Барьеры общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:55, реферат

Краткое описание

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.

И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

Содержание

Введение.
Коммуникативные барьеры.
Психологические барьеры общения.
Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров.
Схема выхода из ситуации «барьера».
Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения.

Заключение.

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 30.54 Кб (Скачать файл)
"justify">       Выводы: Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например если речь искажена или люди беседуют на разных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние). 
 
 
 

     3. Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров 

     Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

     Прежде  чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его  как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт  общения, оставив у партнёра благоприятное  или неблагоприятное впечатление  о себе и сделав так, чтобы в  дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

     На  начальном этапе общения его  техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения  лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи.

     Существует  множество приёмов повышения  эффективности общения, избегания  коммуникативных барьеров. Назовем  некоторые из них.

     Приём "имя собственное" основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.

     Приём "зеркало отношений" состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - ваш друг". А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию. Приём "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.

     Приём "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента.

     Приём "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к "хобби", увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

     Выводы: Решение проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода. [8] 
 
 
 
 
 
 
 

     4.Схема  выхода из ситуации  «барьера»

     Изучение  проблемы "барьеров" общения в  контексте личностного подхода  позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным  является принцип взаимоотношений  ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию  с учетом индивидуально-психологических  особенностей партнеров по общению.

     Схема выхода из ситуации "барьера":

      1) оценка создавшейся ситуации "барьера" (определение ее направленности  и возможных последствий);

     2) выявление ориентировочных причин  возникновения;

      3) исследование предполагаемого  выхода из ситуации в зависимости  от ее причин (нейтрализация, либо  сведение к воздействию негативных  факторов);

     4) определение аффективных действий  для выхода из создавшейся  ситуации. Действия, направленные на  минимизацию "барьеров" позволяют  наладить процесс общения и  приводят к аффективному взаимодействию  в условиях совместной деятельности.

     Важную  роль играет в преодолении психологических  барьеров мотивационное состояние. [2]

     Выводы: Для преодоления «барьеров» необходимо точно оценить ситуацию, чётко выяснить причины возникновения «барьера» и действовать согласно намеченной схеме. При этом надо учесть главный принцип: принцип сотрудничества и взаимопонимания с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению. 
 
 
 
 

     5.Основные  правила предотвращения  конфликтов и некоторых  барьеров общения 

     Исследователи указывают - поскольку конфликты  часто порождают такое эмоциональное  состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески  к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.

     1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.

     2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я никогда не ошибаюсь?" Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

     3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если выход не будет найден?" Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.

     4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

     5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше.

     6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите:

     "Если  бы вы были на моем месте,  то что бы вы сделали?" Это  снимает критический настрой  и переключает собеседника с  эмоций на осмысление ситуации.

     7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.

     8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.

     9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения. [4]

 

     Заключение 

     Подводя итог работе, можно сделать следующие  выводы:

     Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном  процессе возникают трудности –  так называемые «коммуникативные барьеры  общения».

     В современной науке об общении  столь огромное количество несовпадающих, а иногда противоречащих понятий  и определений, что затрудняет изучение и использования на практике форм и механизмов общения.

     Если  попытаться определить позицию в вопросе об общении, мы, прежде всего, должны подчеркнуть, что общение является одним из видов деятельности. Но не всем оно легко даётся, ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.

     Круг  лиц, испытывающих потребность в  совершенствовании своих коммуникативных  навыков, весьма широк. К нему относится  и «молодое поколение». Для эффективного общения надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которую принято обозначать понятием социально-психологическая или коммуникативная компетентность. В состав социально-психологической компетентности включается умение понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знать правила поведения в различных коммуникативных ситуациях, уметь выбрать адекватную форму обращения и многое-многое другое.

     Без коммуникации невозможно существование  никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью  которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Коммуникация является средством, с помощью которого осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются  цели. 

     Список  используемой литературы 

1. Андреева Г.М.  Социальная психология. – М., Аспект  Пресс, 1996. – с 343

2. Антонов В.Г., Бобылева Н.В. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д. э. н. Г.Р. Латфуллина, д. э. н. О.Н. – 321с. 3.Атватер И., Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника). Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1984. – 112 с

4. Батаршев А.В. «Организаторские и коммуникативные качества личности» (Для деловых людей). - Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. – 146с.

5. Берн. Игры, в  которые играют люди. Люди, которые  играют в игры. – М.: Эксмо, 2008. – 576с.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник М: «Высшая школа», 2000 г. – 243с.

7. Венидиктова В.И. О деловой этике и этикете, Москва, 1997 – с 187.

8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи, Москва, 1997 - с 235.

Информация о работе Барьеры общения