Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:00, дипломная работа
Проблема настоящего исследования состоит в изучении гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей – мужчин и женщин с различными типами гендерной идентичности. 
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. 
Качественные изменения в российской экономике, повлекшие возрождение предпринимательства и, соответственно, возникновение нового социального слоя предпринимателей, ведут к необходимости теоретического осмысления целого ряда социальных, экономических, психологических и иных проблем и практического применения полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ	3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КАРЬЕРНОЙ УСПЕШНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ	7
1.1. Проблема исследования гендерных различий в психологии	7
1.2. Исследование представлений об успехе и карьерной успешности в              психологии	12
1.3. Содержание представлений о карьерной успешности.  Различия         представлений о карьерной успешности у мужчин и женщин	18
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТРЕМЛЕНИЯ К УСПЕХУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЁМ У                СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ	31
2.1. Цель, задачи, гипотезы исследования	31
2.2. Организация и методики исследования	32
2.3. Результаты и их обсуждение	34
2.3.1. Анализ типов гендерной идентичности в выборках                             предпринимателей - мужчин и женщин	34
2.3.2. Анализ стремления к успеху у предпринимателей – мужчин и женщин  с различной гендерной идентичностью	37
2.3.3. Анализ представлений об успешном предпринимателе и успехе у лиц с различной гендерной  идентичностью	43
Выводы	51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	54
ЛИТЕРАТУРА	56
ПРИЛОЖЕНИЯ	63
В связи с этим изучения влияния «подстройки» личности под условия предпринимательской деятельности требует отдельного изучения.
Отобразим на рис. 1 представленность типов гендерной идентичности в выборках предпринимателей – мужчин, на рис. 2 – предпринимателей - женщин.
Рисунок 1. Процентная представленность типов гендерной идентичности в выборке предпринимателей – мужчин.
Рисунок 2. Процентная представленность типов гендерной идентичности в выборке предпринимателей – женщин.
Для решения этой задачи нами был произведён расчёт величин средних и стандартных отклонений для показателей: «стремление к социальному престижу», «стремление к соперничеству», «стремление к достижению цели» методики М. Кубышкиной и «мотивация к успеху» и «мотивация к избеганию неудач» методики Т. Эллерса отдельно для мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью с применением программы SPSS (см. приложение 2). Кроме того, нами были рассчитаны значения U-критерия Манна - Уитни, предназначенного для сравнения двух независимых выборок по уровню выраженности переменой (соответствующие выборки мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью мы сравнивали попарно).
Представим рассчитанные параметры для выборок мужчин в табл. 2, для выборок женщин – в табл. 3.
Величины средних, стандартных отклонений, U – критерия Манна - Уитни и уровня статистической значимости для показателей стремления к успеху мужчин с различной гендерной идентичностью
| Тип гендерной идентичности / сравниваемые выборки | Статистический показатель | Методика М. Кубышкиной | Методика Т. Эллерса | |||
| стремление к соц. престижу | стремление к соперничеству | стремление к достижению цели | мотивация к успеху | мотивация к избеганию неудач | ||
| маскулинный | среднее | 26,3 | 29,1 | 27,9 | 18,4 | 17,1 | 
| ст. отклон. | 1,2 | 3,7 | 2,0 | 1,8 | 1,4 | |
| фемининный | среднее | 25,0 | 26,3 | 26,6 | 17,8 | 19,1 | 
| ст. отклон. | 1,9 | 2,5 | 1,8 | 0,7 | 0,9 | |
| андрогинный | среднее | 26,7 | 27,5 | 25,9 | 17,1 | 17,0 | 
| ст. отклон. | 1,8 | 3,2 | 2,1 | 1,0 | 1,6 | |
| маскулин. – феминин. | U – кр. | 21,000 | 18,000 | 22,000 | 25,000 | 9,000 | 
| ур. ст. зн. p | 0,167 | 0,093 | 0,200 | 0,321 | 0,008 | |
| маскулин. – андрогин. | U – кр. | 51,500 | 45,000 | 26,500 | 31,500 | 58,500 | 
| ур. ст. зн. p | 0,591 | 0,357 | 0,028 | 0,065 | 0,925 | |
| феминин. – андрогин. | U – кр. | 33,500 | 51,000 | 51,500 | 39,500 | 14,000 | 
| ур. ст. зн. p | 0,041 | 0,347 | 0,347 | 0,096 | 0,001 | |
Анализ табл. 2 позволяет обнаружить тенденцию различий в выборках предпринимателей – мужчин с маскулинным и фемининным типами гендерной идентичности по показателю «мотивация избегания неудач» теста Эллерса (U = 9,000; p = 0,008), а также – тенденцию различий стремления к соперничеству методики Кубышкиной (U = 18,000; p = 0,093). При этом показатели стремления к соперничеству несколько выше у лиц с маскулинной гендерной идентичностью и у них также несколько ниже показатели избегания неудач.
В выборках предпринимателей – мужчин с маскулинной и андрогинной гендерной идентичностью различий по всем показателям методик Кубышкиной и Эллерса не выявляется, в том числе – на уровне тенденций, а в выборках предпринимателей – мужчин с фемининным и андрогинным типами гендерной идентичности можно говорить о тенденции различий по мотивации избегания неудач (U = 14,000; p = 0,001): у лиц с андрогинной гендерной идентичностью она несколько ниже, чем у лиц с фемининный гендерной идентичностью, но фактически такая же, как и у лиц с маскулинной идентичностью.
Анализ средних (выраженность признака для выборки) показывает, что мотивация к успеху у предпринимателей - мужчин и с маскулинным, и с фемининным, и с андрогинным типами гендерной идентичности находится на умеренно высоком диагностическом уровне, но – у лиц с маскулинной идентичностью – наиболее высокая, а у лиц с андрогинной идентичностью – наиболее низкая; мотивация к избеганию неудач – у представителей всех типов гендерной идентичности находится на высоком диагностическим уровне, но самая высокая – у предпринимателей – мужчин с фемининным типом гендерной идентичности, а у мужчин с маскулинным и андрогинным типами – одинаковая и имеет тенденцию средних показателей; показатели стремления к социальному престижу и достижению цели – фактически одинаковые по выраженности у мужчин со всеми тремя типами гендерной идентичности; однако мотивация соперничества несколько ниже у мужчин с фемининным типом гендерной идентичности по сравнению с представителями остальных типов.
Проведём анализ женской выборки (см. табл. 3).
Величины средних, стандартных отклонений, U – критерия Манна - Уитни и уровня статистической значимости для показателей стремления к успеху женщин с различной гендерной идентичностью
| Тип гендерной идентичности / сравниваемые выборки | Статистический показатель | Методика М. Кубышкиной | Методика Т. Эллерса | |||
| стремление к соц. престижу | стремление к соперничеству | стремление к достижению цели | мотивация к успеху | мотивация к избеганию неудач | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| маскулинный | среднее | 24,3 | 24,3 | 24,3 | 15,8 | 15,3 | 
| ст. отклон. | 1,8 | 2,7 | 2,7 | 3,7 | 1,9 | |
| фемининный | среднее | 21,7 | 27,3 | 22,6 | 14,0 | 12,6 | 
| ст. отклон. | 3,4 | 2,7 | 1,3 | 1,7 | 2,4 | |
| андрогинный | среднее | 21,5 | 25,7 | 19,5 | 14,9 | 14,5 | 
| ст. отклон. | 3,2 | 5,1 | 3,3 | 2,7 | 3,4 | |
Продолжение таблицы 3
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| маскулин. – феминин. | U – кр. | 10,000 | 15,000 | 8,500 | 10,000 | 6,500 | 
| ур. ст. зн. p | 0,138 | 0,445 | 0,073 | 0,138 | 0,035 | |
| маскулин. – андрогин. | U – кр. | 22,000 | 38,500 | 13,500 | 33,000 | 29,500 | 
| ур. ст. зн. p | 0,080 | 0,622 | 0,011 | 0,381 | 0,235 | |
| феминин. – андрогин. | U – кр. | 52,500 | 44,500 | 17,000 | 43,000 | 44,500 | 
| ур. ст. зн. p | 1,000 | 0,581 | 0,011 | 0,535 | 0,581 | 
Как показывает анализ табл. 3, в выборках предпринимателей – женщин с маскулинной и фемининной гендерной идентичностью можно говорить о значимых различиях мотивации избегания неудачи, а также о тенденции различий в отношении всех показателей мотивации, за исключением стремления к соперничеству. В сравниваемых выборках женщин с маскулинной и андрогинной идентичностью можно говорить в отношении тенденций различий стремления к престижу и достижения цели. В сравниваемых выборках женщин с фемининной и андрогинной идентичностью можно говорить о различиях стремления к достижению цели. Показатель «стремление к соперничеству» различий, в том числе на уровне тенденций, в сравниваемых выборках не обнаруживает.
Проведем анализ выраженности показателей мотивации стремления к успеху у женщин с различной гендерной идентичностью.
Итак, показатели мотивации к успеху и избеганию неудач наиболее высокие у женщин с маскулинной гендерной идентичностью и сравнительно одинаковое у женщин с фемининной и андрогинной идентичностью, при этом диагностическая выраженность этих обоих показателей соответствует диапазону средних значений методики Эллерса; стремление к соперничеству имеет схожее значение для женщин всех типов гендерной идентичности; стремление к социальному престижу у предпринимателей – женщин с маскулинной идентичностью выше, чем у женщин с фемининной и андрогинной идентичностью (схожие показатели), а стремление к достижению цели наиболее высокое у женщин с маскулинной и относительно высокое у женщин с фемининной идентичностью, но самое низкое – у женщин с андрогинной гендерной идентичностью. К сожалению, в методике М. Кубышкиной не заданы её диагностические критерии.
В рамках рассмотрения настоящей задачи нас так же интересуют отличия показателей стремления к успеху у мужчин и женщин (рассмотрим эти показатели вне зависимости от типа гендерной идентичности).
Представим средние (они нами получены как обобщённые средние для выборок мужчин и женщин с разными типами гендерной идентичности (см. приложение 2), а также проверим различия в выборках, используя для этого U – критерий Манна - Уитни (см. табл. 4). (Различия в выборках мужчин и женщин со схожими типами гендерной идентичности рассматривать мало интересно в связи с тем, что показатели мотивации к успеху у мужчин мало связаны с типом их гендерной идентичности, в то время как у женщин эта связь выражена более чётко).
Величины средних, стандартных отклонений, U – критерия Манна - Уитни и уровня статистической значимости для показателей стремления к успеху у мужчин и женщин
| Выборка / сравниваемые выборки | Статистический показатель | Методика М. Кубышкиной | Методика Т. Эллерса | |||
| стремление к соц. престижу | стремление к соперничеству | стремление к достижению цели | мотивация к успеху | мотивация к избеганию неудач | ||
| мужчины | среднее | 26,1 | 27,6 | 26,6 | 17,6 | 17,6 | 
| ст. отклон. | 1,8 | 3,4 | 2,1 | 1,3 | 1,6 | |
| женщины | среднее | 22,2 | 25,8 | 21,3 | 14,9 | 13,5 | 
| ст. отклон. | 3,1 | 4,7 | 3,4 | 2,7 | 3,4 | |
| мужчины - женщины | U – кр. | 117,500 | 351,000 | 87,000 | 180,000 | 117,500 | 
| ур. ст. зн. p | 0,000 | 0,149 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | |
Как показывает анализ табл. 4, различий ни по одному показателю мотивации в выборках предпринимателей - мужчин и предпринимателей - женщин нет (везде высоки значения U – критерия Манна – Уитни) (более высокие значения U – критерия в табл. 4 по сравнению с табл. 2 и 3 объясняются большей численностью выборок мужчин и женщин по сравнению с численностью выборок лиц с разной гендерной идентичностью.).
Отсутствие различий по U - критерию при очевидных различиях средних объясняется высокими стандартными отклонениями в каждой выборке, т.е. – реальными отличиями показателей респондентов каждой выборки от средних для выборок. Именно «перекрывание» реальных значений (которое и непосредственно отражает U – критерий) и обеспечивает отсутствие различие в выборках.
Нами был произведён расчёт корреляции по r – критерию Пирсона для показателей методик С. Бэм (маскулинности, фемининности и андрогинности), М. Кубышкиной (стремление к социальному престижу, стремление к соперничеству и стремление к достижению цели) и Т. Эллерса (мотивация к успеху и избеганию неудач) на массиве данных общей выборки, который связей показателей гендерной идентичности и мотивации успеха не обнаружил, в то время, как между отдельными показателями мотивации корреляционные связи есть (однако их рассмотрение в данный момент нас не интересует).
Таким образом, полученные аналитические связи между типами гендерной идентичности и мотивации успеха у женщин могут рассматриваться нами преимущественно в качестве тенденций как в выборке мужчин, так и в выборке женщин, однако у мужчин они выражены более слабо.
Различия в статистических показателях, полученные нами при аналитическом и статистическом анализе связей показателей гендерной идентичности и мотивации успеха могут быть обусловлены определённой погрешностью методики С. Бэм, а именно – переводом показателей маскулинности, фемининности и андрогинности в номинативную шкалу (с присвоением статистических меток какждому респонденту), т.е. – в их качественную выраженность. В тоже время количественные показатели этой методики (выраженность шкал маскулинности, фемининности и андрогинности), заданные метрической шкалой, корреляции с показателями шкал методик Эллерса и Кубышкиной, также заданные метрическими шкалами, не дали, что более важно.
Резюмируя, можно сказать, что сделанные при рассмотрении этой исследовательской задачи выводы идут в разрез нашей первой исследовательской гипотезе, согласно которой показатели стремления к успеху могут быть различными у лиц с разными типами гендерной идентичности: можно лишь вести речь о тенденции подобных различий.