Барьеры общения и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить барьеры общения и пути их преодоления.
Цель определила решения следующих задач:
- рассмотреть сущность общения;
- изучить причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Сущность общения……………………………………………………………...7
Функции общения……………………………………………………………9
Форма общения……………………………………………………………...9
Стороны общения…………………………………………………………..11
Барьеры общения……………………………………………………………14
Преодоление коммуникативных барьеров………………………………...17
Психологические особенности делового общения……………………….19
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………….28
Приложение А…………………………………………………………………..29
Приложение Б……………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

барьеры общения и пути их преодоления.docx

— 816.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...5

1 Сущность  общения……………………………………………………………...7

    1. Функции общения……………………………………………………………9
    2. Форма общения……………………………………………………………...9
    3. Стороны общения…………………………………………………………..11
    4. Барьеры общения……………………………………………………………14
    5. Преодоление коммуникативных барьеров………………………………...17
  1. Психологические особенности делового общения……………………….19

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы………………………………………….28

Приложение А…………………………………………………………………..29

Приложение  Б……………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Очень часто  в отношениях с другими людьми как в зеркале отражаются наши собственные страхи, неуверенность. Поэтому в первую очередь старайтесь разобраться со своими чувствами, желаниями, прежде чем обвинять других людей в негативном к Вам отношении. Не возводите стены вокруг себя, если Вы не хотите жить в одиночестве  и изоляции.

Под барьером общения следует понимать возникновение  между оппонентами негативных чувств, разрушающих общение. При  первом общении отталкивающим фактором может стать эстетический облик собеседников, их первые слова, манеры общения, невербальные методы коммуникации, используемые одним из собеседников или каждым. Внешность – это первое, что люди замечают друг в друге. Вторично – поведение, мимика, жесты, движения, то есть невербальные средства общения. А уже на третьем этапе внимание концентрируется на словах и голосе партнера. А это значит, что первым фактором, который может способствовать возникновению барьера при общении, является внешность оппонентов.

Все-таки, пословица  «Встречают по одежке, а провожают  по уму» является точной и правдивой. Внешность человека играет важную роль в формировании первичного мнения о  человеке, и это не случайно, ведь она в некоторой мере отображает внутренний мир личности. У всех нас разные взгляды на жизнь и  видение окружающего мира, по этому  иногда, выражая свои мысли и озвучивая  мнения, люди не находят понимания  со стороны адресатов. Есть личности, которые мыслят теоретически. Они  обладают значительным объемом информации, умеют прогнозировать и анализировать  факты.

Исходя из типа своего мышления, такие люди часто  испытывают неприязнь в разговоре  с теми, кому чуждо теоретическое  мышление. Есть люди, которые имеют  практический тип мышления. Им удобнее  постигать мир с помощью конкретных практических операций. Для таких  людей большое значение имеет  приобретенный опыт. Им сложно общаться в направлении теоретических  знаний, потому что теоретикам удобнее  обсуждать и анализировать факты, нежели получать информацию путем практических действий и накопления опыта.

Разница между  этими двумя способами мышления может стать барьером психологического характера в коммуникативном  контакте двух и более людей. Вообще, в людях, как и в природе  в целом, есть много противоположных  вещей. Так, не совпадают по темпераменту сангвиники и меланхолики, холерики и флегматики, противоположны по направленности жизненной энергии экстраверты  и интроверты, не понимают друг друга  оптимисты и пессимисты, в вечном противостоянии находятся люди с художественным и логическим составом ума. Безусловно, есть личности, которые совмещают в себе качества разных психологических типов, и этих людей большинство, – им легко приспособиться в общении с любым собеседником.

Цель исследования: изучить барьеры общения и  пути их преодоления.

Цель определила решения следующих задач:

- рассмотреть сущность общения;

- изучить  причины возникновения коммуникативных  барьеров и конфликтов в общении;

- проанализировать психологические особенности делового общения.

Объект исследования: общение и барьеры общения.

Предмет исследования: барьеры общения и пути их преодоления.

 

1 Сущность общения

 

Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом  деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения  становится взаимное влияние людей  друг на друга. И деятельность, и, общение  следует рассматривать как взаимосвязанные  стороны развивающей человека социальной активности.

В реальной жизнедеятельности человека общение  и деятельность как специфические  формы социальной активности выступают  в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории  общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Общение свойственно  всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает  самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным  речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда  бы он находился вне общения, вне  взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. По содержанию общение может быть представлено как:

- материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов;

- когнитивное - обмен знаниями;

- деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности;

- кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете - оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга;

- мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других [4].

По целям  общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует  столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир,

Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае - потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная  форма активности. Оно включено в  индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без  интенсивного и разностороннего  общения.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи ее от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы  способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы  им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио - и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

 

 

    1. Функции общения 

 

 

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения:

- инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

- интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;

- функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

- трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе  не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения  можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

 

 

1.2 Формы общения

 

 

Общение чрезвычайно  разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).

Далее различают  межличностное и массовое общение.

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Информация о работе Барьеры общения и пути их преодоления