Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 14:23, курсовая работа
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.
Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам.Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения.Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.
Введение……………………………………………………………………..2-4
Основная часть……………………………………………………………………
I. Девиантное поведение: сущность понятия и причины его возникновения…………......................................................................5-21
1.1	Сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»…….....5
1.2	Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте....9
1.3	Причины девиантного поведения подростков………………….15
II Современные формы девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………………………22-31
2.1. Алкоголизм в подростковом возрасте…………………………..22
2.2. Наркомания в подростковом возрасте…………………………25
2.3. Влияние сектанства в подростковом возрасте…………………28
Заключение……………………………………………………………32
Приложение…………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы...…………………………………….43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное 
бюджетноеное образовательное учереждение 
высшего профессионального 
«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А.П.Чехова»
Факультет_____________________
Кафедра_______________________
Алкоголизм, наркомания, сектанство в подростковом и раннем юношеском возрасте. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.
Курсовая работа
Студента ______курса
_____________________
_____________________
Научный руководитель
_____________________
Дата сдачи « »__________ 20___г.
Дата защиты « »___________20___г.
Оценка________________________
Научный руководитель_______________/__
Таганрог 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
I. Девиантное поведение: сущность 
понятия и причины его возникновения………….............
II Современные формы девиантного 
поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………
2.1. Алкоголизм в подростковом возрасте…………………………..22
2.2. Наркомания в подростковом возрасте…………………………25
2.3. Влияние сектанства 
в подростковом возрасте…………………
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список использованной литературы...…………………………………….43
Введение
Подростковый возраст - это 
время становления характера. Именно 
в этот период влияние среды, ближайшего 
окружения оказывается с 
Большая общественная важность 
обсуждаемой проблемы становится особенно 
очевидной в период построения демократического 
государства. Непростое экономическое 
положение страны, крушение прежнего 
мировоззрения и 
Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.
В последние годы в России 
возросла численность подростков, для 
которых цель жизни сводится к 
достижению материального благополучия 
любой ценой. Труд и учеба утратили 
общественную ценность и значимость, 
стали носить прагматический характер 
- больше получать благ, привилегий и 
меньше работать и учиться. Такая 
позиция подростков приобретает 
все более открытые и воинствующие 
формы, порождая новую волну потребительства, 
часто провоцирующую 
Актуальность темы курсовой работы связана с необходимостью комплексного исследования причин девиантного поведения подростка, рядом сложных социальных проблем: распад семей, рост количество неблагополучных семей, снижение рождаемости, рост численности беспризорных детей, преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, падение нравственности. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, социальных учреждений и широкой общественности.
Цельработы–изучение сущности девиантного поведения подростков, его причин и форм в современном обществе.
Задачи работы
- рассмотреть сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»
- описать формы девиантного поведения и их особенности;
- рассмотреть теоретические подходы к объяснению девиации;
- определить социально-
- выявить причины девиантного поведения подростков;
- охарактеризовать современные формы девиантного поведения подростков.
Предмет исследования– специфика девиантного поведения подростков.
Объект исследования – современный подросток в современном обществе.
Методы–сбор необходимой литературы, изучение литературы, описание, анкетирование,анализ.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава I. Девиантное поведение: сущность понятия и причины его возникновения.
Социальная норма — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [2, стр. 41].
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.Исходным для понимания отклонений служит понятие "норма".
 В теории организации 
сложилось единое - для естественных 
и общественных наук - понимание 
нормы как предела, меры 
Это - естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.
 Социальная норма определяет 
исторически сложившийся в 
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.
 Во все времена общество 
пыталось подавлять, устранять 
нежелательные формы 
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации.
 У истоков социологии 
девиантного (отклоняющегося) поведения 
стоял французский ученый 
Конституированию в качестве 
самостоятельного научного направления 
теория девиантного поведения обязана 
прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. 
Мертон проанализировал, каким образом 
социальная структура побуждает 
некоторых членов общества к несоответствующему 
предписаниям поведению. Американский 
социолог А. Коэн называет отклоняющимся 
поведением такое, которое “идет 
вразрез с 
Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам”, то есть речь идет о нарушении любых социальных норм [12, стр. 38-39].
Отклонения могут происходить 
в сфере индивидуального 
Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.
Как пишет профессор социологии 
Калифорнийского университета в 
Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация 
с трудом поддается определению, 
что связано с 
Таким образом, под девиантным (лат.Deviatio - уклонение) поведением понимаются: поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
 В первом значении 
девиантное поведение