO – подвижность нервной системы
Проранжировав баллы всей выборки по каждому показателю мы получили данные, характеризующиеся высокими и низкими показателями силы возбуждения, силы торможения и подвижности нервной системы:
SE – 37-47 – низкий показатель, 48-60 – высокий показатель;
SI – 48-53 – низкий показатель, 54-61 – высокий показатель;
SO – 42-50 – низкий показатель, 51-62 – высокий показатель.
На основе показателях этих процессов, мы определили тип темперамента для каждого испытуемого.
Методика показала, что в данной группе одинаковое число холериков и сангвиников, их по 17%, флегматиков – 30%, меланхоликов – 36% (рис. 2).
Рис. 3. Диаграмма соотношения типов темперамента по опроснику PTS (по данным табл. 4)
По методике определения типа темперамента, мы получили следующие данные (таблица 5), что 17% - это холерики, 20% - сангвиники, 30% - меланхолики, 33% - флегматики.
Таблица 5
Таблица данных полученных методикой определения типа темперамента.
№ п/п  | 
  Тип темперамента  | 
  № п/п  | 
  Тип темперамента  | 
  № п/п  | 
  Тип темперамента  | 
1  | 
  Ф  | 
  11  | 
  М  | 
  21  | 
  Х  | 
2  | 
  М  | 
  12  | 
  М  | 
  22  | 
  Ф  | 
3  | 
  Ф  | 
  13  | 
  М  | 
  23  | 
  Х  | 
4  | 
  Ф  | 
  14  | 
  М  | 
  24  | 
  М  | 
5  | 
  Ф  | 
  15  | 
  М  | 
  25  | 
  Ф  | 
6  | 
  С  | 
  16  | 
  С  | 
  26  | 
  Х  | 
7  | 
  Ф  | 
  17  | 
  М  | 
  27  | 
  Х  | 
8  | 
  Ф  | 
  18  | 
  С  | 
  28  | 
  Ф  | 
9  | 
  М  | 
  19  | 
  Х  | 
  29  | 
  С  | 
10  | 
  С  | 
  20  | 
  Ф  | 
  30  | 
  С  | 
Как показали, проведенные нами методики по исследованию типа темперамента, полученные данные в принципе не отличаются друг от друга, т.о. в данной группе интроверты преобладает над экстравертами, что говорит нам о подавляющем большинстве меланхоликов и флегматиков. В таблице 6, наглядно представлено соотношение типов темперамента по трем методикам, на основании чего можно сделать предположение о том или ином типе темперамента присущему отдельному человеку.
Таблица 6
Таблица соотношения результатов полуученых при исследовании темперамента.
| 
   
 
 № п/п  | 
  Опросник ЕР1 (Методика Г.Айзенка) 
  | 
  Павловский темпераментальный опросник (PTS)  | 
  Определение типа темперамента  | 
  
   
 Итог  | 
  
   
 
 № п/п  | 
  Опросник ЕР1 (Методика Г.Айзенка)  | 
  Павловский темпераментальный опросник (PTS)  | 
  Определение типа темперамента  | 
  
   
 Итог  | 
1  | 
  Ф  | 
  М  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  16  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  С  | 
  Ф  | 
2  | 
  М  | 
  Ф  | 
  М  | 
  М  | 
  17  | 
  М  | 
  М  | 
  М  | 
  М  | 
3  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  18  | 
  С  | 
  Ф  | 
  С  | 
  С  | 
4  | 
  М  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  19  | 
  Х  | 
  Х  | 
  Х  | 
  Х  | 
5  | 
  М  | 
  М  | 
  Ф  | 
  М  | 
  20  | 
  Ф  | 
  М  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
6  | 
  С  | 
  М  | 
  С  | 
  С  | 
  21  | 
  Х  | 
  Х  | 
  Х  | 
  Х  | 
7  | 
  Ф  | 
  С  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  22  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
8  | 
  Ф  | 
  Х  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  23  | 
  Х  | 
  С  | 
  Х  | 
  Х  | 
9  | 
  Ф  | 
  С  | 
  М  | 
  Ф  | 
  24  | 
  М  | 
  М  | 
  М  | 
  М  | 
10  | 
  М  | 
  М  | 
  С  | 
  М  | 
  25  | 
  Ф  | 
  Х  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
11  | 
  Ф  | 
  М  | 
  М  | 
  М  | 
  26  | 
  Х  | 
  Х  | 
  Х  | 
  Х  | 
12  | 
  Ф  | 
  М  | 
  М  | 
  М  | 
  27  | 
  Х  | 
  Ф  | 
  Х  | 
  Х  | 
13  | 
  М  | 
  М  | 
  М  | 
  М  | 
  28  | 
  Х  | 
  С  | 
  Ф  | 
  С  | 
14  | 
  Ф  | 
  М  | 
  М  | 
  М  | 
  29  | 
  С  | 
  Ф  | 
  С  | 
  С  | 
15  | 
  Ф  | 
  С  | 
  М  | 
  Ф  | 
  30  | 
  Ф  | 
  Ф  | 
  С  | 
  Ф  | 
Информация о работе Влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте