Анализ подходов к изучению проблем социальной одаренности в современной науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: приобрести навыки организации и проведения экспериментально–психологического исследования социальной одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же анализа и интерпретации полученных данных (результатов).
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Дать анализ различным подходам к изучению проблем социальной одаренности в современной науке.
Произвести исследование социальной одаренности у младших школьников с ограниченным слухом.
Предметом исследования является социальная одаренность детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по психпрактике.doc

— 982.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Социальная одаренность является одной из наименее изученных областей в науке, что и послужило основанием для обращения к данной теме исследования: «Изучение социальной одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста».

Цель работы: приобрести навыки организации и проведения экспериментально–психологического исследования социальной одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же анализа и интерпретации полученных данных (результатов).

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать анализ различным подходам к изучению проблем социальной одаренности в современной науке.
  2. Произвести исследование социальной одаренности у младших школьников с ограниченным слухом.

Предметом исследования является социальная одаренность детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.

Объектом исследования является МСОШ № ….. г…….

Методы исследования – наблюдение, опрос, беседа.

В качестве методик исследования использованы следующие: на выявление уровня интеллекта («Рисуночный тест на интеллект» («Несуществующее животное»), «Что здесь лишнее?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Как найти зайку»), на проявление сверхчувствительности к проблеме («Строитель»), на выявление социальной активности (уровня социального интеллекта) - проективная методика «Картинки».

 

 

  1. Анализ подходов к изучению проблем социальной одаренности                          в современной науке

 

В современной науке до сих пор проблема одаренности до конца не изучена и не имеет четкой характеристики. Термин «одаренность» появился в психологии в начале XX в. благодаря американцу Г. Уипплу, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями. Следовательно, определение понятия одаренности начинается с выявления развитости тех или иных способностей.

Выделяют общую и специальную одаренность. Общая одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.

Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон. Общая одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим (Ф. Гальтон) [14, с.58]. Специальная одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность – это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.

Маклаков А.Г., рассматривая способности в качестве основных свойств личности, утверждает, что никакая отдельно взятая способность не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Для успешного выполнения любой деятельности требуется не только определенные способности, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Отсюда он считает, что одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью он называет своеобразное сочетание способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какой–либо деятельности. [18, с.14]. Это означает, что способность и одаренность можно рассматривать как синонимы. В своих работах Ю.Б. Гиппенрейтер писала, что «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» [3, с. 94].

Действительно, способность, одаренность, талант и гениальность нуждается в выяснении тождества или различия этих терминов. По поводу соотношения между этими понятиями существуют разные точки зрения. Талант (от греч. talanton – вес, мера, затем – уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Также есть те, кто талант отождествляет с гениальностью, а не с одаренностью. Есть ученые, которые говорят о том, что реализованная одаренность и есть талант, при этом одаренность выступает как природная предпосылка таланта, присущая людям от рождения.

В своих трудах А.В. Либин  различает одаренность, талант и гениальность. Он пишет: «Наиболее разработанной представляется область дифференциально–психологического анализа феномена креативности, компонентами иерархической организации которого являются конструкты одаренности, таланта и гениальности». «Хотя все уровни триады «одаренность – талантливость – гениальность» имеют отношение как к способностям, так и к индивидуальности в целом, – пишет А.В. Либин, – сложилась определенная традиция в изучении каждого из компонентов» [14, с. 60].

Согласно научного взгляда Б. Кларка, понятие «одаренный» входит в специфику когнитивных способностей, а «талант» определяется и другими сторонами развития. Б. Кларк указала на взаимозависимость психических функций человека на протяжении всего процесса развития интеллекта. Она выявила, что одаренному человеку под силу достижение полноценной реализации только через интеграцию его восприятия, эмоций, мышления  и других функций [6, с. 141].

Очень долгое время одаренность отождествлялась только с интеллектуальными способностями, в течение этого времени высокий интеллект, которые устанавливали с помощью стандартизированных тестов, служил, основным определением «одаренности». На сегодняшний день все исследования в большей своей степени опираются на понятия интеллекта, креативности и обучаемости.

В настоящее время западные психологи различают несколько видов одаренности, например, по видам деятельности [13, с. 53]:

  1. Интеллектуальную, познавательную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.
  2. Творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д. (обратите внимание: это не художественно–эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности).
  3. Академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка.
  4. Художественно–эстетическую: хореографическую, сценическую, литературно–поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  5. Социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений,проявляется в коммуникативной деятельности.
  6. Практическую – в ремеслах, сюда же приравнивают психомоторную, спортивную одаренность, характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и когнитивными способностями).
  7. Духовно–ценностную – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Существует много разных определений одаренности, которые указывают на высокое IQ (при этом IQ – это тот критерий, который практически неизбежен в оценке ярко выраженной или потенциально имеющейся одаренности). Существенно, что IQ не является ведущим показателем в определении, например, музыкальных способностей. Хотя у большинства одаренных детей в области музыки уровень умственного развития выше среднего.

На сегодняшний день понятие одаренности может быть раскрыто лишь в рамках системного подхода. В отечественной психологии против так называемого «узкого интеллектуализма» выступали и С.Л. Рубинштейн, понимавший под общей одаренностью всю совокупность особенностей личности. По мнению С.Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935 г., одаренность – это комплекс свойств личности. С.Л. Рубинштейн выделяет общую и специальную одаренность. Первая соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, вторая – с требованиями специальных ее видов. При этом общая одаренность существует не сама по себе, а проявляется благодаря специальным способностям (правда, неясно, как это конкретно происходит). Отсутствие четкости в этих представлениях С.Л. Рубинштейна заставило Б.М. Теплова уточнить ряд моментов [6, с.145].

В своих трудах Б.М. Теплов понятие «одаренность» рассматривает как «компонент природных способностей, проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов» [8, с. 78]. Он утверждал, что нельзя говорить об одаренности вообще, а можно только об одаренности в какой–нибудь конкретной деятельности. Умственная деятельность, писал он, есть единство интеллектуальных, волевых и эмоциональных моментов. Исходя из выше сказанного, можно выделить общее: С.Л. Рубинштейн и Б.М. Теплов понимали одаренность не как механическую совокупность способностей, а как новое качество, которое получается от взаимодействия и взаимовлияния входящих в нее компонентов.

Л.И. Ларионова включает в понятие одаренности три компонента: интеллект, креативность и, в связи с существующей сейчас в психологии модой, духовность. Духовность она отождествляет со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу. Тут, на мой взгляд, можно дополнить суждение исследователя положением В.Д. Шадрикова о том, что духовные способности связаны с интеллектом и креативностью.

В свою очередь Д. Б. Богоявленская утверждает, что интеллектуальная активность опирается на единство и взаимообусловленность интеллекта, креативности и духовности личности, а значит, что  одаренность – «это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [8, с. 81].

И.П. Павлов выделял два типа людей – «художников» и «мыслителей». Первые отличаются преобладанием наглядно–образного мышления над словесно–логическим (преобладание первой сигнальной системы). Вторые, наоборот, имеют преобладание словесно–логического мышления над образным (преобладание второй сигнальной системы); у них ведущую роль в мышлении играют обобщения, понятия. В настоящее время доказано, что эти типы одаренности связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга: у «художников» превалирует правое полушарие, а у «мыслителей» – левое полушарие. Отсюда: одни люди более одарены в художественном творчестве, а другие – в науке и изобретательстве [6, с.112].

В статье А.И. Савенкова «Детская одаренность как теоретическая проблема» одаренность характеризуется как сложное многомерное явление. Выявляются три ее характеристики: мотивация, креативность, интеллект. Это позволяет еще лучше понять процесс выявления одаренности и развития потенциала личности [3, с.103]. Английский психолог Дж. Селли в конце XIX в. опубликовал труд под названием «Гений и скороспелость», вызвавший большой общественный интерес. Дж. Селли не указывает, но можно предположить, что чем более специальным является данный вид одаренности, тем чаще встречаются его ранние проявления.

Н.С. Лейтес указывает на неразрывную связь и взаимосвязь индивидуального и возрастного в умственной одаренности. Он вводит такие понятия как: «возрастные факторы одаренности» и  «возрастная одаренность». В центре его внимания – трудности, возникающие при диагнозе и прогнозе [6, с. 115].

Причиной этих трудностей в том, что в признаках детства сложно выделить индивидуальные, которые не зависят от возрастного. Так, например, если наблюдается  у ребенка умственная активность высшей степени, то особенная готовность к напряжению  оказывается внутренним условием умственного роста. Сложно установить, будет ли оно устойчивым особенным признаком так же на последующих возрастных этапах. Творческие стремления ребенка, конструирование им новых ходов идей также могут быть отнесены к признакам одаренности, но это не факт, что они будут дальше развиваться. Поэтому проявления одаренности в раннем детстве еще не предопределяют будущих возможностей человека. Следовательно, очень сложно предугадать предвидеть дальнейшего развития и становления явления одаренности.

Дж. Рензулли разработал «модель» одаренного ребенка. Он должен одновременно иметь интеллект выше среднего уровня, сильную увлеченность задачей и высокий творческий потенциал. Наличие только одного из этих компонентов не делает ребенка одаренным. Эта модель в дополненном или модифицированном виде используется во многих странах для диагностики одаренных детей [6, с. 121].

Рассмотрим понятия «одаренный ребенок». Одаренный ребенок – это ребенок, ярко выделяющийся очевидными или выдающимися достижениями, либо имеющий какие–либо предпосылки для подобного рода достижений в определенном виде деятельности. Во–первых, одаренность, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во–вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей [20, с. 29].

В. Штерн различал два вида одаренности – реактивную и спонтанную. Дети, обладающие первой, каждый раз нуждаются в стимуляции извне, и им более характерна практическая деятельность, тогда как обладающие спонтанной одаренностью более склонны к интеллектуальной, теоретической деятельности. Реактивная одаренность, по Штерну, стоит ниже спонтанной, теоретической, так как она существует у животных, дикарей и маленьких детей; спонтанная же одаренность присуща только человеку и притом на высших ступенях развития.

Информация о работе Анализ подходов к изучению проблем социальной одаренности в современной науке