Адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучение теоретических и практических аспектов управления адаптацией персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА 7
1.1. СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ 7
1.2. СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ 13
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЯГУАР»…………………………………………………………………………..23
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 23
2.2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ 27
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЯГУАР» 35
3.1. ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ 35
3.2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА НА ПРЕДПРИЯТИИ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. АНКЕТА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ) 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В. АНКЕТА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ (ДЛЯ СОТРУДНИКОВ) 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 55

Вложенные файлы: 1 файл

KursovayaSumtsova.doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основой любой  организации и ее главным богатством являются люди. Хотя сегодня машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, и почти полностью вытеснила человека с производственных площадок, роль и значение человеческого ресурса в организации не только не исчезла, но и даже увеличились во много раз.

Сегодня в период становления рыночной экономики в России все больше говорят в то же время о развитии социально ориентированной экономики, одним из направлений которой является развитие человека в процессе труда. Это означает превращение труда в сферу развития человека, постепенный переход к содержательному труду в комфортных условиях, изменение отношений в коллективе и т.п.

Человек стал самым  дорогостоящим ресурсом для многих компаний. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией и т.п.

 Успешное сочетание двух этих сторон взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любой организации. И первым шагом в этом направлении, как правило, является процесс адаптации, т.е. приспособление потребностей и ценностей сотрудника к требованиям, предъявляемым к нему организацией в соответствии с ее стратегическими целями. 

В результате грамотного проведения адаптационной программы организация получает профессионально состоявшихся, мотивированных сотрудников, способных значительно повысить эффективность работы всей организации [4, С. 113]. Именно в этом и заключается сущность процесса управления адаптацией. Что и объясняет актуальность выбранной темы.

Целью курсовой работы является: изучение теоретических и практических аспектов управления адаптацией персонала.

В соответствии с целью задачами  курсовой работой  являются:

1. Изучить теоретические аспекты управления адаптацией персонала;

2. Провести оценку системы адаптации персонала на предприятии;

3. Разработать программу адаптации персонала.

Объектом исследования является: центр обслуживания ООО  «Ягуар».

Предметом исследования является: система адаптации на предприятии ООО «Ягуар».

Методами исследования в курсовой работе являются: анализ и синтез собранной информации; анкетирование; графики и  таблицы.

В соответствии с целью и задачами исследования  курсовая работа состоит из введения, основной части (3 глав) и заключения.

Во введение обосновывается актуальность темы, ставятся цель и задачи, определяются объект, предмет и методы исследования, раскрывается структура работы.

В первой главе  раскрывается  сущность адаптации персонала и специфика механизма адаптации в организации.

Во второй главе  проводится оценка системы адаптации персонала на предприятии ООО «Ягуар».

В третьей главе  разрабатываются рекомендации по совершенствованию системы адаптации персонала на предприятии ООО «Ягуар».

В заключении подводятся итоги проделанной работы.

 

  1. Теоретические аспекты управления  адаптацией персонала
    1. Сущность адаптации персонала: понятие, основные аспекты

 

Термин «адаптация»  чрезвычайно широк и применяется  в различных областях науки.

Например, определение адаптации С.В. Загородников: «процесс познания и процесс достижения норм, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в той или иной организации для ее человеческих ресурсов» [5, С. 204].

В то время как  согласно Б. З. Зельдович «адаптация  - это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры новой компании» [6, С. 161].

В самом общем  виде адаптация - это «процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды» [12].

В процессе адаптации  работник проходит несколько стадий:

- общее ознакомление с ситуацией;

- приспособление (привыкание, усвоение стереотипов);

- ассимиляция (полное приспособление);

- идентификация (отождествление личных целей с целями коллектива) [8, С. 99].

Принципиальными целями адаптации, по мнению А.Я. Кибанова, являются:

- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

- сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;

- экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой [7, С. 133].

Кроме того, способы  включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о том, как организован  в его подразделении процесс  адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции. Ввиду этого стоит отметить, что адаптация имеет сложную структуру. Основные аспекты адаптации представлены на рис.1 [6, С. 161].

Рисунок 1. Основные аспекты адаптации

Профессиональная  адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и  разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.

Социально-психологическая  адаптация – вхождение новичка  в коллектив, адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта. Критерии оценки социально-психологической адаптации – удовлетворенность работой, взаимоотношениями с коллегами.

Психофизиологическая  адаптация – приспособление к  новым физическим и психологическим  нагрузкам, к санитарно-гигиеническим  условиям, режиму работы, содержанию и  характеру труда. Психофизиологическая адаптация в большой мере зависит  от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.

Социально-экономическая  адаптация – приспособление к  организации труда, оплате и стимулированию деятельности, организации досуга и социально-бытовой сфере.

Организационная адаптация означает усвоение роли и  организационного статуса рабочего места и подразделения в общей  организационной структуре, а также  понимания особенностей организационного и экономического механизма управления организацией.

Адаптация новичков, не имеющих опыта практической деятельности (первичная адаптация молодых  специалистов), имеет свою специфику. Молодые специалисты приходят на производство, обладая хорошим багажом знаний и полным отсутствием практического опыта. Поэтому на первый план выступает профессиональная адаптация. Организационная адаптация выпускников учебных заведений также имеет свои особенности. Во-первых, им необходимо освоить режим труда и отдыха, соблюдать трудовую дисциплину, во-вторых, они должны ознакомиться с организационной структурой предприятия, выработать четкое представление о месте своего подразделения в этой структуре, целях как предприятия в целом, так и своего рабочего места. Эта категория работников нуждается в особой заботе о них со стороны администрации.

Работники, имеющие  опыт практической работы, поступая на новое предприятие (вторичная адаптация), профессионально адаптируются быстрее, для них существенное значение имеет  вхождение в новый социум. Общаясь с членами трудового коллектива, работник получает информацию о формальных и неформальных группах и лидерах, нормах поведения, традициях, обычаях, принятых в социуме, деловых и личных качествах его членов. Эта информация не просто пассивно усваивается им, она соотносится с его системой взглядов, убеждений и ценностей, которые являются результатом предшествующего жизненного опыта работника, проходит оценку, в результате которой формируется его собственное отношение к окружению.

Здесь же стоит  отметить, что в современной практике менеджмента различают следующие формы адаптации персонала:

- испытательный срок продолжительного от 3-х до 6-и месяцев, в течение которого осуществляется овладение необходимыми навыками и умениями и «доводка» работника до необходимых требований модели рабочего места;

- адаптация молодых специалистов на должностях мастеров и специалистов продолжительностью до трех лет, в течение которых он набирает необходимый производственный опыт и «включается» полноправным членом коллектива предприятия или организации;

- программа введения в должность руководящего работника продолжительностью до одного года, в течение которого он изучает внутренние нормативные документы подчиненных сотрудников и стратегию развития предприятия до получения необходимого мастерства управления;

- наставничество и консультирование как форма руководства процессом адаптации молодых рабочих и специалистов со стороны опытных руководителей с ярко выраженными педагогическими навыками;

- развитие человеческих ресурсов (человеческого капитала) как формы всестороннего развития личности сотрудника организации на протяжении всего периода работы до ухода на пенсию [2, С. 147].

Несмотря на различия между аспектами адаптации, следует подчеркнуть, что все виды адаптации не существуют изолированно друг от друга, а теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому управление процессом адаптации требует разработки единой системы мероприятий, обеспечивающих его быстроту и успешность. Поэтому в решении кадровых проблем на предприятии важное значение имеют все разновидности адаптации. Так, к примеру, при формировании коллектива нужно учитывать, что сменяемость кадров  или обратный показатель – закрепляемость рабочих на рабочих местах – во многом зависят от результатов адаптации. А неудовлетворенность ее результатами приводит к необоснованно высокой текучести, к повышенной заболеваемости, к другим негативным момента, в том числе и экономического характера.

Успешность  адаптации зависит от характеристик  производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем больше отличие ее от привычной производственной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации.

Адаптация как  процесс характеризуется определенной продолжительностью, и, следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что адаптация - это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.

С позиций управления кадрами, формирования трудового потенциала, определения сроков адаптации большое значение имеет выяснение такого понятия, как предел адаптации.

При определении  сроков адаптации (а с ними и возможного ущерба) в качестве ее предела, или  точки отсчета завершения ее как процесса, могут использоваться определенные количественные показатели, характеризующие отдельные стороны адаптации, или система показателей. В частности, можно выделить:

- объективные  показатели - уровень и стабильность  количественных показателей труда (систематическое выполнение норм, качественное изготовление продукции, отсутствие нарушений в ритме работы конвейерной или поточной линии, профессиональная устойчивость, рост квалификации, уровень трудовой дисциплины и т.п.);

Информация о работе Адаптация персонала