Аналитическая психология Карла Густава Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 07:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование основ аналитической психологии, её методов для использования в практике.
Задачи:
1. Изучить имеющийся в наличии теоретический материал по данной теме.
2. Рассмотреть и проанализировать методы аналитической психологии, включив их в контекст собственной работы.
3. Получить представление об используемых методах и особенностях их применения в аналитической психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга……………………………………………………………………........7
1.1 Психологические типы личности…...................................................... 12
2. Методы аналитической психологии К.Г. Юнга………………………. 17
Заключение………………………………………………………………….30
Глоссарий…………………………………………………………………...33
Список использованных источников…………………………………….. 36

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 81.85 Кб (Скачать файл)

 Амплификация позволяет  сновидцу изменить исключительно  личное и индивидуалистическое  отношение к образам сновидения. Она придает особое значение  скорее метафорическому, нежели  буквальному толкованию содержаний  сна и подготавливает сновидца  к акту выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Десятилетия после  смерти Юнга его фигура продолжает  оказывать влияния на умы и  сердца огромного числа людей  по всему миру, называющих себя  психологами юнгианской ориентации. Гений Юнга уникален для двадцатого столетия, масштаб его личности близок титанам Возрождения, и бесспорно влияние его идей на все гуманитарные науки, на сам дух современного постмодернистского мышления. Психология Юнга - это его личная психология, история его поисков, заблуждений и открытий. Ее дух глубоко индивидуален и чужд любой попытке превращения в фетиш или образец для подражания. Его многотомное наследие содержит очень большой корпус идей, непростых для понимания и не предназначенных для какого-либо утилитарного использования. Тексты Юнга приглашают исследователя заглянуть в иную реальность, в которой такие слова, как суть, истина, смысл, облекаются в плоть переживаний.

 Работы Юнга фрустрируют наше рационально-логическое мышление, погружают его в пучину хаоса, путаницы бесконечно сложных построений, во вселенную разбегающихся значений. Они непрерывно феминизируют наше сознание, делая его более гибким, полным, многогранным, и помогают выйти за пределы самого себя. Их сила в духе свободы, позволяющем избавиться от догм и буквалистского толкования, сохранять критическую сбалансированную позицию, из которой возможно углублять и одновременно релятивизировать все, с чем соприкасаешься. Это плаванье в ночной темноте психики, в тени Бога, без компаса и руля, полагаясь на чутье, на запах отраженных звезд и отголоски генетической памяти. Юнгианская психология - единственная психология, которая, по существу, ничего не утверждает, а только «вопрошает», поддерживая активный интерес к жизни, которая не гарантирует никаких спасительных соломинок тому, кто согласен идти по лезвию бритвы без страха и надежды. Может быть, скромность и смирение - наш посох на этом пути, а все возрастающее сомнение - единственный смутный ориентир. У этого пути нет начала и нет конца, но в каждый момент мы чувствуем, что если делаем правильный шаг, то вся вселенная радуется за нас и освобождается вместе с нами. Несмотря на обилие последователей, аналитическая психология — не секта, не научная академическая школа и не отвлеченная философия жизни. Вся жизнь Юнга, которую он называл «историей самореализации бессознательного» (не его личной самореализацией), вся его работа над собой и духовные поиски делались ради других людей, ради оказания им конкретной помощи. Нет психологии вне практики психотерапии и психологической помощи. Все наши знания, таланты и способности, все лучшее, что накоплено человечеством за его долгую историю, служат тому, чтобы реально помочь другому человеку. Наш моральный долг - уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени.

 Юнг не делал из  своих идей окаменевших догм  и не предлагал им слепо  следовать. Прежде всего, Юнг дал  нам пример мужественного исследования  глубин собственной души и  бескорыстного служения людям. Он  признавал, что созданная им психология  была по существу его собственной  психологией, описанием его личных  духовных поисков и не желал  ее распространения, тем более  превращения в фетиш. Однако, он оказал огромное влияние на очень многих людей. Его личность, бесспорно гениальная, сравнима разве что с титанами Возрождения. Его идеи придали мощный импульс не только развитию психологии и психотерапии, но и практически всем гуманитарным наукам в XX веке, и интерес к ним не ослабевает. Можно сказать, что современного религиоведения, этнографии, исследований фольклора и мифологии не было бы без Юнга. Некоторые люди из мистико-оккультной среды даже считали его западным гуру, приписывали ему сверхъестественные способности и воспринимали его психологию, как своего рода новое Евангелие.

 За прошедшие после  его смерти годы создано несколько  учебных институтов аналитической  психологии в разных странах  мира, основаны журналы и написано  огромное количество книг. Изучение  психологии Юнга давно стало  обязательным для всех, кто получает  образование в психологии или  психотерапии. Но самое важное, что  выросло уже третье поколение  его последователей - юнгианских аналитиков, которые продолжают успешно помогать людям, интегрируя его идеи на практике и творчески их развивая. Они объединены в Международную ассоциацию аналитической психологии, а также в многочисленные локальные клубы, общества и национальные ассоциации. Периодически проводятся конгрессы и конференции. Кроме того, заметно взаимообогащающее влияние аналитической психологии и других течений в психоанализе, так что есть много примеров синтеза юнгианских идей с теориями таких известных психоаналитиков как Мелани Клейн, Винникотт, Когут. Так что можно с полной уверенностью говорить о процессе постепенного стирания границ между психотерапевтическими школами и об одном едином поле идей в глубинной психологии. В некоторых странах юнганский анализ получил государственное признание и включен в систему медицинского страхования. Есть даже примеры привлечения юнгианских психологов в политический консалтинг.

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

Активное воображение

Рисование, живопись, скульптура, осознанное воображение, фантазия и другеи формы воображения – всё это попытки вовлечь бессознательное в диалог с эго через употребление символов

2

Амплификация

это расширение и углубление образа из сновидения с помощью напрвленных ассоциаций (см. ниже) и параллелей с фактами, почерпнутыми из человеческой истории духа и символов (мифологии, мистики, фольклора, искусства и так далее), благодаря чему его смысл поддается истолкованию.

3

Анимус

Основная психологическая структура в бессознательном. Дополнение к персоне, анима или анимус сосредоточивают в себе весь психологический материал, не соответствующий сознательному «я»-образу человека как мужчины или женщины. Первоначальное представление ацимы/анимуса как отдельной личности противоположного пола становится связью между сознанием и бессознательным и постепенно интегрируется в самость

4

Архетипs

 Первообразы, априорньrе структурные элементы психики, действуют как структурообразующие элементы в бессознательном

5

Индивидуация

Процесс развития динамической связи между эго и самостью вместе с интеграцией различных частей психики. Целью индивидуации является объединение сознательного и бессознательного

6

Интроверсия

Выраженный аттитюд личности, которая ориентирована в первую очередь на свой внутренний мир, которой комфортнее в мире чувств и мыслей, чем во взаимодействии с окружающей средой

7

Коллективное бессознательное

Средоточие всего психологического материала, который, не являясь нашим личным опытом, проходит через культуры и эпохи. Врожденное психологическое бытие, струкктурирующее индивидуальное развитие, коллективное бессознательное содерржит наследие духовной эволюции человечества

8

Персона

Стиль, в котором мы общаемся с другими. Он включает одежду, которую мы носим, и наш индивидуальный стиль выражения

9

Самость

Архетип центрирования и психологического порядка. Он направляет функционирование целостной психики по пути интеграции. Самость осуществляет баланс и гармонизирует в психике различные противоположные элементы

10

Тень

Архетип, служащий средоточием материала, подавленного сознанием. Он может включать материал, противоречащий социальным стандартам, так же как и желания, тенденции, воспоминания и опыт, отвергаемый человеком. Тень - это кладезь творческой и инстинктивной энергии, спонтанности и жизненности

11

Экстраверсия

Выраженный аттитюд личности, ориентированной, в первую очередь, вовне, которой проще с миром других людей и объектов

12

Эго

Центр сознания


 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.                 Архетип и символ. – М.: Ренессанс. Юнг К. Г. 1996.

2.                 Боснакр Н.. Мир сновидений. - М.: ЭСИ.

3.                  Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж. 1994 г.

4.                  Дикман Х. О методологии интерпретации сновидений. Хрестоматия по глубинной психологии. - М.: Добросвет. 1997 г.

5.                 Карл Густав Юнг. Психологические  типы. «Университетская книга» АСТ. - М., 1996 г.

6.                 Карл Густав Юнг, Психологическая  теория типов. С-П. Ювента, 1995 г.

7.                 Материалы сайта http://www.maap.ru/About_analysis/ Московская ассоциация аналитической  психологии 

8.                 Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. Психологическая энциклопедия. 2олма-пресс». М., - 2002.

9.                 Самуэльс Э. Юнг и постъюнгианцы. - М,: ЧеРо. 1997.

10.            Самуэльс Э., Шортер.Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. - М.: ЭСИ. 1994.

11.            Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. -Б. Попталис - М.: Высшая школа, 1996.

12.        Структура  психики и процесс индивидуализации. — М.: Наука.

13.        Хайдеггер  М, Время и бытие. М.: Республика, 1993 г 

14.            Хендерсон Д.Психологический анализ культурных установок. — М.: Добросвет, 1997 г.

15.            Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. - СПб. 1997 г. Холл Д. А. Юнгианское толкование сновидений. — СПб.: БСК. Юнг К. Г. 1996.

16.            Философский словарь; Под редакцией  И.Т. Фролова, - М.,1995.

  

Приложение А

Психологические типы К.Г. Юнга

 Экстравертный тип. Известно, что каждый человек ориентируется  по тем данным, которые ему  передает внешний мир. Однако  это может происходить различными  способами. Например, тот факт, что  на дворе холодно, одному дает  повод тот час же надеть  пальто, другой же, имея намерение закалятся, находит этот факт излишним. Первый в этом случае ориентируется по данным внешних факторов, а другой сохраняет свое особое воззрение, которое воздвигается между ним и объективно данным. И если ориентирование по объекту и объективно данному преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и действия обуславливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами, то мы говорим об экстравертной установке. Если она оказывается привычной, то мы говорим об экстравертном типе. Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект играет в его сознании более важную роль, чем его субъективное воззрение. Он имеет, конечно и субъективные воззрения, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних, объективных условий. Поэтому он совсем не предвидит возможности натолкнутся внутри себя на какие-нибудь безусловные факторы, ибо знает таковые только во внешнем мире. Все его сознание смотрит во внешний мир, потому что важное и детерминирующее решение приходит к нему именно оттуда. Но оно приходит оттуда, потому что он его оттуда ждет. Эта основная установка является, можно сказать, источником всех особенностей психологии человека.

 Интровертный тип. Интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект и не на объективно данном как экстравертный, а на субъективных факторах. У интровертного типа между восприятием объекта и его собственным действием выдвигается его собственное субъективное мнение, которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному. Интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту. Этот тип руководствуется, стало быть, тем фактором восприятия и познания, который представляет собою субъективную предрасположенность, воспринимающую чувственное раздражение.

 

Приложение Б

Примеры проанализированных cновидений

 Из К.Г. Юнг "Человек  и символ"

 Мужчина, занимающий руководящее  положение, обращается ко мне  за консультацией. Он страдает  от страхов, неуверенности, головокружения (иногда до тошноты), стеснения  дыхания - состояние, очень напоминающее  горную болезнь. Пациент сделал  чрезвычайно успешную карьеру. Он  начал свою жизнь как честолюбивый  сын бедного крестьянина и  поднялся благодаря большому  труду и хорошим способностям  со ступени на ступень до  руководящего положения, открывавшего  колоссальные перспективы для  продолжения социального взлета. Он действительно достиг того  трамплина, с которого он мог  бы начать полет ввысь, если  бы ему неожиданно не помешал  его невроз. Пациент не мог  не произнести в этом месте  сакраментальную фразу, начинающуюся стереотипными словами: "И как раз сейчас, когда ..." и т.д. Симптоматика горной болезни, пожалуй, особенно подходит для яркой характеристики своеобразной ситуации пациента. Он принес на консультацию два сновидения предыдущей ночи. Первый сон: "Я снова в маленькой деревне, где я родился. На улице стоят несколько кресть-янских мальчишек, которые ходили со мной в школу. Я делаю вид, что не знаю их, и иду мимо. Тут я слышу, как один из них говорит, указывая на меня: "Этот тоже нечасто приезжает в нашу деревню".

 Не нужна никакая  акробатика, чтобы увидеть в этом  сне указание на скромную исходную  точку его карьеры и понять, что значит этот намек. Он, очевидно, хочет сказать: "Ты забываешь, как глубоко внизу ты начал".

 Второй сон: "Я очень  спешу, потому что хочу уехать. Собираю еще свой багаж, ничего  не нахожу. Время поджимает, поезд  скоро уйдет. Наконец мне удается  собрать свои пожитки, я выбегаю  на улицу, обнаруживаю, что забыл  папку с важными документами, запыхавшись, бегу назад, нахожу  ее наконец, несусь к вокзалу, но почти не продвигаюсь вперед. Наконец, последним усилием, выбегаю на перрон, чтобы увидеть, как поезд выезжает из вокзала. Он длинный, идет по странной S-образной кривой, и я думаю: если машинист не будет внимателен и даст полный ход, выйдя на прямой участок, то задние вагоны поезда еще будут на развороте и при ускорении сойдут с рельсов. И точно, машинист дает полный ход, я пытаюсь кричать, задние вагоны, ужасно качаются и действительно сходят с рельсов. Страшная катастрофа. Я просыпаюсь в ужасе".

 Здесь также нетрудно  понять картину сновидения. Сначала  оно рисует напрасную нервозную  спешку в стремлении пойти  еще дальше, несмотря ни на  что. Но так как машинист все  же безоглядно рвется вперед, то сзади возникает невроз, неустойчивость  и срыв.

 Пациент, очевидно, на  нынешнем отрезке жизни достиг  своего потолка, низкое происхождение  и труды долгого подъема истощили  его силы. Ему следовало бы удовлетвориться достигнутым, но вместо этого его честолюбие гонит его дальше, все выше, в слишком разреженную для него атмосферу, к которой он не приспособлен. Поэтому его настигает предостерегающий невроз.

 По некоторым причинам  я не мог продолжать лечение  пациента, да и моя точка зрения  ему не понравилась. Поэтому намеченная  в этом сновидении судьба пошла  своим чередом. Он тщеславно попытался  использовать свой шанс, и при  этом настолько "сошел с рельсов" в своей работе, что катастрофа  стала реальностью.

 То, что на основе  анамнеза можно было только  предполагать, - горная болезнь, символизирующая  невозможность подняться выше  ў подтверждается сновидениями  как факт.

 Здесь мы наталкиваемся  на важный в использовании  анализа сновидений факт: сон  рисует внутреннюю ситуацию, реальность  которой сознание вообще не  признает или признает неохотно. Сознательно пациент не видит  ни малейшего основания останавливаться, напротив, он тщеславно рвется  вверх и отрицает собственную  несостоятельность, которая отчетливо  проявилась в последующих событиях  его жизни. Мы не можем быть  точно уверены в анамнезе, полученные  с его помощью сведения можно  толковать двояко. В конце концов, и простой солдат носит маршальский  жезл в своем ранце, и не один сын бедных родителей достиг высочайшего успеха. Почему здесь это невозможно? Мое суждение может быть ошибочным, более того, почему моя догадка должна быть лучше, чем у пациента? И вот тут-то всту-пает сновидение как выражение непроизвольного, неподвластного влиянию сознания, бессознательного психического процесса, представляющего внутреннюю правду и действительность такой, как она есть; не потому что я предполагаю, что ее таковой, не желаемой, а такой, как есть. Поэтому я взял себе за правило рассматривать сновидения сначала как физиологические проявления: если в моче сахар, то там сахар, а не белок, мочевина или что-нибудь еще, что, возможно, больше соответствовало бы моим ожиданиям. То есть я вижу в сновидении диагностически полезный факт.

 Мой маленький пример  из сновидения дал больше, чем  мы ожидали. Сон дал нам не  только этиологию невроза, но  и прогноз, более того: мы даже  непосредственно узнали, где должна  начинаться терапия. Мы должны  помешать пациенту дать полный  ход. Ведь он сам себе говорит  это во сне 

Информация о работе Аналитическая психология Карла Густава Юнга