Анализ гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей с различными типами гендерной идентич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:00, дипломная работа

Краткое описание

Проблема настоящего исследования состоит в изучении гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей – мужчин и женщин с различными типами гендерной идентичности.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов.
Качественные изменения в российской экономике, повлекшие возрождение предпринимательства и, соответственно, возникновение нового социального слоя предпринимателей, ведут к необходимости теоретического осмысления целого ряда социальных, экономических, психологических и иных проблем и практического применения полученных результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КАРЬЕРНОЙ УСПЕШНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Проблема исследования гендерных различий в психологии 7
1.2. Исследование представлений об успехе и карьерной успешности в психологии 12
1.3. Содержание представлений о карьерной успешности. Различия представлений о карьерной успешности у мужчин и женщин 18
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТРЕМЛЕНИЯ К УСПЕХУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЁМ У СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 31
2.1. Цель, задачи, гипотезы исследования 31
2.2. Организация и методики исследования 32
2.3. Результаты и их обсуждение 34
2.3.1. Анализ типов гендерной идентичности в выборках предпринимателей - мужчин и женщин 34
2.3.2. Анализ стремления к успеху у предпринимателей – мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью 37
2.3.3. Анализ представлений об успешном предпринимателе и успехе у лиц с различной гендерной идентичностью 43
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Вложенные файлы: 1 файл

Березовской И.И. Диплом.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

В связи с этим изучения влияния «подстройки» личности под условия предпринимательской деятельности требует отдельного изучения.

Отобразим на рис. 1 представленность типов гендерной идентичности в выборках предпринимателей – мужчин, на рис. 2 – предпринимателей - женщин.

 

Рисунок 1. Процентная представленность типов гендерной идентичности в выборке предпринимателей – мужчин.

Рисунок 2. Процентная представленность типов гендерной идентичности в выборке предпринимателей – женщин.

 

 

2.3.2. Анализ стремления к успеху у предпринимателей – мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью

 

Для решения этой задачи нами был произведён расчёт величин средних и стандартных отклонений для показателей: «стремление к социальному престижу», «стремление к соперничеству», «стремление к достижению цели» методики М. Кубышкиной и «мотивация к успеху» и «мотивация к избеганию неудач» методики Т. Эллерса отдельно для мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью с применением программы SPSS (см. приложение 2). Кроме того, нами были рассчитаны значения U-критерия Манна - Уитни, предназначенного для сравнения двух независимых выборок по уровню выраженности переменой (соответствующие выборки мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью мы сравнивали попарно).

Представим рассчитанные параметры для выборок мужчин в табл. 2, для  выборок женщин – в табл. 3.

Таблица 2

Величины средних, стандартных отклонений, U – критерия Манна - Уитни и уровня статистической значимости для показателей стремления к успеху мужчин с различной гендерной идентичностью

Тип гендерной идентичности / сравниваемые выборки

Статистический показатель

Методика М. Кубышкиной

Методика Т. Эллерса

стремление к соц. престижу

стремление к соперничеству

стремление к достижению цели

мотивация к успеху

мотивация к избеганию неудач

маскулинный

среднее

26,3

29,1

27,9

18,4

17,1

ст. отклон.

1,2

3,7

2,0

1,8

1,4

фемининный

среднее

25,0

26,3

26,6

17,8

19,1

ст. отклон.

1,9

2,5

1,8

0,7

0,9

андрогинный

среднее

26,7

27,5

25,9

17,1

17,0

ст. отклон.

1,8

3,2

2,1

1,0

1,6

маскулин. – феминин.

U – кр.

21,000

18,000

22,000

25,000

9,000

ур. ст. зн. p

0,167

0,093

0,200

0,321

0,008

маскулин. – андрогин.

U – кр.

51,500

45,000

26,500

31,500

58,500

ур. ст. зн. p

0,591

0,357

0,028

0,065

0,925

феминин. – андрогин.

U – кр.

33,500

51,000

51,500

39,500

14,000

ур. ст. зн. p

0,041

0,347

0,347

0,096

0,001


 

 

Анализ табл. 2 позволяет обнаружить тенденцию различий в выборках предпринимателей – мужчин с маскулинным и фемининным типами гендерной идентичности по показателю «мотивация избегания неудач» теста Эллерса (U = 9,000; p = 0,008), а также – тенденцию различий стремления к соперничеству методики Кубышкиной (U = 18,000; p = 0,093). При этом показатели стремления к соперничеству несколько выше у лиц с маскулинной гендерной идентичностью и у них также несколько ниже показатели избегания неудач.

В выборках предпринимателей – мужчин с маскулинной и андрогинной гендерной идентичностью различий по всем показателям методик Кубышкиной и Эллерса не выявляется, в том числе – на уровне тенденций, а в выборках предпринимателей – мужчин с фемининным и андрогинным типами гендерной идентичности можно говорить о тенденции различий по мотивации избегания неудач (U = 14,000; p = 0,001): у лиц с андрогинной гендерной идентичностью она несколько ниже, чем у лиц с фемининный гендерной идентичностью, но фактически такая же, как и у лиц с маскулинной идентичностью.

Анализ средних (выраженность признака для выборки) показывает, что мотивация к успеху у предпринимателей - мужчин и с маскулинным, и с фемининным, и с андрогинным типами гендерной идентичности находится на умеренно высоком диагностическом уровне, но – у лиц с маскулинной идентичностью – наиболее высокая, а у лиц с андрогинной идентичностью – наиболее низкая; мотивация к избеганию неудач – у представителей всех типов гендерной идентичности находится на высоком диагностическим уровне, но самая высокая – у предпринимателей – мужчин с фемининным типом гендерной идентичности, а у мужчин с маскулинным и андрогинным типами – одинаковая и имеет тенденцию средних показателей; показатели стремления к социальному престижу и достижению цели – фактически одинаковые по выраженности у мужчин со всеми тремя типами гендерной идентичности; однако мотивация соперничества несколько ниже у мужчин с фемининным типом гендерной идентичности по сравнению с представителями остальных типов.

Проведём анализ женской выборки (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Величины средних, стандартных отклонений, U – критерия Манна - Уитни и уровня статистической значимости для показателей стремления к успеху женщин с различной гендерной идентичностью

Тип гендерной идентичности / сравниваемые выборки

Статистический показатель

Методика М. Кубышкиной

Методика Т. Эллерса

стремление к соц. престижу

стремление к соперничеству

стремление к достижению цели

мотивация к успеху

мотивация к избеганию неудач

1

2

3

4

5

6

7

маскулинный

среднее

24,3

24,3

24,3

15,8

15,3

ст. отклон.

1,8

2,7

2,7

3,7

1,9

фемининный

среднее

21,7

27,3

22,6

14,0

12,6

ст. отклон.

3,4

2,7

1,3

1,7

2,4

андрогинный

среднее

21,5

25,7

19,5

14,9

14,5

ст. отклон.

3,2

5,1

3,3

2,7

3,4


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

маскулин. – феминин.

U – кр.

10,000

15,000

8,500

10,000

6,500

ур. ст. зн. p

0,138

0,445

0,073

0,138

0,035

маскулин. – андрогин.

U – кр.

22,000

38,500

13,500

33,000

29,500

ур. ст. зн. p

0,080

0,622

0,011

0,381

0,235

феминин. – андрогин.

U – кр.

52,500

44,500

17,000

43,000

44,500

ур. ст. зн. p

1,000

0,581

0,011

0,535

0,581


 

 

Как показывает анализ табл. 3, в выборках предпринимателей – женщин с маскулинной и фемининной гендерной идентичностью можно говорить о значимых различиях мотивации избегания неудачи, а также о тенденции различий в отношении всех показателей мотивации, за исключением стремления к соперничеству. В сравниваемых выборках женщин с маскулинной и андрогинной идентичностью можно говорить в отношении тенденций различий стремления к престижу и достижения цели. В сравниваемых выборках женщин с фемининной и андрогинной идентичностью можно говорить о различиях стремления к достижению цели. Показатель «стремление к соперничеству» различий, в том числе на уровне тенденций, в сравниваемых выборках не обнаруживает.

Проведем анализ выраженности показателей мотивации стремления к успеху у женщин с различной гендерной идентичностью.

Итак, показатели мотивации к успеху и избеганию неудач наиболее высокие у женщин с маскулинной гендерной идентичностью и сравнительно одинаковое у женщин с фемининной и андрогинной идентичностью, при этом диагностическая выраженность этих обоих показателей соответствует диапазону средних значений методики Эллерса; стремление к соперничеству имеет схожее значение для женщин всех типов гендерной идентичности; стремление к социальному престижу у предпринимателей – женщин с маскулинной идентичностью выше, чем у женщин с фемининной и андрогинной идентичностью (схожие показатели), а стремление к достижению цели наиболее высокое у женщин с маскулинной и относительно высокое у женщин с фемининной идентичностью, но самое низкое – у женщин с андрогинной гендерной идентичностью. К сожалению, в методике М. Кубышкиной не заданы её диагностические критерии.

В рамках рассмотрения настоящей задачи нас так же интересуют отличия показателей стремления к успеху у мужчин и женщин (рассмотрим эти показатели вне зависимости от типа гендерной идентичности).

Представим средние (они нами получены как обобщённые средние для выборок мужчин и женщин с разными типами гендерной идентичности (см. приложение 2), а также проверим различия в выборках, используя для этого U – критерий Манна - Уитни (см. табл. 4). (Различия в выборках мужчин и женщин со схожими типами гендерной идентичности рассматривать мало интересно в связи с тем, что показатели мотивации к успеху у мужчин мало связаны с типом их гендерной идентичности, в то время как у женщин эта связь выражена более чётко).

 

Таблица 4

Величины средних, стандартных отклонений, U – критерия Манна - Уитни и уровня статистической значимости для показателей стремления к успеху у мужчин и женщин 

Выборка / сравниваемые выборки

Статистический показатель

Методика М. Кубышкиной

Методика Т. Эллерса

стремление к соц. престижу

стремление к соперничеству

стремление к достижению цели

мотивация к успеху

мотивация к избеганию неудач

мужчины

среднее

26,1

27,6

26,6

17,6

17,6

ст. отклон.

1,8

3,4

2,1

1,3

1,6

женщины

среднее

22,2

25,8

21,3

14,9

13,5

ст. отклон.

3,1

4,7

3,4

2,7

3,4

мужчины - женщины

U – кр.

117,500

351,000

87,000

180,000

117,500

ур. ст. зн. p

0,000

0,149

0,000

0,000

0,000


 

 

Как показывает анализ табл. 4, различий ни по одному показателю мотивации в выборках предпринимателей - мужчин и предпринимателей - женщин нет (везде высоки значения U – критерия Манна – Уитни) (более высокие значения U – критерия в табл. 4 по сравнению с табл. 2 и 3 объясняются большей численностью выборок мужчин и женщин по сравнению с численностью выборок лиц с разной гендерной идентичностью.).

Отсутствие различий по U - критерию при очевидных различиях средних объясняется высокими стандартными отклонениями в каждой выборке, т.е. – реальными отличиями показателей респондентов каждой выборки от средних для выборок. Именно «перекрывание» реальных значений (которое и непосредственно отражает U – критерий) и обеспечивает отсутствие различие в выборках.

Нами был произведён расчёт корреляции по r – критерию Пирсона для показателей методик С. Бэм (маскулинности, фемининности и андрогинности), М. Кубышкиной (стремление к социальному престижу, стремление к соперничеству и стремление к достижению цели) и Т. Эллерса (мотивация к успеху и избеганию неудач) на массиве данных общей выборки, который связей показателей гендерной идентичности и мотивации успеха не обнаружил, в то время, как между отдельными показателями мотивации корреляционные связи есть (однако их рассмотрение в данный момент нас не интересует).

Таким образом, полученные аналитические связи между типами гендерной идентичности и мотивации успеха у женщин могут рассматриваться нами преимущественно в качестве тенденций как в выборке мужчин, так и в выборке женщин, однако у мужчин они выражены более слабо.

Различия в статистических показателях, полученные нами при аналитическом и статистическом анализе связей показателей гендерной идентичности и мотивации успеха могут быть обусловлены определённой погрешностью методики С. Бэм, а именно – переводом показателей маскулинности, фемининности и андрогинности в номинативную шкалу (с присвоением статистических меток какждому респонденту), т.е. – в их качественную выраженность. В тоже время количественные показатели этой методики (выраженность шкал маскулинности, фемининности и андрогинности), заданные метрической шкалой, корреляции с показателями шкал методик Эллерса и Кубышкиной, также заданные метрическими шкалами, не дали, что более важно.

Резюмируя, можно сказать, что сделанные при рассмотрении этой исследовательской задачи выводы идут в разрез нашей первой исследовательской гипотезе, согласно которой показатели стремления к успеху могут быть различными у лиц с разными типами гендерной идентичности: можно лишь вести речь о тенденции подобных различий.

 

 

2.3.3. Анализ представлений об успешном предпринимателе и успехе у лиц с различной гендерной  идентичностью

Информация о работе Анализ гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей с различными типами гендерной идентич