Анализ подходов к изучению проблем социальной одаренности в современной науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: приобрести навыки организации и проведения экспериментально–психологического исследования социальной одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же анализа и интерпретации полученных данных (результатов).
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Дать анализ различным подходам к изучению проблем социальной одаренности в современной науке.
Произвести исследование социальной одаренности у младших школьников с ограниченным слухом.
Предметом исследования является социальная одаренность детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по психпрактике.doc

— 982.00 Кб (Скачать файл)

60. Профиль I. Голова, туловище  и ноги в профиль должны быть показаны без ошибок. Туловище не считается нарисованным в профиль, если центральная линия пуговиц не сдвинута от середины фигуры в бок туловища или если нет других указаний, как например, соответствующее положение рук, карманов, галстука. В целом рисунок может содержать одну (но не более) из следующих трех ошибок: 1) прозрачность тела – контур туловища виден сквозь руку; 2) ноги нарисованы не в профиль; в полном профиле по крайней мере верхняя часть одной ноги должна быть закрыта другой ногой, которая ближе; 3) руки присоединены к контуру спины и протянуты вперед.

61. Профиль II. Фигура должна  быть показана в профиль абсолютно  правильно, без ошибок и случаев  прозрачности.

62. Анфас. Включает частичный  профиль, когда рисующий пытается  показать фигуру в перспективе. Все основные части тела на своих местах и соединены правильно, за исключением частей, скрытых перспективой или одеждой. Существенные детали: ноги, руки, глаза, нос, рот, уши, шея, туловище, ладони (кисти), ступни. Ступни должны быть изображены в перспективе, но не в профиль, если только они не вывернуты в разные стороны. Части должны быть показаны двумерными.

63.* Двигательная координация в рисовании линий. Посмотрите на длинные линии рук, ног и туловища. Линии должны быть твердыми, уверенными и без случайных изгибов. Если в целом линии производят впечатление твердых, уверенных и свидетельствуют о том, что ребенок контролирует движения карандаша, очко засчитывается. Рисунок может быть весьма неумелым, и все же очко должно быть засчитано. Несколько длинных линий может быть обведено или стерто. Линии на рисунке не обязательно должны быть очень ровными и плавными. Маленькие дети иногда пытаются «раскрашивать» рисунок. Внимательно изучите основные линии рисунка. Дети постарше часто пользуются эскизным, отрывочным методом, легко отличимым от неуверенных линий, возникающих вследствие незрелой координации.

64. Двигательная координация  в рисовании соединений. Посмотрите  на точки соединения линий. Линии  должны встречаться точно, без  явной тенденции к пересечению или наложению и без промежутка между ними (рисунок с несколькими линиями оценивается строже, чем рисунок с частыми сменами направления линий). Эскизный, отрывистый рисунок обычно засчитывается, несмотря на то, что соединения линий здесь могут быть неопределенными, т.к. эта особенность присуща почти исключительно рисункам зрелого типа. Допускаются некоторые подтирания.

65. Высшая двигательная  координация. Это «поощрительный», дополнительный пункт за умелое владение карандашом как в рисовании деталей, так и в рисовании основных линий. Обратите внимание на мелкие детали, а также на характер основных линий. Все линии должны быть нарисованы твердо, с правильными соединениями. Прорисовка карандашом тонких деталей (черт лица, мелких деталей одежды и т.п.) указывает на хорошую регуляцию движений карандаша. Оценка должна быть очень строгой. Перерисовка или подтирание аннулируют очко за этот пункт.

66.** Направление линии  и форма: контур головы (качество  линий в рисовании форм). Контур  головы должен быть нарисован без явных признаков непроизвольных отклонений. Очко засчитывается только в тех рисунках, где форма достигается без неправильных предварительных попыток (круг, эллипс). В профильных рисунках простой овал, к которому присоединен нос, не засчитывается. Оценка должна быть достаточно строгой, т.е. контур лица должен быть нарисован единой линией, а не по частям.

* Пункты 63, 64 и 65 отражают  качество владения карандашом  у ребенка. Эти пункты оценивают  твердость и уверенность линий, качество соединения линий, «углы» и т.п.

** Пункты 66–69 отражают степень произвольного владения карандашом в рисовании формы. Работа ребенка должна показывать, что он четко и уверенно регулирует свои движения карандашом.

67. Качество линий в  рисовании форм: контур туловища. То же, что и в предыдущем пункте, но для туловища. Следует обратить внимание, что примитивные формы (палочка, круг или эллипс) не засчитываются. Линии туловища должны указывать на попытку намеренно отойти от простой яйцеобразной формы.

68. Качество линий в рисовании форм: руки и кисти. Руки и ноги должны быть нарисованы без нарушений формы, как в предыдущем пункте, без тенденции к сужению в местах соединения с телом. И руки, и ноги должны быть изображены двумерными.

69. Качество линий в  рисовании форм: черты лица. Черты лица должны быть полностью симметричны. Глаза, нос и рот должны быть показаны двумерными.

Анфас: черты лица должны быть размещены правильно и симметрично, должны ясно передавать вид человеческого лица.

Профиль: контур глаза должен быть правильным и расположен в передней трети головы. Нос должен образовывать тупой угол со лбом. Оценка строгая, «карикатурный» нос не засчитывается.

70. «Эскизная» техника. Линии, образованные хорошо регулируемыми  короткими штрихами. Повторное обведение  отрезков длинных линий не засчитывается. «Эскизная» техника встречается в работах некоторых старших детей и почти никогда не встречается у детей младше 11–12 лет.

71. Особая прорисовка деталей. С помощью особых линий или  штриховки должно быть изображено  что–то (одно или более) из следующего перечня: складки одежды, морщинки или фалды, выделка ткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы фона.

72. Движение рук. Фигура  должна выражать свободу движений  в плечах и локтях. Достаточно  при изображении одной руки. «Руки  в боки» или руки в карманах не засчитываются, если видны и плечи, и локти. Какие–либо действия не обязательны.

73. Движение ног. Свобода  движений и в коленях, и в  бедрах фигуры.

 

 

Приложение 2

Методика «Что здесь лишнее?»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 7 лет. Она призвана исследовать процессы образно–логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

  • 10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
  • 8–9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
  • 6–7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

Картинки к методике «Что здесь лишнее?»

  • 4–5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
  • 2–3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
  • 0–1   балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

  • 10 баллов — очень высокий.
  • 8–9 баллов — высокий.
  • 4–7 баллов — средний.
  • 2–3 балла — низкий.
  • 0–1 балл – очень низкий.

 

 

 

Приложение 3

 

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

 

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14.

Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»

 

10 баллов

– ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8–9 баллов

– ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6–7 баллов

– ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4–5 баллов

– ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2–3 балла

– ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0–1 балл

– за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.


Выводы об уровне развития

    • 10 баллов – очень высокий.
    • 8–9 баллов – высокий
    • 4–7 баллов – средний.
    • 2–3 балла – низкий.
    • балл – очень низкий.

 

Приложение 4

 

Методика «Как спасти зайку»

 

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги. Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко–далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень.  Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

 

Приложение 5

 

Обработка данных и анализ результатов по методике «Строитель»

 

Шкалы:

1. Степень эмоциональной  вовлеченности ребенка в действия  сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к  тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.

  • 0 – полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором);
  • 1 – беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;
  • 2 – периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;
  • 3 – пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.

2. Характер участия в  действиях сверстника, т. е. окраска  эмоциональной вовлеченности в  действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).

  • 0 – нет оценок;
  • 1 – негативные оценки (ругает, насмехается);
  • 2 – демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);
  • 3 – позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).

3. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.

  • 0 – индифферентная – заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;
  • 1 – неадекватная реакция – безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение;
  • 2 – частично адекватная реакция – согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По–видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера;
  • 3 – адекватная реакция – радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и состраданию.

Информация о работе Анализ подходов к изучению проблем социальной одаренности в современной науке