Анализ гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей с различными типами гендерной идентич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:00, дипломная работа

Краткое описание

Проблема настоящего исследования состоит в изучении гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей – мужчин и женщин с различными типами гендерной идентичности.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов.
Качественные изменения в российской экономике, повлекшие возрождение предпринимательства и, соответственно, возникновение нового социального слоя предпринимателей, ведут к необходимости теоретического осмысления целого ряда социальных, экономических, психологических и иных проблем и практического применения полученных результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КАРЬЕРНОЙ УСПЕШНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Проблема исследования гендерных различий в психологии 7
1.2. Исследование представлений об успехе и карьерной успешности в психологии 12
1.3. Содержание представлений о карьерной успешности. Различия представлений о карьерной успешности у мужчин и женщин 18
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТРЕМЛЕНИЯ К УСПЕХУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЁМ У СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 31
2.1. Цель, задачи, гипотезы исследования 31
2.2. Организация и методики исследования 32
2.3. Результаты и их обсуждение 34
2.3.1. Анализ типов гендерной идентичности в выборках предпринимателей - мужчин и женщин 34
2.3.2. Анализ стремления к успеху у предпринимателей – мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью 37
2.3.3. Анализ представлений об успешном предпринимателе и успехе у лиц с различной гендерной идентичностью 43
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Вложенные файлы: 1 файл

Березовской И.И. Диплом.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Практически любая женщина, состоящая в браке, стоит перед альтернативой необходимости сочетания различных социальных ролей – не только активной участницы трудовой и общественной жизни, но и «хозяйки дома», матери. Женщины избирают различные варианты сочетания этих ролей, хотя большинство устойчиво ориентируются на одинаковую их значимость. Конкретный выбор жизненного пути женщина делает сама в соответствии со своими личными качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, но возможность такого выбора зависит от того, какую экономическую и моральную поддержку окажет ей государство и общество на каждом из выбранных ею путей. Однако никакая, даже самая прогрессивная социальная практика не может отменить психологические трудности, которые возникает при «двойной» занятости женщины на работе и дома. У большинства озабоченных своей карьерой женщин проблемы возникают из-за того, что они не могут решить для себя, должны ли они делать карьеру и быть независимыми, или же они должны демонстрировать свою женственность и посвятить себя семейному быту. Это принципиальные вопросы для каждой работающей женщины. От ответа на них зависит, будет ли она в своей профессиональной деятельности счастлива, или же будет ощущать себя постоянно «эксплуатируемой» [4].

Равноправное положение женщины в обществе существенно изменяет традиционные представления о таких чертах, как мужественность и женственность. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцы поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами: навык и способность принимать решения, отстаивать своё мнение, независимость. 

Результаты исследований М. Хеннинг и А. Жарден [70] показали, что приблизительно после десяти лет работы у женщин происходит остановка. Некоторые из них проявили уже свои деловые качества, начиная с низшей должности, дошли до должности руководителя среднего звена и достигли к этому времени 30-35-летнего возраста. Другие, же чаще всего, не сделали никакой карьеры, а усердно и преданно работали на низших должностях. Данными авторами были выделены  две группы работающих женщин. В первую входят те, которые независимо от своего желания или способностей не сделали никакой карьеры. Большинство из них в возрасте 25-30 лет вышли замуж, продолжали работать, но семья повлияла на её карьерный рост (быт, дети, сильная занятость мужа, нежелание мужа видеть рядом деловую женщину). Это те женщины, которые с трудом разделяют свою профессиональную и личную жизнь. Вышеизложенные факты означают, что они живут сверхнапряжённой двойной жизнью: на работе они не хотят допустить плохих слов о себе и работают потому иногда до изнеможения. Дома они должны заботиться о детях и обслуживать супруга. Так как подобную нагрузку выдержит не каждая женщина, то приходит время, когда начинаются проблемы и дома, и, естественно на работе.

В работе М. Хеннинг и А. Жарден [70] показано, что более значимым мотивом трудовой деятельности у женщин является мотив материальный, хотя и с оттенком психологическим ( им нравится иметь свой заработок и быть независимыми). На втором месте стоят мотивы морально-этического плана: женщины склонны работать, потому что благодаря работе ощущают себя нужными людьми и не представляют свою жизнь без работы. На третьем месте – мотивы компенсаторные: благодаря работе женщины не чувствуют себя одинокими; на работе они забывают о домашних и личных неурядицах, неприятностях.

 Женщины воспринимают карьеру  как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности. Мужчины соотносят выполняемую ими работу со своими представлениями о карьере, т.е. рассматривают её как продвижение по службе, преуспевание. Имидж делового, преуспевающего человека, карьериста (в хорошем смысле этого слова) становится целью, которую надо достичь во что бы то ни стало [40].

Ведя речь о карьере, необходимо упомянуть о риске, который является её неизменным спутником. Риск для мужчин означает потерю или прибыль, победу или поражение, опасность или шанс. Женщина оценивает риск как принципиально отрицательный момент. Для неё он означает потерю, опасность, боль. По возможности она избегает риска, болезненно реагируют на любого рода критику [15].

В проведённых исследованиях [11] показано, что работа позволяет женщинам проявлять творчество, инициативу, вызывает уважительное отношение со стороны знакомых, друзей, родственников. Но эти последние престижные моменты имеют малое значение. Для женщин мотивы труда являются внешними. Труд в меньшей степени является самоценностью [11]. Более же важным является признание необходимости сочетания различных социальных ролей – не только активной участницы трудовой и общественной жизни, но и «хозяйки дома», матери. Женщины избирают различные варианты сочетания этих ролей, хотя большинство устойчиво ориентируются на одинаковую их значимость. Конкретный выбор жизненного пути женщина делает сама в соответствии со своими личными качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, но возможность такого выбора зависит от того, какую экономическую и моральную поддержку окажет ей государство и общество на каждом из выбранных ею путей. Однако никакая, даже самая прогрессивная социальная практика не может отменить психологические трудности, которые возникает при «двойной» занятости женщины на работе и дома. Все эти факторы, безусловно, влияют на оценку значимости карьерной успешности женщиной.

Таким образом, проведённый анализ показал, что понимание успешности и карьерного успеха женщинами и мужчинами в ряде случаев не имеет существенных различий и определяется личностными особенностями человека, по данным же других исследователей это понимание существенно отличается у мужчин и женщин: если мужчины понимают карьерную успешность, прежде всего, как продвижение по службе, то женщины – как возможность самореализации. В планировании и реальном построении карьеры «участвует» не только биологический пол человека, а все его психологические характеристики, в число которых входит тип гендерной идентичности. Тип гендерной идентичности – это, в определённом смысле, те специфичные социальные характеристики поведения, на которые мужчина или женщина по большей части неосознанно себя ориентирует. Так, большинству современных женщин свойственны такие образцы поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами: навык и способность принимать решения, отстаивать своё мнение, независимость. В тоже время наблюдается существенная феминизация поведения у части современных мужчин с уходом от принятия ответственных решений, избегания профессий, сопряжённых с риском.

О предпринимательстве в России вплоть на макроуровне до настоящего времени можно говорить как об относительно стихийном явлении: в его лоно с начала 90-х гг. прошлого столетия  фактически вынужденно были брошены тысячи бывших инженеров, учителей, рабочих различных профессий, как мужчин, так и женщин. «Эра» «челночников» сменилась «эрой» гипермаркетов, а большинство детей этих пионеров челночного движения закончило различные учебные заведения и, зачастую, вне зависимости от избранной специальности, стало «офисным планктоном», тща себя надеждой стать менеджером более высокого уровня.    Всё это тоже в определённом смысле  считается у нас в стане предпринимательством.  При этом проведённый анализ литературы показал фактически полную неисследованность как реальной мотивации предпринимательской деятельности, так и обусловленности  этой мотивации  гендерными особенностями личности.

В связи с этим было и построено наше исследование, ориентированное изучение представлений о карьерной успешности лиц с различной гендерной идентичностью, а также связи этих показателей с мотивацией ведения бизнеса.

 

 

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТРЕМЛЕНИЯ К УСПЕХУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЁМ У                СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

2.1. Цель, задачи, гипотезы исследования

 

Предмет исследования: представления о карьерной успешности у лиц с различной гендерной идентичностью.

Объект исследования – мужчины и женщины в возрасте от 22-х до 60-ти лет, предприниматели, посещающие странички сайтов http://businesstricks.ru и  http://my.biznet.ru сети Интернет.

Цель исследования: проведение анализа представлений о карьерном успехе и стремлений к успеху у современных российских предпринимателей (мужчин и женщин) с различной гендерной идентичностью.

Гипотезы исследования:

1) показатели стремления к успеху могут быть различными у лиц с разными типами гендерной идентичности;

2) предприниматели - мужчины и женщины с разными типами гендерной идентичности могут иметь различные представления об успехе и успешности своей предпринимательской деятельности.

Задачи исследования:

1) выявить типы гендерной идентичности у обследованных мужчин и женщин;

2) провести анализ показателей  стремления к успеху у предпринимателей – мужчин и женщин  с различной гендерной идентичностью

3) провести анализ представлений об успешности предпринимательской деятельности и успехе у лиц с различной гендерной идентичностью.

 

 

2.2. Организация и методики исследования

 

С целью решения поставленных задач и верификации выдвинутых гипотез нами были опрошены 32 мужчины и 28 женщин в возрасте от 22-х до 60-ти лет, декларирующих себя в качестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и посещающих сайты http://businesstricks.ru и  http://my.biznet.ru сети Интернет. Общая численность выборки составила 60 человек. При анализе результатов исследования возраст респондентов нами не учитывался.

Всех респондентов посредством сети мы просили ответить на вопросы разработанной нами анкеты, а также заполнить бланки 4-х методик:

1) опросника «МАС» М. Кубышкиной;

2) 2-х опросников Т. Эллерса;

3) методики С. Бэм в адаптации М.В. Бураковой.

С целью исследования представлений об успешности нами была разработана анкета, содержащая два вопроса. При ответе на первый вопрос респондентов просили в развёрнутой форме отразить свои представления об успешном предпринимателе. При ответе на второй вопрос – отразить свои представления о понятии «успех», проранжировав в порядке убывания значимости для себя следующие высказывания:

- «успех – материальное благополучие и общественное признание».

- «успех – свобода суждений и действий».

- «успех – достижение целей, ради которых человек трудиться».

- «успех – связи и деньги».

Опросник «МАС» М. Кубышкиной содержит 36 утверждений, в отношении которых испытуемому предлагается определить частоту встречаемости у себя каждого поведенческого проявления, описываемого в утверждении («никогда», «часто» и «очень часто»). Опросник содержит три шкалы: «стремление к социальному престижу», «стремление к соперничеству», «стремление к достижению цели». Подсчёт результатов осуществляется сравнением ответом испытуемого с ключом. Чем больше сумма баллов по той или иной шкале, тем более у обследуемого выражено то или иное стремление [60, с.35-36].

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Эллерса представляет собой опросник, состоящий из 41 утверждения, на которые испытуемому необходимо дать утвердительный или отрицательный ответ. Полученные результаты сравниваются с «ключом» и суммируются. Результаты оцениваются следующим образом: от 1 до 10  баллов – низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Эллерса представляет собой список слов из 30 строк по 3 слова в каждой строке. Испытуемому предлагается выбрать в каждой строке только одно слово, с его точки зрения наиболее точно его характеризующее. Начисление баллов осуществляется с помощью ключа. Результаты оцениваются следующим образом: от 2 до 10 баллов – низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов  - высокий уровень мотивации; 21 балл и выше – слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите [60,с.37-40].

Методика С. Бэм представляет собой список из 60 качеств. Испытуемому даётся следующая инструкция: «Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас».

Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл.

Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом: сумма баллов по маскулинности делится на 20 - это М, и сумма баллов по фемининности делится на 20 - это F.Вычисляется также IS (основной индекс) по формуле: IS = (F - М) умножить на величину 2,322.

Интерпретация - испытуемого относят к одной из 3-х категорий:

1.   IS меньше -2,025 – меньше -1 маскулинность;

2. IS  -  от -1 до +1 - андрогинность;

3.   IS больше +1 – фемининность [6,с.403-405].

 

 

2.3. Результаты и их обсуждение

2.3.1. Анализ типов гендерной идентичности в выборках                             предпринимателей - мужчин и женщин

 

Для рассмотрения первой исследовательской задачи произведём расчёт частот представленности каждого типа гендерной идентичности в выборках предпринимателей – мужчин и женщин (см. приложение 2) и табл. 1.

Как показывает анализ табл. 1, число мужчин с маскулинной гендерной идентичностью в обследованной нами выборке составило 25,0%, с фемининной – 28,1%, с андрогинной – 46,9%. Число женщин с маскулинной гендерной идентичностью составило 21,4%, с фемининной – 25,0%, с андрогинной – 53,6%.

 

Таблица 1

Показатели числа респондентов (в %) в мужской и женской выборках, обладающих маскулинным, фемининным и андрогинным типами гендерной идентичности

Выборка

Тип гендерной идентичности

маскулинный

фемининный

андрогинный

мужчины

25,0

28,1

46,9

женщины

21,4

25,0

53,6


 

Показатели общей маскулинизации женщин (21,4% - с маскулинной идентичностью и 53,:% - с андрогинной) в целом нас не удивляют и согласуются, в частности, с мнением Д.И. Фельдштейна [69] о маскулинизации современного общества, особенно – женщин. Не удивительно также, что для таких женщин современный бизнес является привлекательным.

Однако удивительным для нас является достаточно значительное число мужчин – предпринимателей с фемининной гендерной идентичностью (28,1%), что объяснить, на наш взгляд, не так просто. Однако при проведении опроса мы не учитывали: а) является данный вид бизнеса, в котором участвует мужчина - предприниматель, самостоятельным, или он, к примеру, ведёт его совместно, например, с супругой; б) сам вид предпринимательства; в) причину занятия предпринимательством; г) уровень развития бизнеса. В отдельных случаях, а их может быть и достаточно много, может идти речь о мелком предпринимательстве с мелкими торговыми точками, занимающимися реализацией товаров такого ассортимента, который не соотносится с сугубо «мужскими нуждами» (как, например, реализация запасных частей), и в которых производится реализация видов продукции, в которых мужчина может чувствовать себя достаточно неловко и не брать на себя инициативу: бельё, одежда, в том числе женская и детская, товары для животных, ряд продовольственных товаров (фрукты и овощи, кондитерские товары и пр.). Со всей очевидностью, «вынужденность» направленности мелкого предпринимательства в нашей стране могло повлиять и на психологические качества самих предпринимателей, как женщин, так и мужчин: мужчины, равно как и женщины, по ряду социальных и экономических причин оказались перед лицом необходимости зарабатывать себе на жизнь теми видами деятельности, которые в более благоприятных условиях ими были бы отвергнуты. Необходимо также учитывать, что в настоящее время в ряде случаев мелкое предпринимательство являет собой вынужденный вид трудоустройства, связанного с тем, что человек по тем или иным причинам оказался «за бортом» более престижной работы в связи с возрастом или по банальной причине отсутствия «связей» для получения более престижной работы. Успешность же предпринимательства, особенно на начальных его этапах, в настоящее время сомнительна [69]. Всё это не может не отразиться на эмоциональных переживаниях человека.

Информация о работе Анализ гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей с различными типами гендерной идентич