Барьеры общения и их преодоление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:36, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение барьеров в общении и пути их преодоления.
Задачи:
1) изучить уровни взаимопонимания в общении и возникновение барьеров;
2) рассмотреть основные подходы психологии в изучении общения;
3) проанализировать барьеры в общении и пути их преодоления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «общение», средства, виды……………………………………….....4
2. Основные подходы психологии в изучении общения………………..…...…9
3. Барьеры: понятия, классификация………………………………...…..……..12
4. Преодоление барьеров общении……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 50.67 Кб (Скачать файл)

 

  

                                                              

                                                                                                           

 Отделение: дистанционное  

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Вязовкина Мария Валерьевна

Тема:

«Барьеры общения и их преодоление» 

 

 

                                                                                                                                                      

проверила:

к. психол. наук, доцент

кафедры психологии личности

и специальной психологии  

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК, 2013

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие «общение», средства, виды……………………………………….....4

2. Основные подходы психологии в изучении общения………………..…...…9

3. Барьеры: понятия, классификация………………………………...…..……..12

4. Преодоление барьеров общении……………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Все мы постоянно находимся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте, с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям. В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строится на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.

В последние годы многие предприятия и организации получили право непосредственного выхода на внешний рынок, что заставляет фиксировать внимание на особенностях общения, связанных с этническими  особенностями. В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Многие специалисты утверждают, что чтобы не совершать ошибок, необходимо изучать психологические особенности своих партнеров, сослуживцев, подчиненных, конкурентов. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Целью работы является рассмотрение барьеров в общении и пути их преодоления. 

Задачи:  
1) изучить уровни взаимопонимания в общении и возникновение барьеров;  
2) рассмотреть основные подходы психологии в изучении общения;  
3) проанализировать барьеры в общении и пути их преодоления. 

 

  1. Понятие «общение», средства, виды

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение — намеренное влияние  и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.[9]

В общении можно выделить ряд аспектов[5]: содержание, цель и средства.

Содержание - это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи. По содержанию общение может быть представлено как: 

Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения потребностей субъектов. 

Когнитивное - обмен знаниями. 

Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. 

Иллюстрацией когнитивного и деятельного  общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности. 

Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а, в конечном счете - оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга. 

Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определенная установка к действию и т.п. 

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид  активности. У животных целью общения  может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических  потребностей, то у человека они  представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного  развития и ряда других. 

По целям общение делится  на биологическое и социальное. 

Биологическое – это общение, необходимое  для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением  основных органических потребностей. 

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных  контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них. 

Деловое общение обычно включено как  частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и  служит средством повышения качества этой деятельности. 

Личностное общение, напротив, сосредоточено  в основном вокруг психологических  проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение  своего отношения к значимому  человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего  конфликта. 

Инструментальное - общение, которое  не является самоцелью, не стимулируется  самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения  удовлетворения от самого акта общения. 

Целевое - общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, например, потребности в общении. 

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения  от одного живого существа другому. Кодирование  информации - это способ передачи ее от одного к другому. Информация может  передаваться с помощью прямых телесных контактов (касанием тела, руками и  т.п.), через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением  другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме этих способов передачи информации, есть немало таких, которые  изобретены и усовершенствованы  им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном. 

При этом под прямым общением понимается естественный контакт "лицом к  лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично  передается одним из его участников другому. 

Косвенное общение характеризуется  включением в процесс общения "дополнительного" участника как посредника, через  которого происходит передача информации. 

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. 

Опосредствованное (то есть посредством  чего-либо) общение может рассматриваться  как неполный психологический контакт  при помощи письменных или технических  устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.д.). 

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. 

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. 

Итак, формы межличностного общения  разнообразны. К ним можно отнести  и мимолетный разговор накоротке, и  обстоятельную беседу «по душам» и разъяснение своих требований, и спор по ряду вопросов, и попытку  добиться согласия по какой-либо проблеме. Однако в процессе общения нередко  возникают затруднения, непонимания. Причиной их могут быть коммуникативные  барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.

Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической  активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека.

Механизм противовнушения воздвигает на пути речи, информации многочисленные барьеры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные подходы психологии в изучении общения.

Поскольку психология делового общения – составная часть  комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории  и принципы, разрабатываемые общей  психологией. 

Категория "общение" является базовой для социально-психологической  теории. Существует множество подходов к обоснованию этого положения. Так например, анализируя научную литературу, Л.П. Буева рассмотрела следующие аспекты изучения общения:

1) информационно-коммуникативный  (общение рассматривается как  вид личностной коммуникации, в  ходе которой осуществляется  обмен информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек  рассматривается как субъект  и объект социального познания);

4) аксиологический (общение  изучается как обмен ценностями);

5) "нормативный" (выявляются  место и роль общения в процессе  нормативного регулирования поведения  индивидов, а также анализируется  процесс передачи и закрепления  норм реального функционирования  в обыденном сознании стереотипов  поведения);

6) "семиотический" (общение  описывается как специфическая  знаковая система, с одной стороны,  и посредник в функционировании  различных знаковых систем —  с другой);

7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).[7]

Общение можно рассматривать  и в двух главных аспектах, как  освоение личностью социокультурных  ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального  взаимодействия с другими людьми.

Рассмотрение проблем  общения осложняется различием  трактовок самого понятия "общение". Так, А. С. Золотнякова понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение она видела как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем она подавала "общение" как-асоциальный процесс, через который общество влияет на индивида". Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для нее общение было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.

Информация о работе Барьеры общения и их преодоление