Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся [10].
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Содержание

Введение Глава I. Теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся
Глава II. Активные методы обучения, как способ активизации познавательной деятельности обучающихся
2.1 Психолого-педагогические основы активных методов обучения
2.2. Классификация методов активного обучения
Глава III. Психолого-педагогические основы использования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся.
Глава IV. Активизация познавательной деятельности учащихся
4.1.Уровни познавательной активности
4.2. Приемы активизации познавательной деятельности
4.3. Методы активизации познавательной деятельности учащихся
Глава V. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии,  и социальных технологий

Кафедра педагогики и педагогической психологии

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

Содержание:

Введение                                                                                                                                                                   Глава I. Теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся

Глава II. Активные методы обучения, как способ активизации познавательной деятельности обучающихся

2.1 Психолого-педагогические  основы активных методов обучения

2.2. Классификация методов  активного обучения 

Глава III. Психолого-педагогические основы использования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся.

Глава IV. Активизация познавательной деятельности учащихся

4.1.Уровни познавательной  активности

4.2. Приемы активизации  познавательной деятельности

4.3. Методы активизации  познавательной деятельности учащихся

Глава V. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся [10].

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В  работе  предлагается  обобщенная  классификация  методов  обучения,

построенная в логике  основных  компонентов  деятельности,  ее  организации, стимулирования,   контроля   и   анализа   результатов,   проведен    анализ дидактических   возможностей    различных    методов    в    соответствующих педагогических  ситуациях,   раскрыта   методика   выбора   их   оптимальных сочетаний.

Объект: процесс обучения производственному обучению в условиях начального профессионального образования.

Предмет:  методика  активизации   познавательной   деятельности учащихся при обучении на производственном обучении.

Гипотеза: если проблемно-  поисковый  метод  обучения  используется  в комплексе с методами стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки то значительно активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся.

      В работе  необходимо решить задачи:

1. Провести психолого-педагогический  анализ литературы по методам  обучения и рассмотреть классификации  методов обучения по различным  основаниям.

2. Создать методику практического  применения различных методов  обучения на уроках производственного  обучения.

Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности обучающихся.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из Введения, пяти глав, Заключения и Списка использованной литературы.

Во Введении обосновывается актуальность исследования, разработан научный аппарат.

В I главе раскрыты теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся.

Во II главе рассматриваются методы обучения, как способ активизации познавательной деятельности обучающихся.

В главе III определены психолого-педагогические основы использования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся.

Глава IV раскрывает уровни познавательной активности, принципы активизации деятельности обучающихся на занятиях, приемы и методы активизации познавательной деятельности.

В Заключении сделаны выводы по итогам исследования.

В Списке использованной литературы насчитывается 39 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности обучающихся, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности обучающихся - составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты. (Аристотель, Э.И.Моносзон, И.Ф.Харламов и др.) Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте это понятие связано с целями обучения.

Анализ понятий активности обучающихся в процессе обучения предполагает изучение таких психолого-педагогических закономерностей, как формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.

Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский [12, 136]. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И. Г.Песталоцций [35].

Идея активизации обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф.К.Дистервега [35]. Он утверждал, что хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его.

Совершенствование принципов в учении отражено в трудах Ф.А.Дистервега[35], который создал дидактическую систему, направляемую на развитие умственных сил учащихся. Будучи сторонником активного обучения, выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся.

«Ученикам следует - писал К.Д.Ушикский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания»[10].

На учение К.Д.Ушинского опирались прогрессивные русские методисты[35], боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.

В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский методист естествознания А.Я.Герд[35], который формулировал важные положения развивающего обучения. Он довольно полно выразил суть процесса самостоятельного приобретения новых знаний, утверждая, что если ученик сам наблюдает и сам сравнивает, то «знание его отчетливее, определеннее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценную» [35, 140] .

Разработкой методов активного обучения, занимались и советские педагоги 20-х годов: В.3.Половцев, С.Т.Шацкий, Г.Т.Ягодовский[35] и другие. Исследуя работы советских педагогов 20-х годов, М.И.Махмутов[35] пришел к выводу, что в то время была сделана, лишь неудачная попытка создать дидактическую систему проблемного обучения, и соответствующие взгляды не имели необходимой социологической, психологической и практической базы.

Начиная со второй половины 50-х годов, советские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости активизации учебного процесса.

Определенных успехов добился В.Оконь[35], известный польский педагог. В книге «Основа проблемного обучения» он исследовал основы возникновения проблемных ситуаций на материале различных предметов. Совместно с И.Куписевечем,  В.Оконь доказал преимущество обучения путем решения проблем для развития умственных способностей учащихся [35].

С начала 60-х годов настойчиво развивается мысль о необходимости использования достижений педагогики 20-х годов, и в частности об усилении роли исследовательского метода в обучении не только естественных, но и гуманитарных предметов.

Во второй половине 60-х годов и начале 70-х годов в советской педагогике и педагогической психологии идея проблемного обучения начинает более широко разрабатываться. Появляется ряд статей, сборников, кандидатских диссертаций, посвященных отдельным его аспектам. Сущность проблемного обучения они видят в том, что учащийся под руководством педагога принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе. В этом определении ученик, главным образом, решает их самостоятельно (под руководством учителя или с его помощью. Т.е. настоятельно выдвигается деятельностный подход к проведению учебно-воспитательного процесса.

В развитии теории проблемного обучения определенные достижения имеются у педагогов Польши, Германии, Чехословакии.

Среди работ педагогов Чехословакии достойны внимания исследования М.Ципро и Л.Нечесаны[24] по проблеме методов обучения и эффективности классно-групповых занятий в проблемном обучении. Среди болгарских педагогов идея проблемного обучения пользуется большим авторитетом. В работах Веткова, М.Маркова[21] и других рассматриваются главным образом вопросы прикладного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Активные методы обучения, как способ активизации познавательной деятельности обучающихся

2.1             Психолого-педагогические основы  активных методов обучения

В реализации целей активизации познавательной деятельности лежат активные методы обучения. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики.

Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова[19] и др., хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова и т.д[26].

Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др[29].

А.М. Матюшкин[29] в своих работах обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы обучающихся, ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и обучающихся, их взаимной активности.

Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А.Н.Леонтьевым[27], в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Следовательно, она есть предметная деятельность. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения), так и воздействия на него.

Учебный процесс с использованием активных методов обучения в условия начального профессионального образования опирается на совокупность общедидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А.Балаев [3]

Информация о работе Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения