Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся [10].
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Содержание

Введение Глава I. Теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся
Глава II. Активные методы обучения, как способ активизации познавательной деятельности обучающихся
2.1 Психолого-педагогические основы активных методов обучения
2.2. Классификация методов активного обучения
Глава III. Психолого-педагогические основы использования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся.
Глава IV. Активизация познавательной деятельности учащихся
4.1.Уровни познавательной активности
4.2. Приемы активизации познавательной деятельности
4.3. Методы активизации познавательной деятельности учащихся
Глава V. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Активизация познавательной деятельности учащихся начинается  в процессе обучения, умения работы с литературой. Первоначальные навыки работы с книгой должны получить дальнейшее развитие в процессе обучения, они получают обобщенные навыки и умения проводить аналогии с теоретическими знаниями, устанавливать ассоциации. Эффективность этого приема активизации познавательной деятельности учащихся обусловлена тем, что умозаключения по аналогии облегчают переход от известного к неизвестному и составляют непременную часть творческого мышления.

На уроках производственного обучения важную роль в активизации познавательной деятельности имеет упражнение. Учащиеся с помощью упражнений отрабатывают приемы и навыки профессиональной деятельности, сначала учащиеся работают с более простым материалом. При разработке дидактического материала должен выдерживаться принцип от простого к сложному, доступность и посильность выполнения, учитываться индивидуальные особенности учащихся.

Карточки - задания составляются с целью развития у учащихся логического мышления и с учетом межпредметных связей.

Наглядные пособия, применяемые в условиях практического обучения, выполняют  две   функции:   при   объяснении   нового   материала являются   основным источником знаний; используются со специальной целью как вспомогательный материал.

 Письменное инструктирование  обеспечивает наиболее широкие  возможности использования его  как средства для управления самостоятельной деятельностью учащихся, являющееся дополнительным источником словесной информации, позволяет сохранить  инструкцию в течение всего периода обучения и, следовательно, создает возможность повторного обращения учащихся к ней для получения тех или иных дополнительных сведений. Важным качеством письменной инструкции  является и то, что она позволяет передать информацию о том, что и как должен делать учащийся, выполняя задание. Следовательно,  те учащиеся, которые могут самостоятельно работать с инструкционными картами не ждут объяснения мастера, так же с помощью инструкционной карты можно проверить правильность выполнения задания другими учащимися, т.е. осуществить взаимоконтроль. Инструкционные карты развивают у учащихся навыки чтения и способствуют  усвоению предлагаемого материала.

Карточки - задания с рисунками помогают развивать зрительную память при выполнении определённых операций. Выполнение  подобного задания подготавливают  учащихся к сознательному, активному усвоению и способствуют более глубокому осмыслению при выполнении практических заданий. Использование карточек - заданий позволяет варьировать методические приемы в проведении вводного инструктажа для активизации  деятельности учащихся. 

Карточки контроля служат для выработки навыков контроля, самоконтроля, самостоятельности в работе. Анализ качества выполненных работ и определение причин брака самими учащимися активизирует их и способствует формированию технического мышления. Проводя контроль учащиеся мысленно воспроизводят анализ своих действий. Карты контроля помогают учащимся самостоятельно проверить качество выполненной работы или не допустить ошибки в технологической последовательности.

На уроках производственного обучения используются задания «Полубуквы».  Дописав  их, учащиеся смогут постепенно запомнить терминологию. Задание «Книжная полка» применяется на этапе изучения терминологии и  способствует закреплению знаний. «Анаграммы»    выдаются    на    занятиях    для    закрепления    знаний    и   способствуют развитию логического мышления.

Задание «Путаница» является элементом игры и развивает внимательность

учащихся.

Для контроля знаний учащихся применяются карты программированного  опроса с графическим изображением, где учащиеся находят правильный    ответ и соответственно расставляют цифры. Обязательным условием развития познавательной активности учащихся в условиях программированного опроса является индивидуализация обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельно выполнять предлагаемые задания в свойственном им темпе, обеспечивающем сознательное усвоение материала.

Для фронтального опроса используются «диктанты» составленные на определенные темы или разделы.

Карточки - подсказки используются для предупреждения дефектов в работе.

Для развития внимательности разработаны карточки «Шифровки», «Ребусы».  Эти задания пробуждают и повышают интерес к урокам производственного обучения и помогают усваивать материал. Работа  с ребусами может быть как индивидуальной так и микрогруппой ( 2-3 человека) и в том и другом случае может быть введен принцип соревновательности: кто расшифрует ребус первым и правильно, тот получает оценку «отлично». Прежде чем вводить самостоятельную работу с ребусами, необходимо выявить, умеют ли учащиеся работать с ними и при необходимости инструктаж, например, даю информацию, когда не существовало письменности, люди передавали информацию с помощью рисунков. Рисуночное письмо- это первый шаг к букве и созданию письменности. Ребус- это загаданное в картинках слово, загадка, состоящая в том, что в место слов в нем поставлены знаки, фигуры, нарисованные предметы, названия которых надо отгадать. При отгадывании ребусов надо знать условности: иногда перед знаком или нарисованным предметом стоит одна или две кавычки. Это значит, что в слове, которое надо назвать по знаку или рисунку, необходимо отбросить одну или две первые буквы. Если предмет нарисован в перевернутом виде это значит- слово надо читать с конца. Применяя ребусы для проверки усвоения определенного круга понятий и терминов, полезно выдавать вместе с карточками- ребусами  памятки с правилами их разгадывания. Такой  вид работы развивает смекалку, логическое мышление, способствует более прочному усвоению терминологии.

На уроках производственного обучения могут быть использованы познавательные игры, составленные с учетом знаний учащихся. В соответствии с выбранной целью, с целью повторения или закрепления материала можно использовать игры - загадки, которые могут быть представлены в виде: игры «Ромашка».       

Игра «Ромашка» может проводиться 2-3 учащимися. Вызвать к доске участников игры и по сигналу начинают вытягивать лепестки, ответы записывать на доске, номеруя. Когда лепестки закончатся, учащиеся вслух зачитывают вопросы, группа проверяет их правильность записи на доске. Таким образом,  задействована вся группа.

Кроссворды как дидактическая интеллектуальная игра хороши тем, что развивают умственные способности, концентрацию внимания, активизируют память, процессы самообразования. В учебном процессе кроссворды применяю для проверки качества усвоения знаний, для привлечения и поддержания внимания, обучающихся в процессе изложения нового материала, а также ранее пройденного, как основы понимания новой темы. Разгадывая кроссворд, учащийся вынужден вспомнить существенные признаки и характеристики изученных явлений технологических процессов, предметов. Как занимательная форма проверки знаний кроссворды способствуют повышению учебной мотивации, интереса к изучаемой профессии. Кроссворды  применяю для индивидуальной работы, в целях проверки усвоения знаний, для работы в микрогруппах.

Разработанные и апробированные дидактические материалы подтвердили свою эффективность. Активизация познавательной деятельности у учащихся, заключается: в многообразии методических приемов изучения и закрепления нового учебного материала; в использовании разносторонних средств наглядности; в самостоятельной работе учащихся [17].

Такие методы активизируют деятельность учащихся на уроке, развивают самостоятельность, ответственность, мышление,  внимательность, наблюдательность, устойчивые практические навыки при выполнении практических работ. Идет  не только освоение профессии, но и максимальное закрепление уже имеющихся навыков, адаптация учащихся в училище, в рабочем коллективе, в обществе.

Результат обучения с применением элементов игры непосредственно влияет на повышение уровня усвоения знаний, умений на уроках производственного обучения. Игра облегчает   сложный   и трудный  процесс овладения учащимися знаниями, умениями и навыками труда; удовлетворяют потребность в увлекательной деятельности; обеспечивают устойчивую добровольную дисциплину, она формирует заинтересованность в коллективных делах [39].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На современном этапе развития профессионального образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. 62 с.
  2. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта – Наука, 1986. 150 с.
  3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
  4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000
  5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Просвещение, 1995. 38 с.
  6. Бондаревская Е.В., Власова Т.Ф., Коновальчук В.Н. Экспериментальная педагогика. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1993. 63 с.
  7. Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.
  8. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. С.27.
  9. Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1997. 238 с.
  10. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7. С.18.
  11. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
  12. Коменекий Я. А. Избранные педагогические сочинения -М., 1955.
  13. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики - М., 1972.
  14. Махмутов М. И. Современный урок. - М., 1977.
  15. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Роспедагентство, 2005. 54 с.
  16. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007. 158 с.
  17. Москаленко К.А. Образец учебных действий как средство активизации творческой деятельности учащихся // Педагогическое наследие. Липецк: ЛГПУ, 1999. С.42.
  18. Немов. Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
  19. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. М.: Академия, 2004. 224 с.
  20. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. Москва – Новосибирск, 2000
  21. Нойнер Г., Бабанский Ю.К. Педагогика - М., 1984
  22. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1986. 218 с.
  23. Организация познавательной деятельности учащихся. / Под ред. В.Д Семенов. Свердловск: Амалфея, 1985. 140 с.
  24. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные   способы   активизации   обучения  [Текст] : учебное пособие.- М.: Академия,2006.-175с.
  25. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003. - 800 с.
  26. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 150 с.
  27. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 305 с.
  28. Соловейчик М. С. Методика преподавания русского языка: руководство к самостоятельной работе над курсом. - М., 1968.
  29. Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. М.: Просвещение, 1985. 271 с.
  30. Сластенина М.Н. Дидактика средней школы. М., 1982
  31. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: Дрофа, 1984. 254 с.
  32. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1984. 92 с.
  33. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.
  34. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. М., 1987
  35. Чуприкова Н. И. Умственное развитие в обучении - М., 1995.
  36. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Академия, 1982. 356 с.
  37. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 72 с.
  38. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. 160 с.
  39. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 1989. 75 с.

 




Информация о работе Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения