Адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучение теоретических и практических аспектов управления адаптацией персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА 7
1.1. СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ 7
1.2. СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ 13
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЯГУАР»…………………………………………………………………………..23
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 23
2.2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ 27
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЯГУАР» 35
3.1. ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ 35
3.2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА НА ПРЕДПРИЯТИИ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. АНКЕТА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ) 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В. АНКЕТА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ (ДЛЯ СОТРУДНИКОВ) 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 55

Вложенные файлы: 1 файл

KursovayaSumtsova.doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.

Преимущества  и недостатки в системе адаптации  персонала

Преимущества 

Недостатки

Гибкий подход к сотрудникам

Вопросы адаптации  персонала отражены лишь в Положении о порядке прохождения испытательного срока в организации

Приветствие молодых специалистов

Адаптация персонала  ограничивается испытательным сроком сотрудника

Отсутствие  конкретных схем карьерного роста, а  значит, самостоятельность сотрудников  в определении возможностей своего профессионального развития

«Стихийность» адаптационного периода 

Наличие корпоративной  культуры

Низкий уровень  участия руководителя в системе  адаптации персонала 

Низкий уровень  конфликтности, т.к. результаты труда  каждого из отделов мало зависят друг от друга

Короткий период длительности адаптации персонала (до 3 месяцев)

 

Низкий уровень применения психологической составляющей в системе адаптации персонала

 

Перекладывание  ответственности по адаптации на самого работника


 

Итак, из табл.2 видно, что недостатков в системе адаптации персонала заметно больше, чем положительных сторон. В виду этого выявленные нами недостатки позволяют подвести итог проведенному анализу и заключить, что система адаптации персонала компании на сегодняшний день не эффективна, а ее проявление в компании не действенно. Поэтому целесообразным является разработка рекомендаций по оптимизации системы адаптации персонала  на предприятии ООО «Ягуар».

 

 

 

  1. Рекомендации по совершенствованию системы адаптации персонала на предприятии ООО «Ягуар»
    1. Проблемы в системе адаптации персонала и мероприятия по ее оптимизации

 

На основании  выявленных во 2 главе недостатков  сформулируем в табл.3 основные проблемы, существующие на данный момент в системе адаптации персонала  компании ООО «Ягуар».

Таблица 3.

Проблемы в  системе адаптации персонала  компании ООО «Ягуар»

Недостатки (отрицательные  факторы) в системе адаптации  персонала

Проблемы адаптации  персонала

  1. Вопросы адаптации персонала отражены лишь  в Положении о порядке прохождения испытательного срока в организации

1. Отсутствие  специальной программы адаптации  персонала

  1. Адаптация персонала ограничивается испытательным сроком сотрудника
  1. «Стихийность» адаптационного периода 
  1. Короткий период длительности адаптации персонала (до 3 месяцев)
  1. Низкий уровень применения психологической составляющей в системе адаптации персонала 

2.Игнорирование  психологической стороны вопроса

  1. Низкий уровень участия руководителя в системе адаптации персонала

3.Отсутствие четкого распределения обязанностей  среди сотрудников по адаптации персонала

  1. Перекладывание  ответственности по адаптации на самого работника

 

 

Из табл.3 видно, что в системе адаптации персонала выделены 3 основные проблемы:

- отсутствие специальной программы адаптации персонала;

- игнорирование психологической стороны вопроса;

- отсутствие  четкого распределения обязанностей  среди сотрудников по адаптации  персонала.

С целью совершенствования  системы адаптации на каждую из выделенных проблем с учетом ранее выявленных положительных факторов разработаем оптимизирующие мероприятия и схематично представим их на рис.7.

Рисунок 7. Мероприятия по оптимизации системы адаптации персонала

 

Итак, из рис.7 видно, что в качестве основных оптимизирующих мероприятий выделены:

- разработка программы адаптации персонала;

- определение  особенностей и порядка психологической  адаптации персонала на предприятии;

- определение  должностей, на которые будет  возложена ответственность по  адаптации персонала; распределение  среди них основных функций в раках системы адаптации.

На рис.8 схематично представлены ожидаемые последствия внедрения данных мероприятий в систему адаптации персонала.

Рисунок 8. Ожидаемые последствия внедрения данных мероприятий в систему адаптации персонала

Итак, в результате реализации оптимизирующих мероприятий в системе адаптации персонала ожидаются следующие последствия:

 снижение управленческих издержек организации;

- сокращение  текучести кадров;

- ускорение процесса вхождения нового сотрудника в коллектив;

- стабилизация коллектива, встревоженного приходом нового сотрудника;

- повышение  степени возможности получить  от новичка полноценный результат  в кратчайшие сроки;

- снижение вероятности  скорого увольнения нового работника;  и др. [14, С.183].

3.2. Разработка программы адаптации персонала

 

С целью совершенствования системы адаптации целесообразным в первую очередь представляется разработка специальной программы адаптации.

Основными разделами  программы вполне могут стать:

1. Общие положения;

2. Функции сотрудников, ответственных за адаптацию персонала;

3. Этапы адаптации персонала;

4. Психологическая адаптация персонала.

В «Общих положениях»  освещены основные должности сотрудников компании, на которых так или иначе возложена ответственность за адаптацию персонала:

- генеральный директор;

- заместитель  генерального директора;

- менеджер по  управлению персоналом;

- сотрудники компании, которые назначаются временно наставниками для новичков (куратор - наставник).

Функции каждого  из этих сотрудников в рамках системы  адаптации персонала приведены в табл.4.

Таблица 4.

Функции сотрудников, ответственных за адаптацию персонала

Должность

Функции

Генеральный директор

- назначить  наставника (консультанта), ответственного  за «новичка», или взять эту  работу на себя;

- подробно ознакомить нового работника с внутренними нормативными документами (положениями, инструкциями, правилами и др.);

- вмешиваться  лично во все нестандартные  или конфликтные ситуации с  «новичком»;

- не применять  строгих мер административного,  экономического, социологического и психологического воздействия на «новичка», особенно в период испытательного срока, за исключение случаев грубых нарушений, аварий, травматизма; и т.д.

Заместитель генерального директора

- изложить историю  организации; 

- описать позицию компании в отрасли;

- сформулировать  миссию организации;

- описать основной  производственный процесс или  процесс предоставления услуг;

- перечислить  основные продукты и услуги;

- описать взаимодействие  основных отделов при достижении  целей организации;

- показать важность должностной позиции работника и ее влияние на работу других;

- описать систему  гарантий и компенсаций фирмы;  и т.д.

Менеджер по управлению персоналом

- освоение новым  сотрудником процедуры охраны  труда и техники безопасности;

- получение практических навыков по использованию средств противопожарной защиты;

- освоение правил  оказания первой медицинской  помощи пострадавшим;

- заполнение  табеля учета рабочего времени; 

- освоение процедуры  обработки необходимой документации;

- интерпретация листка оплаты труда;

- обучение правильному  использованию оборудованием, включая  офисное оборудование; и т.д.

Куратор (наставник) – любой из сотрудников компании, назначенный генеральным директором

1. Помощь в адаптации нового сотрудника:

- информирование,

- создание необходимых  условий для работы;

- планирование  и организация встреч и представлений,  необходимых для скорейшего введения  нового сотрудника в должность;  и т.д.

2. Планирование развития  нового сотрудника:

- планирование  необходимого обучения на период адаптации;

- стимулирование  самообучения;

-  обучение  на рабочем месте; и т.д.

3. Сопровождение работы нового сотрудника и контроль за ходом выполнения работы на период срока адаптации:

- консультационная  помощь новому сотруднику;

- наставничество;

- сопровождение;

- отслеживание  плана работы и обучения; и  т.д.


 

Реализация  данных функций в рамках каждой из обозначенных должностей позволит не только систематизировать и скоординировать  процесс адаптации, но и уменьшить общее число сотрудников, не прошедших испытательный срок, или покинувших компанию в течение первого года работы.

В разделе «Этапы адаптации персонала» развернуто описаны каждый из этапов адаптации персонала. Таких этапов – 4, которые схематично представлены на рис.9.

Рисунок 9. Этапы адаптации персонала

 

Особый интерес  представляет психологическая адаптация  персонала, содержание которой отдельно вынесено в раздел №4. Этот раздел подразумевает те моменты, согласно которым, при возникновении любых негативных эмоций, появляющихся в самом начале работы, отрицательным образом сказываются на всей дальнейшей работе предприятия (стресс, негативные переживания, психологический дискомфорт и т.п.). В виду этого в разделе «Психологическая адаптация персонала» говорится, что на любом предприятии, которое планирует вводить или развивать систему адаптации при подборе кандидатов и формировании трудового коллектива необходимо учитывать зодиакальные особенности того или иного знака зодиака. Не стоит совмещать в одном цеху или отделе двух людей с несовместимыми зодиакальными  характеристиками. Обобщенно профессиональные черты и особенности темперамента знаков зодиака представлены в табл.5 [16, С.37].

Таблица 5.

Профессиональные  черты и особенности темперамента знаков зодиака

Знак зодиака

Профессиональные особенности зодиака

Особенности темперамента

Примечание

Овен 

- стремление  все время развиваться и совершенствоваться;

- постоянная  необходимость чувствовать свою  значимость;

-  высокая  производительность, но быстрая  утомляемость.

- импульсивность;

- уязвимость  и ранимость;

- внешняя замкнутость;

- высоко эмоциональный;

- любит быть  «полезным».

Хороший наставник

Телец

- умение работать  своими руками;

- дисциплинированность;

- исполнительность;

- работают «потому  что надо». 

- склонность  к накопительству;

- постоянен  и надежен;

- реалист;

- скрытость  или даже замкнутость. 

Хороший исполнитель 

Близнецы 

- потребность  в постоянном общении;

- стремление  постоянно самосовершенствоваться, получать новые знания и навыки  в различных областях.

- коммуникабельны;

- интеллектуальны;

- быстро переменчивы  в настроении.

Хорошие работники  по связям  с общественностью

Рак

- любит уединение;

- хорошо выполняет  текущие, рутинные дела;

- хороший исполнитель.

- внимательный;

- отзывчивый;

- скрытый;

- эмоциональный;

- располагающий. 

1.Хороший работник  по связям с клиентами

2.Хороший наставник 

Лев

- обязательное  наличие интереса к работе  и выполняемым функциям;

- творческое  мышление;

- потребность  в обязательном поощрении   результатов труда.

- игра на  публику; 

- потребность  в зрителях;

- привлечение   всеобщего внимания;

- любитель похвалы;

- коммуникабельный;

- активный.

Хорошие работники  на должностях, не зависящих от результатов  труда других сотрудников.

Дева

- трудолюбие;

- высокая утомляемость;

- аналитический склад ума;

- организованность;

- усердность.

- необходимость  в самовыражении;

- эмоциональность;

- стремление  к справедливости.

1.Хороший исполнитель  2.Хороший работник аналитического  или финансового  отдела 

Весы

- склонность  к научному познанию;

- необходимость  творческой реализации;

- собственное  видение решения проблемы.

- идеалисты;

- уравновешенны;

- ленивые, если  постоянно не заинтересовывать.

Хороший менеджер

Скорпион

- усидчивость;

- поразительная  интуиция;

- скорость реакции  и выносливость.

- внимательность;

- способность  к высокой концентрации внимания;

- абстрактность  мышления.

Ими необходимо управлять, но давать волю к инициативе

Стрелец

- свобода творчества;

-инициативность;

- постоянный  поиск методов стимулирования  стрельца;

- разноплановость  в выполняемых поручениях;

- ответственность.

- упрямый;

- коммуникабельный;

- представительный.

Хороший исполнитель 

Козерог

-  деловые  качества;

- организаторские  навыки;

- ответственность;

- необходимость  в удовлетворении от собственной работы.

- коммуникабельны;

- требовательны  к себе и окружающим.

Хороший руководитель

Водолей

- не терпит  обыденности и скуки;

- непостоянен;

- потребность  в карьерном росте;

- умение преодолевать  трудности, перед которым отступают  другие.

- коммуникабельный;

- инициативный;

- любопытный.

Хороший исполнитель 

Рыбы

- творческая  натура;

- любитель выполнять  конкретное задание; 

- умение  слушать. 

- чувственны;

- эмоциональны;

- мечтательны. 

Хороший исполнитель, но требует контроля


 

Психологическая адаптация позволит каждому из сотрудников:

- чувствовать себя комфортно и быть частью организации;

- произвести хорошее впечатление на компанию;

- стремиться работать наилучшим образом;

- принять цели организации, поддерживать ее миссию, философию ведения бизнеса, особенно в части обслуживания клиентов;

- стремиться к обучению и улучшению качества труда и т.д.

Полная версия разработанной Программы адаптации  персонала приведена в Приложении Д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ современных  источников литературы позволил сделать следующие выводы:

Адаптация – это планомерный, регламентированный процесс, основной задачей которого  является эффективное вовлечение сотрудника в процессы, происходящие в компании.

В современной  практике менеджмента различают  профессиональную и социальную адаптации. При этом социальная адаптация включает социально-психологическую адаптацию, психофизиологическую адаптацию, социально-экономическую адаптацию, организационную адаптацию.

Адаптацию как  процесс можно также классифицировать по следующим критериям: по отношениям субъект-объект, по воздействию на работника, по уровню, по иерархии на службе и по направлениям.

Условно процесс  адаптации можно разделить на четыре этапа: оценка уровня подготовленности работника; ориентация; действенная адаптация; функционирование. На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией.

Управление  адаптацией – это процесс целенаправленного  воздействия на взаимное приспособление работника и организации для  повышения скорости и успешности адаптации.

Практическое исследование системы адаптации на предприятии проведено на примере предприятия ООО «Ягуар».

Новосибирский центр обслуживания клиентов ООО «Ягуар» существует на рынке  более 10 лет. В основные услуги компании входят:  - пошив и ремонт швейных изделий;   изготовление кожаных изделий по индивидуальному заказу; пошив и ремонт туристических принадлежностей; ремонт кожгалантерейных изделий; ремонт меховых изделий.

Структура управления персоналом организации имеет линейный тип. Данный тип оргструктуры достаточно полно отражает деятельность предприятия и способствует наиболее эффективному ее функционированию.

В настоящее  время в компании работает 26 человек. Однако на предприятии наблюдается  высокая текучесть кадров. Одной  из причин ухода персонала с предприятия является не прохождение им процесса адаптации.

Информация о работе Адаптация персонала