Алкоголь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.
Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам.Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения.Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2-4

Основная часть……………………………………………………………………
I. Девиантное поведение: сущность понятия и причины его возникновения…………......................................................................5-21
1.1 Сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»…….....5
1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте....9
1.3 Причины девиантного поведения подростков………………….15
II Современные формы девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………………………22-31
2.1. Алкоголизм в подростковом возрасте…………………………..22
2.2. Наркомания в подростковом возрасте…………………………25
2.3. Влияние сектанства в подростковом возрасте…………………28
Заключение……………………………………………………………32
Приложение…………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы...…………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Данько Александра.docx

— 166.63 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетноеное образовательное учереждение  высшего профессионального образования

«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А.П.Чехова»

Факультет___________________________________________

Кафедра____________________________________________

 

 

 

Алкоголизм, наркомания, сектанство в подростковом и раннем юношеском возрасте. Причины девиантного  поведения в подростковом возрасте.

 

 

Курсовая работа

Студента ______курса

_____________________

_____________________

 

 

Научный руководитель

_____________________

 

 

Дата сдачи «     »__________ 20___г.

Дата защиты «   »___________20___г.

Оценка_________________________

Научный руководитель_______________/____________/

 

 

 

Таганрог 2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..2-4

 

Основная часть……………………………………………………………………

I. Девиантное поведение: сущность понятия и причины его возникновения…………......................................................................5-21

    1. Сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»…….....5
    2. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте....9
    3. Причины девиантного поведения подростков………………….15

II Современные формы девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………………………22-31

2.1. Алкоголизм в подростковом  возрасте…………………………..22

2.2. Наркомания в подростковом  возрасте…………………………25

2.3. Влияние сектанства  в подростковом возрасте…………………28

Заключение……………………………………………………………32

Приложение…………………………………………………………………. 35

Список использованной литературы...…………………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подростковый возраст - это  время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее  проявление сложного процесса становления  его характера. Серьезные нарушения  поведения нередко связанные  с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение  трудным. В этой связи довольно часто  возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.

Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое  положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам.Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди  молодежи усилился нигилизм, демонстративное  и вызывающее поведение по отношению  к взрослым поведение, чаще и в  крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко  возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается  темпами роста правонарушений в  других группах. Причем появляются все  новые виды отклоняющегося поведения.Подростки  участвуют в военизированных  формированиях политических организаций  экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические  преступления.

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в  переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

В последние годы в России возросла численность подростков, для  которых цель жизни сводится к  достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер - больше получать благ, привилегий и  меньше работать и учиться. Такая  позиция подростков приобретает  все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие  девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно  возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических  отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее  исключительное значение в жизнедеятельности  граждан, общества, государства. Для  многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой  и любыми средствами. В этих случаях  ими руководит не корысть и  стремление удовлетворить свои потребности  преступным путем, а привлекает сам  процесс совершения преступления, участия  ради компании, чтобы не прослыть трусом и т.п.Девиантное поведение подростков - распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового  периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается не каждым подростком, возможность противостоять  негативным влияниям окружения формируется  у них уже после 18-летия.

Актуальность  темы курсовой работы связана с необходимостью комплексного исследования причин девиантного поведения подростка, рядом сложных социальных проблем: распад семей, рост количество неблагополучных семей, снижение рождаемости, рост численности беспризорных детей, преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, падение нравственности. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, социальных учреждений и широкой общественности.

Цельработы–изучение сущности девиантного поведения подростков, его причин и форм в современном обществе.

Задачи работы

-   рассмотреть сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»

- описать формы девиантного  поведения и их особенности;

- рассмотреть теоретические  подходы к объяснению девиации;

- определить социально-психологические  особенности подростков как социально-демографической  группы;

- выявить причины девиантного  поведения подростков;

- охарактеризовать современные  формы девиантного поведения  подростков.

Предмет исследования– специфика девиантного поведения подростков.

Объект исследования – современный подросток в современном обществе.

Методы–сбор необходимой литературы, изучение литературы, описание, анкетирование,анализ.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 

 

 

Глава I. Девиантное поведение: сущность понятия и причины его возникновения.

    1. Сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»

Социальная норма  — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [2, стр. 41].

Практически вся жизнь  любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как  они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины  таких отклонений, находить пути преодоления  их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.Исходным для понимания отклонений служит понятие "норма".

 В теории организации  сложилось единое - для естественных  и общественных наук - понимание  нормы как предела, меры допустимого  (в целях сохранения и изменения  системы). Для физических и биологических  систем - это допустимые пределы  структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития.

Это - естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.

 Социальная норма определяет  исторически сложившийся в конкретном  обществе предел, меру, интервал  допустимого (дозволенного или  обязательного) поведения, деятельности  людей, социальных групп, социальных  организаций. В отличии от естественных  норм физических и биологических  процессов социальные нормы складываются  как результат адекватного или  искаженного отражения в сознании  и поступках людей объективных  закономерностей функционирования  общества. Поэтому они либо соответствуют  законам общественного развития, являясь "естественными", либо  недостаточно адекватны им, а  то и вступают в противоречие  из-за искаженного - классово ограниченного,  религиозного, субъективистского, мифологизированного  - отражения объективных закономерностей.  В таком случае аномальной  становится "норма", "нормальны"  же отклонения от нее.

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены  вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “отклонение” означает поведение индивида или  группы, которое не соответствует  общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отклонения могут принимать самые  разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.

 Во все времена общество  пыталось подавлять, устранять  нежелательные формы человеческой  жизнедеятельности и их носителей.  Методы и средства определялись  социально-экономическими отношениями,  общественным сознанием, интересами  правящей элиты. Проблемы социального  “зла” всегда привлекали интерес  ученых.

Один индивид может  иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации.

 У истоков социологии  девиантного (отклоняющегося) поведения  стоял французский ученый Эмиль  Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской  социологической школы. Он выдвинул  понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.

Конституированию в качестве самостоятельного научного направления  теория девиантного поведения обязана  прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом  социальная структура побуждает  некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся  поведением такое, которое “идет  вразрез с институционализированными ожиданиями”, а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”, то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.

Более широкую трактовку  определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует  понимать действия, не соответствующие  заданным обществом нормам и типам”, то есть речь идет о нарушении любых социальных норм [12, стр. 38-39].

Отклонения могут происходить  в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными  нормами.

     Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в  Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью  и многообразием поведенческих  ожиданий. Девиация ведет за собой  изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации: а)человека, которому свойственно определенное поведение; б)норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного; в)другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение [20, стр. 53].

Таким образом, под девиантным (лат.Deviatio - уклонение) поведением понимаются: поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

 В первом значении  девиантное поведение преимущественно  предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии  и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение  относительно.

Информация о работе Алкоголь